Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СИБГУФК

Ляпин В.А. 1 Коваленко Е.В. 1
1 ФГБОУ «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Целью исследования было выявить рациональность и сбалансированность питания, несоответствия между фактическим потреблением пищевых веществ, витаминов и минералов и физиологическими нормами потребления студентами-спортсменами и студентами, не занимающимися спортом. Исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В ходе исследования рассчитывались суточные энерготраты и заполнялись суточные меню-раскладки студентов, результаты заносились в разработанную анкету. Получены данные об особенностях питания исследуемой группы. Питание студентов характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов. При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания. Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов, недостаток белков с высокой биологической ценностью, преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов, недостаточное количество пищевых волокон.
кратность питания.
рациональное питание
качественный состав питания
студенты
1. Блинова Е. Г. Роль системы Социально-гигиенического мониторинга в сохранении здоровья студентов высшей школы / Е. Г. Блинова // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. – Москва: Изд. НЦЗД РАМН, 2008. – С. 29-30.
2. Блинова Е. Г. Причинно-следственные связи в системе потери здоровья студентов и факторы, их формирующие / Е. Г. Блинова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. – С 57-59.
3 Кучма В. Р. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, Ж. Ю. Горелова, И. К. Рапопорт // Вопр. детской диетологии. – 2004. – № 2. – С. 33-35.
4. Кучма В. Р. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса студента: Монография. / В. Р. Кучма, Е. Г. Блинова, Г. А. Оглезнев. – Омск: Издат. ОмГМА, 2007. – 172 с.
5. Михайлуц А. П. Гигиеническая оценка стереотипов пищевого поведения по физиологическим и биохимическим показателям: метод, рекомендации / А. П. Михайлуц, О. П. Рынза. – Кемерово, 2006. – 30 с.
6. Онищенко Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма. – М., 2004. – 94 с.
7. Рынза О. П. Пищевое поведение и функциональное состояние молодых людей в настоящее время / О. П. Рынза // Оптимальное питание – здоровье нации: материалы VIII Всерос. конгресса. – М., 2005. – С. 223-224.
8. Тутельян В. А. Концепция государственной политики в области здорового питания, научное обеспечение и практическая реализация / В. А. Тутельян // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – М., 2001. – С. 703-708.
9. Чижевский Г. Б. К вопросу о гигиенической оценки питания студентов / Г. Б. Чижевский, Д. С. Кишинская // Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. – Пермь, 2008. – С. 201-202.
10. Шевченко И. Ю. Распространенность, причины и профилактики алиментарно-зависимых болезней у школьников / И. Ю. Шевченко // Питание и здоровье: материалы IX Всерос. конгресса диетологов и нутрициологов. – М., 2007. – С. 97.

Введение

Ухудшение здоровья населения в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы его, формирующие на этапе профессиональной подготовки [3, 5, 6].

Интеграция системы подготовки специалистов страны в международный образовательный процесс, развитие коммерческого финансирования обучения, введение новых специальностей и расширение образования за счет освоения смежных профессий способствуют возрастанию учебных нагрузок, меняют информационную базу учебного процесса и требуют оценки и коррекции существующих условий подготовки специалистов высшей школы [2, 8].

Выделение приоритетных направлений предупреждения нарушений здоровья студентов в период обучения в системе высшего профессионального образования должно рассматриваться как государственная задача [1, 2, 4].

Для её решения необходимы новые подходы, направленные на выявление рисков здоровья, связанных с комплексом факторов, характеризующих условия жизнедеятельности студентов.

Период реформ в Российской Федерации сопровождался изменением структуры питания населения, снижением потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицитом белков, энергии, биологически активных веществ, что отразилось на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов [7, 8, 9, 10].

Цель исследования: выявить рациональность и сбалансированность питания, несоответствия между фактическим потреблением пищевых веществ, витаминов и минералов и физиологическими нормами потребления студентами-спортсменами и студентами, не занимающимися спортом.

Методы исследования: Исследование проводилось на базе СибГУФК. В ходе исследования студентами были заполнены таблицы «Суточные энерготраты спортсмена» и «Меню-раскладка». Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам, таблицам химического состава продуктов. Полученные данные сравнивали с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов.

Результаты исследования: Результаты гигиенического анализа суточных энерготрат студентов СибГУФК представлены на рис. 1.

Анализ энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток.

Сравнительный анализ энергозатрат студентов выявил, что питание у 56,2 % спортсменов-студентов покрывает энерготраты, но имеется группа студентов (34,48 %), получающих недостаточное количество пищевых веществ, а у 6,28 % отмечался переизбыток их потребления.

