Инновационная предпринимательская деятельность представляет собой сложную, капиталоемкую, а потому, малопривлекательную для инвесторов деятельность, связанную с наращиванием научного потенциала страны и регионов, являющегося ключевым фактором роста конкурентоспособности российской экономики. Наиболее революционные новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом, но только в том случае, когда их внедряет крупный бизнес, концентрирующий в своих руках львиную долю частных расходов на НИОКР.
Цель исследования. Новгородская область благодаря внутренней политике, направленной на создание условий для комфортного проживания и обеспечения высокого уровня и качества жизни населения области, представляет собой динамично развивающийся регион Северо-Запада России.
Материал и методы исследования. В стратегии развития Новгородской области определены приоритетные направления привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, комплексное использование природно-ресурсного потенциала территории области: агропромышленный комплекс, добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых, развитие энергетики на альтернативных видах топлива, жилищное строительство и производство строительных материалов, инновации, машиностроение (создание кластера автокомпонентов), пищевая промышленность, производство фармацевтических препаратов, создание вертикально-интегрированных структур в ЛПК, транспорт (в т.ч. водный), туристическая индустрия.
К устойчивым конкурентным преимуществам Новгородской области следует отнести: выгодное географическое положение; значительный природно-ресурсный потенциал; диверсификацию экономики области; развитую транспортную сеть (железнодорожные и автотранспортные магистрали); высокую долю в структуре ВРП обрабатывающей промышленности; богатые и разнообразные туристко-рекреационные ресурсы и др. [4].
Результаты исследования и их обсуждение. Важное значение в укреплении конкурентных позиций региона отводится специалистам различных отраслей народного хозяйства, в том числе и научным работникам.(табл. 1). В организациях Новгородской области трудится свыше 1100 научно-технических работников, из них свыше 80 докторов наук, 220 кандидатов наук. Доля молодых ученых в возрасте до 35 лет составляет 30 %.
Таблица 1
Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Новгородской области [5]
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 к 2009,+,- |
Среднесписочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, чел. |
873 |
902 |
892 |
19 |
в т.ч. государственного сектора экономики |
684 |
708 |
329 |
-355 |
частного сектора экономики |
189 |
194 |
563 |
374 |
Доля государственного сектора в среднесписочной численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, % |
78,4 |
78,5 |
36,9 |
-41,5 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что за последние три года численность сотрудников, занимающихся научными исследованиями и разработками, увеличилась на 2,1 % и составляют 892 человека. Если рассматривать структуру, то в 2011 году отмечается резкое сокращения персонала в инновационной сфере деятельности в государственном секторе экономики (падение этого показателя составило 51,9 %), при этом в 3 раза (на 374 человека) увеличилась численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в частном секторе экономики. Доля государственного сектора в среднесписочной численности работников, выполнявших научные исследования и разработки в Новгородской области, в 2011 году равнялась 36,9 процента.
Однако анализ показывает, что число организаций, осуществляющих технологические инновации в Новгородской области, заметно выросло в следующих видах экономической деятельности:
- обработка древесины и производство изделий из дерева - с 6,7 процента в 2007 году до 9,1 процента в 2011 году;
- производство машин и оборудования - с 25 процентов до 27,3 процента;
- производство электрооборудования - ежегодно на уровне 45процентов;
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - до 9,1 процента.
Затраты на научные исследования и разработки по всем сферам экономической деятельности в области составили почти 1 млрд рублей (910,5 млн руб.), увеличившись с 2009 года на треть. Следует отметить, что в 2011 году 341,3 млн руб. за счет внутренних резервов было направлено на исследования и разработки в обрабатывающем производстве, чего не отмечалось ранее. При этом объем внутренних затрат на научные исследования за счет грантовой поддержки увеличился на 43,7 процента (табл. 2).
