Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бучкин А.В. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Политехнический Колледж № 50
Выявлены объективные и субъективные критерии адаптации студентов среднего профессионального образования, дана их подробная характеристика и составляющие процесса социально-педагогической адаптации. Выделены основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации. Анализ приведенных в статье данных позволяет сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к формированию выделенных критериальных характеристик. Комплекс должен включать в себя целенаправленную систему действий участников образовательного процесса, как то: педагог, психологическая служба колледжа, администрация, мастер производственного обучения (классный руководитель). Определено, что слаженность и целевая направленность действий участников образовательного процесса позволит достичь положительных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, эффективно осуществить процесс социально-педагогической адаптации студентов, а, следовательно, ориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, наилучшим образом найти свое место в личной жизни и жизни общества.
среднее профессиональное образование
социально-педагогическая адаптация
критерий
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великого языка. Современное написание: В 4 т. - М.: Астрель, 2004.
2. Наурузбаев Д. Д. Особенности адаптации выпускников восьмых классов в средних профтехучилищах // Социс. - 1984. - № 3.
3. Профессиональная подготовка как фактор адаптации и производственного роста молодых рабочих. - Л., 1984.
4. Сайгушев Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя / Н. Я. Сайгушев. - Магнитогорск: МаГУ, 2002.
5. Седова И. Психологическое сопровождение образовательного процесса / И. Седова // Начальная школа. - 2002. - № 4.
6. Социально-профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социализма. - М., 1977.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества подготовки в профессиональном образовании, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников учреждений среднего профессионального образования. Эти процессы непосредственно затрагивают систему профессионального образования.

Как показывают ряд исследований (Ю. А. Александ­ровский, С. А. Беличева, Р. Берне, С. М. Громбах, Д. В. Колесников, К. Левин, А. В. Петровский, Э. Стоуне, Г. И. Царегородцев, В. А. Ядов и др.), одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовленности - слабая адаптация студентов к учебному процессу в колледже.

Под социально-педагогической адаптацией нами понимается педагогически организованный процесс усвоения студентами социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей, потребностей и активности в разнообразной учебной, производственной и социально значимой деятельности, способствующий дальнейшему включению их в социальные, трудовые отношения и производственную деятельность.

Адаптация обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме. Проблема социально-педагогической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования связана с профессиональным самоопределением, формированием готовности студентов к оптимально быстрому освоению профессии на основе развития личностной и социальной зрелости (А. А. Кива, К. Г. Кязимов, В. С. Леднев и др.), умением выявлять и оценивать собственные возможности и резервы (А. Г. Асмолов, П. Р. Атутов и др.).

Для проведения работы по социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования необходимо выявить критерии, позволяющие определить результативность работы и наметить дальнейшие пути реализации модели адаптации студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Критерий (др. греч. - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям [1].

Относительно проблематики нашего исследования, обнаружено подразделение критериев на объективные и субъективные.

К объективным критериям отнесены: продуктивность деятельности, реальное положение в коллективе, показателем которых является успеваемость.

Продуктивность деятельности, как один из критериев адаптации личности, должна рассматриваться не абсолютно, а в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности. Такое ограничение делает это понятие сугубо индивидуализированным. К объективным критериям можно отнести и авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое признание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности.

Субъективным критерием адаптации является удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная), отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к себе самому.

Для фиксации адаптированности необходимо наличие обоих указанных критериев, так как определенный уровень продуктивности деятельности и положение в коллективе должны подкрепляться удовлетворенностью ими, а сама по себе удовлетворенность без признания в коллективе или какой-либо референтной группе и без направленности на продуктивную деятельность недостаточна для адаптированности социализированной личности и чаще является компенсаторной реакцией на дезадаптацию или признаком приспособленчества.

Связь между удовлетворенностью как духовным состоянием индивида и его адаптацией как деятельностным процессом не является непосредственной. Связывающим элементом выступает удовлетворение притязаний индивида в его реальном проявлении. В этом отражается показатель глубины адаптации, который фиксирует реальное продвижение индивида по пути удовлетворения его притязаний.