У 24,36 % студентов, не занимающихся спортом, отмечался дефицит основных питательных веществ и у 23,37 %  – избыток, покрывающий суточные энерготраты (рис. 1).

Рис 1. Соответствие поступления пищевых веществ и суточных энерготрат студентами СибГУФК

Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в динамике дня. Завтрак составлял 25,1 % калорийности суточного рациона; обед – 34,6 %; ужин – 40,4 %.

Время последнего приема пищи у 30,0 % студентов было в 21–22 часа, у 27,7 % студентов интервал между приемами пищи составлял от 8 до 10,5 часов.

Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа обращений по поводу болезней органов пищеварения (гастритов и дуоденитов).

Далее нами был проанализирован режим питания студентов СибГУФК.

Как видно из табл. 1, большинство студентов-спортсменов (45,52 %) питаются 4 раза в день; студенты, не занимающихся спортом, предпочитают питаться 3 раза в день (44,51 %).

Таблица 1

Периодичность питания студентов СибГУФК 

Периодичность питания (кол-во раз в сутки)

Спортсмены

(%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

2

15,42

16,22

3

27,05

44,51

4

45,52

28,28

5

9,25

10,96

Таблица 2

Регулярность питания студентов СибГУФК

Регулярность питания

Спортсмены

(%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

регулярно

72,91

63,69

не регулярно

27,09

36,31

Из табл. 1 видно, что спортсмены питаются чаще, так как им для поддержания мышечной массы в периоды интенсивных физических нагрузок рекомендуется увеличение кратности питания до 5–6 раз в день.

Спортсмены также отличаются более регулярными приемами пищи (72,91 %), чем студенты, не занимающиеся спортом (63,81 %). Это связано с установленным режимом дня, тренировок спортсменов, необходимостью питаться в строго определенное время (табл. 2). Не регулярно питаются 27,09 % спортсменов и 36,31 % студентов, не занимающихся спортом.

При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания. Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон. У студентов наблюдается дефицит витамина С, недостаточная обеспеченность витаминами В1, А.

Несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний.

При этом дефицит белковой пищи составляет 50,18 %, а углеводная часть рациона значительно увеличена, что является показателем качественной неполноценности питания студентов. Недостаток белков приводит к серьезным нарушениям в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма.

В рационах питания студентов всего лишь на 30–45 % выполнялись рекомендуемые нормы среднесуточного потребления рыбы и морепродуктов, на 57,1 % молока и молочных продуктов, на 60,8 % яиц, на 67,3 % мяса и мясопродуктов. На этом фоне потребление круп и макаронных изделий составляло от 133 % до 155 %, а кондитерских изделий от 138 % до 160 % от рекомендуемой нормы потребления.

Большое значение имеют витамины, обладающие каталитическими свойствами. Они являются катализаторами происходящих в организме химических реакций, участвуют в образовании ферментов и др. Без них немыслимо нормальное течение обмена веществ, так как они связаны с развитием и становлением организма, повышают сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды.

Содержание витаминов В1 в 39,9 %–61,4 % наблюдений было ниже норм физиологических потребностей. Недостаток витамина С выявлен у 54,9–65,0 % студентов. У 51,9–78,9 % студентов недостаточная обеспеченность витаминам А у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом.

Значительная часть студентов испытывает недостаток минеральных веществ: кальция, фосфора, железа; что является неблагоприятным прогностическим признаком.

Дефицит кальция и фосфора составлял 34,6–38,9 % и 27,4–41,61 % по отношению к рекомендуемым величинам. Железо в рационе юношей было ниже рекомендуемых величин на 31,8–39,3 % у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, соответственно.

Выводы

Анализ суточных энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток. Установлен дефицит энергетической ценности пищевого рациона у 34,48 % студентов- спортсменов и у 24,36 % студентов, не занимающихся спортом.

Структура питания студентов характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания.

Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон.

Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован ни по качественному, ни по количественному составу и отличается однообразием перечня продуктов питания. Основу рациона составляют картофель, хлебобулочные и макаронные изделия, кондитерские изделия, их суточные поступления превышают рекомендуемые величины.

Рацион питания студентов-спортсменов был более рациональным и сбалансированным, приближенным к нормам потребления, однако он нуждается в увеличении количества витаминов и минеральных веществ. Питание студентов, не занимающихся спортом, отличается несбалансированностью и нерациональностью, регистрируется недостаток основных питательных веществ, витаминов и минералов и нуждается в качественной и количественной корректировке.

Рецензенты:

Корягина Юлия Владиславовна, д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены СибГУФК, г. Омск.

Новикова Ирина Игоревна, д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Ляпин В.А., Коваленко Е.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СИБГУФК // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7608 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674