Таблица 2
Затраты на научные исследования и разработки по видам экономической деятельности в Новгородской области, млн руб. [5]
Показатель |
2011 г. |
2011 к 2009, % |
|||||
Всего |
в том числе |
Всего |
в том числе |
||||
обрабатывающие производства |
операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
|||
Общие затраты |
910,5 |
341,3 |
541,1 |
27,2 |
128,9 |
137,9 |
118,8 |
в т.ч. внутренние затраты |
880,7 |
341,3 |
511,3 |
27,2 |
143,7 |
140,9 |
118,8 |
внешние затраты |
29,8 |
- |
29,8 |
- |
31,8 |
101,0 |
- |
Исследования показали, что в Новгородской области отсутствуют организации, объединенные единым технологическим циклом, так называемые кластеры. Развитие малого инновационного предпринимательства в Новгородской области является одним из перспективных направлений деятельности региональных органов власти всех уровней в контексте решения проблем социально-экономического развития региона. Важным условием развития малого предпринимательства в регионе, а соответственно, и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке не только на региональном уровне, но и на уровне муниципальных образований.
Исследования показали, что стимулирование инновационной активности региональных компаний со стороны государства включает следующие мероприятия:
- - создание благоприятных условий для формирования инновационно восприимчивой среды с соответствующим климатом преобразовательной деятельности;
- - снижение инновационных и предпринимательских рисков на этапах реализации инновационного проекта;
- - развитие интеграционных связей между крупными, средними и малыми компаниями;
- - содействие формированию высокотехнологичных, наукоемких малых фирм не только в инфраструктуре промышленного сектора, но и во всех секторах экономики;
- - создание и поддержка высокотехнологичных компаний и стимулирование инновационной активности малых компаний.
Рефлексивный анализ развития инноваций и реализации инновационной политики в Новгородской области выявил ряд проблем: недостаточная нормативная правовая база по государственной поддержке инновационного предпринимательства и развития инновационной инфраструктуры; недостаток собственных оборотных средств и финансовой поддержки со стороны государства; отсутствие механизмов привлечения свободных средств населения для реализации инновационных проектов и низкий спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.
В целях развития малого и среднего бизнеса на территории области реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2012 годы». С целью продуктивной реализации мероприятий программы был учрежден областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области и сформирована необходимая нормативная правовая база. На базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства созданы структурные подразделения: фонд содействия кредитованию, фонд микрофинансирования для предоставления льготных займов субъектам малого предпринимательства, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Осуществляется финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидирование части расходов экспортно-ориентированных компаний, субсидирование части производственных затрат инновационных компаний, субсидирование выставочной деятельности, субсидирование затрат по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность. На реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства бюджетам муниципальных районов области предоставляются субсидии из областного бюджета.
В сфере малого и среднего предпринимательства в области действует 4591 малое предприятие (с учетом микропредприятий), 217 крупных и средних предприятий и 17,6 тысяч индивидуальных предпринимателей. На каждую 1000 человек населения в среднем по области приходится 11 малых и средних предприятий - юридических лиц и 23 индивидуальных предпринимателя.
В Новгородской области разработана программа создания индустриальных площадок, т.е. своеобразный индустриальный парк, где предельно ясные земельные отношения, права собственности и подобное. Существующая политика по привлечению внешних инвестиций в экономику направлена на оптимизацию структуры притока инвестиций по видам экономической деятельности и повышение бюджетной и социальной эффективности инвестиций.
Результатом реализации стратегии инновационного развития Новгородской области являются высокие темпы роста привлечения инвестиций в регион. Инвестиции позволяют обеспечить прорыв в ведущих видах экономической деятельности и оказываемых услуг, способствуя устойчивому росту производительности, развитию конкурентоспособных территориально-производственных комплексов и улучшению качества жизни населения.
Анализ таблицы 3 показывает, что в 2011 году портфель инвестиционных проектов в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов составил 34,4 млрд рублей (рост к 2007 году составил 2,7 раза). За этот период было создано 15418 новых рабочих мест.
