Современная система высшего образования настроена главным образом на реальный сектор экономики и бизнес-среду. В связи с этим современный вуз выступает в роли вуза активного и настроенного на адаптацию к изменяющимся условиям. Экономические реформы и реформы в сфере образования способствовали повышению интереса к эффективности деятельности вуза. Это связано с усилением конкуренции на международном и национальных рынках образовательных услуг, ростом информационной открытости вузов, усилением роли стратегического планирования. Всё это постепенно приводит к тому, что перед современным вузом ставится новая задача, а именно необходимость демонстрации эффективности своих образовательных услуг, подтвержденной определенными показателями.
Если обратиться к законодательству, то можно заключить, что образовательные услуги вуза - это деятельность в части выполнения основной миссии учебного заведения; подготовка и выпуск на рынок труда определенного круга специалистов с высшим профессиональным образованием; переподготовка специалистов, повышение квалификации. С данной позиции образовательная деятельность разбивается на две основные части: основная (ВПО) и дополнительная (ППО и ДПО).
Теперь перейдем непосредственно к эффективности образовательной услуги. Проведенный авторами анализ работ ученых-экономистов, в том числе Т.В. Варкулевич, М.В. Ослоповой [1-7], показал, что эффективность является показателем верности выбранного направления деятельности (или вектора движений в нужную сторону) к определенной цели. Если говорить об эффективности образовательных услуг вуза, то основное предназначение данного рода услуг - это возможность дальнейшего трудоустройства и применение выпускниками на практике тех знаний, которые они получили, использовав данные услуги.
Перед тем как перейти к определению критериев, показателей и единиц измерения эффективности образовательных услуг вуза, дадим определение данной характеристике.
Эффективность образовательных услуг вуза - это перспективное развитие выпускников вуза по тем направлениям подготовки, которые были изучены ими посредством использования образовательных услуг. Иными словами, трудоустройство выпускников вуза на рынке труда по полученной специальности.
Исходя из вышеназванного понятия, разработаем критерии, по которым будет определяться эффективность образовательных услуг вуза.
Встает вопрос о том, что принимать за «критерий». Авторы Василенко М.Е, Алексеева Л.Ф. [1; 4] в своих работах определяют критерий следующим образом: «Критерий - показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта». Поскольку эффективность образовательных услуг высшего учебного заведения тесно связана с удовлетворением потребностей рынка труда, потребностей общества и потребностей гражданина, то определим сначала эти потребности.
Рынок труда испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах высшего звена. Гражданское общество испытывает потребность в высокообразованных, воспитанных, общественно активных гражданах. Гражданин испытывает потребность в высококачественном профессиональном образовании. Исходя из этих потребностей критерием эффективности образовательных услуг вуза является максимальное количество трудоустроенных выпускников в течение первого года после выпуска.
Теперь перейдем непосредственно к механизму определения эффективности образовательных услуг вуза по критерию, обозначенному выше.
На основании закона 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные услуги вуза являются основными в его работе. От показателей данного вида услуг будет зависеть то, справляется ли вуз со своим основным предназначением, а именно выпуском на рынок труда высокоподготовленных кадров, которые за первый год трудоустраиваются по специальности. Базируясь на критерии, обозначенном ранее, получим:
Э- О у - = Q в.у / Q ст. д * 100 %,
где:
Э- О у - эффективность образовательных услуг вуза;
Q ст.д - количество студентов, получивших диплом о высшем профессиональном образовании (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет;
Q в.у - количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза.
Данные формул нуждаются в уточнении, а именно показатели Q.
Q ст.д - включает в себя только студентов, получивших диплом о высшем образовании (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет. Однако на практике бывают случаи, когда по личным причинам студент оканчивает вуз позднее, иными словами, берет академический отпуск. Данных студентов предлагается включать в Q ст.д. того года, в котором они закончили вуз.
Q в.у - включает в себя количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза + тех, кто был призван для прохождения военной службы в войсках Р.Ф. + тех, кто продолжил обучение по очной форме + тех, кто по медицинским показателям не может в настоящий момент работать (беременность, роды, уход за ребенком до 1,5 лет и т.д.).
Таким образом, исключается возможность «потери» части выпускников для расчетов из-за естественных жизненных причин.
Обобщая вышеизложенное, для анализа эффективности образовательных услуг вуза по авторской методике необходимо собрать следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Данные, необходимые для анализа образовательных услуг вуза
Наименование показателя |
Количество |
Количество студентов, получивших диплом о ВПО (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет |
|
Количество студентов, изначально набранных на первый курс для прохождения определенного образовательной программой количества лет обучения |
|
Количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза |
|
Показатели эффективности образовательной деятельности рассчитываются не просто по вузу в целом, а собираются по отдельным его подразделениям (кафедрам, институтам). Таким образом:
Э - О у по вузу в целом = ∑ (Э - О у подразделений) / Q подразделений
После проведения анализа все показатели эффективности образовательных услуг вуза разделяются на 3 группы. Для наглядного примера приведем рисунок 1.
Рис. 1. Классификация вузов по показателям эффективности образовательных услуг.
Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится к третьей группе, находится в «группе риска». То есть меньше половины выпускников этого вуза устраивается по специальности. Если вуз демонстрирует такие показатели на протяжении 3 лет, то стоит задуматься о его дальнейшем существовании на рынке образовательных услуг.
Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится ко второй группе, составляет «средний класс»: больше половины выпускников такого вуза устраивается по специальности. Однако при всех плюсах данной ситуации высока доля отрицательных моментов в работе вуза, которые необходимо сводить к минимуму. Если вуз демонстрирует такие показатели, то ему следует заняться глубоким самоанализом, выявить свои слабые стороны и по возможности довести их до оптимальных пределов.
Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится к первой группе - это «лидер рынка образовательных услуг». Его основная задача - не уменьшать свои показатели, а по возможности - доводить их до максимума. Такой вуз достоин не просто некой высокой оценки, но и поощрения в виде дополнительных выплат от государства.
Подводя итог, важно отметить, что на современном этапе развития общества данная форма анализа предоставляемых вузом услуг необходима. С ее помощью будет объективно оцениваться эффективность образовательных услуг вуза, что, несомненно, будет говорить и об их качестве.
Рецензенты:
- Солодухин Константин Сергеевич, д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.
- Мазелис Лев Соломонович, д.э.н., доцент, заведующий кафедрой математики и моделирования, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем (ИИБС) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.