Введение
Ухудшение здоровья населения в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы его, формирующие на этапе профессиональной подготовки [3, 5, 6].
Интеграция системы подготовки специалистов страны в международный образовательный процесс, развитие коммерческого финансирования обучения, введение новых специальностей и расширение образования за счет освоения смежных профессий способствуют возрастанию учебных нагрузок, меняют информационную базу учебного процесса и требуют оценки и коррекции существующих условий подготовки специалистов высшей школы [2, 8].
Выделение приоритетных направлений предупреждения нарушений здоровья студентов в период обучения в системе высшего профессионального образования должно рассматриваться как государственная задача [1, 2, 4].
Для её решения необходимы новые подходы, направленные на выявление рисков здоровья, связанных с комплексом факторов, характеризующих условия жизнедеятельности студентов.
Период реформ в Российской Федерации сопровождался изменением структуры питания населения, снижением потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицитом белков, энергии, биологически активных веществ, что отразилось на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов [7, 8, 9, 10].
Цель исследования: выявить рациональность и сбалансированность питания, несоответствия между фактическим потреблением пищевых веществ, витаминов и минералов и физиологическими нормами потребления студентами-спортсменами и студентами, не занимающимися спортом.
Методы исследования: Исследование проводилось на базе СибГУФК. В ходе исследования студентами были заполнены таблицы «Суточные энерготраты спортсмена» и «Меню-раскладка». Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам, таблицам химического состава продуктов. Полученные данные сравнивали с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов.
Результаты исследования: Результаты гигиенического анализа суточных энерготрат студентов СибГУФК представлены на рис. 1.
Анализ энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток.
Сравнительный анализ энергозатрат студентов выявил, что питание у 56,2 % спортсменов-студентов покрывает энерготраты, но имеется группа студентов (34,48 %), получающих недостаточное количество пищевых веществ, а у 6,28 % отмечался переизбыток их потребления.
У 24,36 % студентов, не занимающихся спортом, отмечался дефицит основных питательных веществ и у 23,37 % – избыток, покрывающий суточные энерготраты (рис. 1).
Рис 1. Соответствие поступления пищевых веществ и суточных энерготрат студентами СибГУФК
Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в динамике дня. Завтрак составлял 25,1 % калорийности суточного рациона; обед – 34,6 %; ужин – 40,4 %.
Время последнего приема пищи у 30,0 % студентов было в 21–22 часа, у 27,7 % студентов интервал между приемами пищи составлял от 8 до 10,5 часов.
Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа обращений по поводу болезней органов пищеварения (гастритов и дуоденитов).
Далее нами был проанализирован режим питания студентов СибГУФК.
Как видно из табл. 1, большинство студентов-спортсменов (45,52 %) питаются 4 раза в день; студенты, не занимающихся спортом, предпочитают питаться 3 раза в день (44,51 %).
Таблица 1
Периодичность питания студентов СибГУФК
Периодичность питания (кол-во раз в сутки) |
Спортсмены (%) |
Студенты, не занимающиеся спортом (%) |
2 |
15,42 |
16,22 |
3 |
27,05 |
44,51 |
4 |
45,52 |
28,28 |
5 |
9,25 |
10,96 |
Таблица 2
Регулярность питания студентов СибГУФК
Регулярность питания |
Спортсмены (%) |
Студенты, не занимающиеся спортом (%) |
регулярно |
72,91 |
63,69 |
не регулярно |
27,09 |
36,31 |
Из табл. 1 видно, что спортсмены питаются чаще, так как им для поддержания мышечной массы в периоды интенсивных физических нагрузок рекомендуется увеличение кратности питания до 5–6 раз в день.
Спортсмены также отличаются более регулярными приемами пищи (72,91 %), чем студенты, не занимающиеся спортом (63,81 %). Это связано с установленным режимом дня, тренировок спортсменов, необходимостью питаться в строго определенное время (табл. 2). Не регулярно питаются 27,09 % спортсменов и 36,31 % студентов, не занимающихся спортом.
При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания. Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон. У студентов наблюдается дефицит витамина С, недостаточная обеспеченность витаминами В1, А.
Несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний.
При этом дефицит белковой пищи составляет 50,18 %, а углеводная часть рациона значительно увеличена, что является показателем качественной неполноценности питания студентов. Недостаток белков приводит к серьезным нарушениям в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма.
В рационах питания студентов всего лишь на 30–45 % выполнялись рекомендуемые нормы среднесуточного потребления рыбы и морепродуктов, на 57,1 % молока и молочных продуктов, на 60,8 % яиц, на 67,3 % мяса и мясопродуктов. На этом фоне потребление круп и макаронных изделий составляло от 133 % до 155 %, а кондитерских изделий от 138 % до 160 % от рекомендуемой нормы потребления.
Большое значение имеют витамины, обладающие каталитическими свойствами. Они являются катализаторами происходящих в организме химических реакций, участвуют в образовании ферментов и др. Без них немыслимо нормальное течение обмена веществ, так как они связаны с развитием и становлением организма, повышают сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды.
Содержание витаминов В1 в 39,9 %–61,4 % наблюдений было ниже норм физиологических потребностей. Недостаток витамина С выявлен у 54,9–65,0 % студентов. У 51,9–78,9 % студентов недостаточная обеспеченность витаминам А у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом.
Значительная часть студентов испытывает недостаток минеральных веществ: кальция, фосфора, железа; что является неблагоприятным прогностическим признаком.
Дефицит кальция и фосфора составлял 34,6–38,9 % и 27,4–41,61 % по отношению к рекомендуемым величинам. Железо в рационе юношей было ниже рекомендуемых величин на 31,8–39,3 % у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, соответственно.
Выводы
Анализ суточных энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток. Установлен дефицит энергетической ценности пищевого рациона у 34,48 % студентов- спортсменов и у 24,36 % студентов, не занимающихся спортом.
Структура питания студентов характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания.
Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон.
Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован ни по качественному, ни по количественному составу и отличается однообразием перечня продуктов питания. Основу рациона составляют картофель, хлебобулочные и макаронные изделия, кондитерские изделия, их суточные поступления превышают рекомендуемые величины.
Рацион питания студентов-спортсменов был более рациональным и сбалансированным, приближенным к нормам потребления, однако он нуждается в увеличении количества витаминов и минеральных веществ. Питание студентов, не занимающихся спортом, отличается несбалансированностью и нерациональностью, регистрируется недостаток основных питательных веществ, витаминов и минералов и нуждается в качественной и количественной корректировке.
Рецензенты:
Корягина Юлия Владиславовна, д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены СибГУФК, г. Омск.
Новикова Ирина Игоревна, д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.