Таблица 3
Основные показатели инвестиционной среды в Новгородской области, млрд руб.
Наименование целевого индикатора |
Год |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Портфель инвестиционных проектов в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов |
12,8 |
75,8 |
2,2 |
13,7 |
34,4 |
Количество созданных рабочих мест, чел. |
1660 |
4752 |
1663 |
1365 |
5978 |
Ключевые направления научно-инновационной политики Новгородской области заключаются в следующем:
1) координация научных разработок на территории области в сфере энергообеспечения;
2) обеспечение получения государственной региональной грантовой поддержки реализации научно-инновационных проектов;
3) разработка органами государственной власти области комплекса стимулов и мер для внедрения научных и прикладных разработок в области сельского хозяйства;
4) участие органов государственной власти области в формировании конкурентоспособного сектора научно-прикладных знаний для использования в лесной промышленности области;
5) участие органов государственной власти области в установлении научно-производственных связей высших учебных заведений Российской Федерации и зарубежья с хозяйствующими субъектами области;
6) разработка комплекса мер по содействию и стимулированию создания и развития инновационного научного бизнеса на территории области, в том числе создания Центра коммерциализации инноваций на базе предприятий электронной промышленности в Великом Новгороде и другие [2].
Научно-инновационная политика Новгородской области также нацелена на решение следующих задач:
1) создание инновационной системы области, т.е. использование предприятиями современных технологий, внедрение результатов научно-технических разработок и использование других инновационных факторов развития;
2) широкое использование научного потенциала области, представленного Новгородским государственным университетом, вошедшего в число 20 элитных вузов страны по фундаментальным и прикладным исследованиям, двумя отраслевыми научно-исследовательскими институтами и 8 научными организациями. Следует отметить, что при НовГУ уже созданы научно-исследовательский центр, технопарк, инновационно-технологический центр, объединенное конструкторско-технологическое бюро «Омега». Целесообразно использование потенциала Северного филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, который также проводит отраслевые прикладные разработки;
3) создание и развитие крупных наукоемких предприятий машиностроения, приборостроения, топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности и др.;
4) создание и развитие малых предприятий в научно-инновационной сфере и ряд других задач.
Среди реализуемых или планируемых к реализации крупных инвестиционных проектов за счет средств частных или институциональных инвесторов с объемом инвестиций более 2 млрд руб. следует отметить строительство целлюлозного комбината, нефтеперерабатывающего завода, объектов капитального строительства Балтийской трубопроводной системы «БТС-2» и сопутствующих объектов - «Магистральные нефтепроводы «Дружба», тепличного хозяйства по производству овощей закрытого грунта, организацию комплексной промышленно-логистической зоны в Чудовском муниципальном районе Новгородской области.
Выводы. В заключение следует отметить, что стратегическими приоритетами в сферах экономики и инвестиционной деятельности органов государственной власти области являются:
1) создание региональных агропромышленных кластеров углубленной переработки сельхозпродукции с использованием современных достижений агробиологии, гигиены питания и создание сети малых перерабатывающих предприятий непосредственно в местах ее выращивания;
2) развитие кластеров производства отечественной мебели на базе местного лесного хозяйства, малых и средних деревообрабатывающих предприятий;
3) развитие машиностроения для малой энергетики;
4) развитие производства комплектующих для отечественной автомобильной промышленности;
5) развитие производства отдельных видов импортозамещающей продукции пищевой и другой промышленности;
6) развитие транспортной сети;
7) развитие сети мусороперерабатывающих предприятий;
8) развитие торгово-розничной сети и повышение уровня конкуренции в торговле.
Рецензенты:
Кузнецова Наталия Петровна, д.э.н., профессор кафедры управления рисками и страхования Санкт Петербургского государственного университета, г. Санкт Петербург.
Омарова Наталья Юрьевна, д.э.н., профессор кафедры маркетинга и управления персоналом Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.