Существует прямая зависимость: чем выше удовлетворенность трудом, тем более высокая степень адаптации, поскольку рост удовлетворенности означает насыщение притязаний [2].

Т. И. Юферова считает, что доминирующее влияние на процесс и характер адаптации, на продуктивность деятельности и удовлетворенность ею оказывает соответствие «мотивационного ядра» личности содержанию, целям и условиям реальной деятельности [4]. Мотивы выступают не только в качестве факторов адаптации, но и опосредуют влияние внешних по отношению к индивиду условий, обстоятельств, воздействий. Мотивационное ядро является решающим моментом адаптации личности в какой-либо сфере деятельности и опосредует восприятие и оценку как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.

Условием продуктивности и удовлетворенности деятельности является благоприятный психологический климат в коллективе - среде адаптации личности. Информативными показателями адаптированности личности в коллективе является активная социальная и удовлетворяющая личный статус позиция, характер взаимоотношений в значимых группах и коллективах. Однако даже изолированное положение индивида в группе еще не исчерпывающий показатель неадаптированности. Необходимо сопоставление его с качествами характера, интровертированностью, референтностью группы [3].

К показателям адаптированности личности относят следующие особенности: уверенностьвсебе, ясностьсамосознания, ответственность, наличие «своей линии» поведения, умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства.

Адаптированность личности проявляется в эмоциональных состояниях и социально, личностно значимых чувствах. К ним относятся: ощущение духовного комфорта, удовлетворительное самочувствие, ощущение жилищно-бытовой устроенности, положительное отношение с товарищами и высокий уровень удовлетворенности этими отношениями.

Способность к адаптации выражается в степени интеграции индивида в основных малых группах (семья, учебная группа).

Формирующиеся или сформировавшиеся личностные особенности, ориентации, выбор, иерархия систем ценностей, целей и потребностей, притязания, уровень вербального (формируемого воспитанием, обучением и жизнью), интеллекта и культуры, межличностных отношений, облегчают или задерживают адаптацию человека в реальной жизни, являясь факторами адаптивности.

Высокая или нормальная адаптивность - это благоприятные психофизические данные,высокая работоспособность, выносливость, устойчивость к невзгодам, болезням, психическая и физическая гармоничность, гармоничность врожденных и прижизненно сформировавшихся личностных качеств, высокий или соответствующий средней норме интеллект, высокая или нормальная обучаемость и способность к приобретению опыта, уверенность в себе, адекватность притязаний и выбора жизненных целей. Способствование приобретению качеств нормальной адаптивности и, как следствие этого, достаточная адаптированность - одна из основных забот мастера и классного руководителя в работе с низко адаптивными и дезадаптированными подростками.

Рассматривая вопрос о критериях оценки эффективности адаптации, следует подчеркнуть, что их выбор, очевидно, во многом определяется теоретической концепцией адаптации, в рамках которой эта оценка осуществляется. По убеждению подавляющего большинства исследователей (Ю. А. Александ­ровский, С. А. Беличева, К. Левин), один лишь критерий включенности индивида в процесс общественных отношений не является надежным показателем при определении эффективности и устойчивости адаптации. Хотя субъективно переживаемое индивидом чувство удовлетворенности характером этих отношений и по мере возможности объективно регистрируемые внешние проявления такой удовлетворенности, несомненно, являются важнейшими критериями оценки эффективности адаптации. Практический опыт работы, а также проведенные автором исследования убедительно свидетельствуют о необходимости привлечения для оценки эффективности адаптации и других критериев, соответствующих социальной и психологической природе адаптации и дезадаптации.

Проведенное исследование на основе контент-анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации.

Успешная адаптация характеризуется высокой степенью удовлетворенности отношениями с окружающими, низким уровнем тревожности, ощущением включенности в деятельность группы или колледжа, самостоятельностью в принятии решений, отстаиванием своего мнения, высокой работоспособностью и успешностью деятельности, профессиональным ростом. Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведения.

К показателям дезадаптации мы относим эмоциональный дискомфорт, низкую степень удовлетворенности отношениями с окружающими, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, субъективное ощущение одиночества, зависимость, конформность, неумение обеспечить свои основные потребности, низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда - вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста. Недостаточные коммуникативные навыки, малоадаптивное поведение (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления).

В холе анализа рассматриваемой проблемы было отмечено, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект, который опосредует характер и особенности протекания адаптации на других уровнях; определяющая роль в оценке эффективности адаптации как системного процесса принадлежит собственно психологическим критериям.

В процессе исследования проблемы нами были разработаны две группы показателей адаптации обучающихся, объективные и субъективные. Объективные критерии основываются на справедливости, честности, законности, практичности и должны подходить для обеих сторон:

  • отношение обучающегося к учебе;
  • уровень общих навыков обучающегося;
  • практическая подготовленность к профессиональной деятельности (наличие знаний, умений, навыков по избранной профессии);
  • интерес обучающегося к избранной профессии;
  • выполнение технических требований к работе, соответствие ее показателям и нормативам, получение устойчивых положительных результатов;
  • проявление обучающимся творческой активности (участие в техническом творчестве, конкурсах по профессии, рационализаторстве);
  • наличие у обучающегося учебно-профессиональных планов после окончания колледжа;
  • наличие цели в жизни;
  • уровень готовности обучающегося к самостоятельной жизни;
  • стремление обучающегося к самосовершенствованию;
  • позиция обучающегося в группе, характер взаимоотношений обучающегося с одногруппниками, классным руководителем, мастером производственного обучения и администрацией колледжа;
  • наличие положительных увлечений.

Субъективные критерии - это признаки, выделенные субъектом на основе собственных представлений об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания:

  • уровень удовлетворенности учащегося профессией;
  • удовлетворенность условиями организации производственного обучения в мастерских и на предприятиях;
  • удовлетворенность своим положением в коллективе;
  • удовлетворенность организацией и проведением свободного времени.

Объективныеисубъективныепоказателисоциально-профессиональной адаптации взаимосвязаны и обуславливают друг друга, это касается таких показателей, как трудовые результаты и отношение к профессии. Положительное отношение к профессии отражается на результатах труда, и, наоборот, результаты труда сказываются на отношении к профессии (удовлетворенность). В свою очередь отношение к профессии влияет на профессиональную закрепляемость.

Появление неудовлетворенности профессией, учебой, коллективом группы вызывает у обучающегося стремление изменить выбранную ранее профессию (специальность) или сменить образовательное учреждение. Появление неудовлетворенности говорит о начале перехода процесса адаптации в свою противоположность - дезадаптационный процесс.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к формированию выделенных критериальных характеристик. Комплекс должен включать в себя целенаправленную систему действий участников образовательного процесса, как то:

  • педагог (личностно-ориентированный подход, формирование субъектности, вариативность деятельности, направленная на повышение профессионального интереса, мониторинг успеваемости и пр.);
  • психологическая служба колледжа (психологический профотбор, мониторинг психоэмоционального состояния и уровня мотивации обучающихся и пр.);
  • администрация (принципы доверия, справедливости, открытости, сотрудничества и пр.);
  • мастер производственного обучения / классный руководитель (организация здорового ученического коллектива, обеспечение правильных, гуманных, доверительных отношений между обучающимися и взрослыми; деловое общение; положительное доброжелательное личное отношение мастера к каждому обучающемуся группы; отношения взаимной ответственности; взаимная требовательность; товарищеское сотрудничество; взаимопомощь и пр.).

Слаженность и целевая направленность действий участников образовательного процесса позволит достичь положительных критериальных характеристик эффективной адаптации обучающихся, эффективно осуществить процесс социально-педагогической адаптации студентов, а, следовательно, ориентировать их на требования реального сектора экономики и рынка труда, наилучшим образом найти свое место в личной жизни и жизни общества.

Рецензенты:

Бодров А. Н., д.п.н., директор ГБОУ СПО Политехнический колледж № 31, г. Москва.

Снопко Н. М., д.п.н., директор ГАОУ СПО Технологический колледж № 28, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бучкин А.В. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7752 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074