Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

Терентьева Т.В. 1 Кулакова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Владивосток, Россия
Оценена эффективность оказания образовательных услуг современного вуза. Определено, что эффективность и качество образовательных услуг вуза зависит главным образом от факта трудоустройства его выпускников на рынке труда по полученной специальности в первые годы после его окончания. От данного факта будет зависеть имидж современного вуза и степень его конкурентоспособности на международном и национальных рынках образовательных услуг. Более того, трудоустройство выпускников вуза будет главным критерием качества оказываемых им услуг. На основе авторского механизма также возможно разделить все вузы на три группы по степени эффективности оказания образовательных услуг. На современном этапе развития общества, данный анализ предоставляемых вузом услуг необходим. С его помощью будет объективно оцениваться эффективность образовательных услуг вуза, что, несомненно, будет говорить и об их качестве.
вуз
эффективность
образовательные услуги
механизм
1. Алексеева Л.Ф. Учет : учебное пособие / Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2008. - 136 с.
2. Варкулевич Т.В., Ослопова М.В. Механизмы финансирования системы высшего профессионального образования как условие инновационного развития высшей школы (зарубежный опыт) / Т.В. Варкулевич, М.В. Ослопова // Территория новых возможностей - Вестник ВГУЭС. - 2011. - № 4 (13). - С. 162-173.
3. Варкулевич Т.В., Ослопова М.В. Новые механизмы хозяйствования вузов в условиях реформирования системы образования в РФ / Т.В. Варкулевич, М.В. Ослопова // Территория новых возможностей - Вестник ВГУЭС. - 2011. - № 1 (10). - С. 39-48.
4. Василенко М.Е. Контроль и ревизия : учебное пособие / Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2007. - 64 с.
5. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации // Университетское управление. - 2006. - № 6 (46). - С. 32-39.
6. Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг // Университетское управление. - 2006. - № 6 (46). - С. 46-52.
7. Соболев В.С. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В.С. Соболев, С.А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2 (31). - С. 102-110.
Введение

Современная система высшего образования настроена главным образом на реальный сектор экономики и бизнес-среду. В связи с этим современный вуз выступает в роли вуза активного и настроенного на адаптацию к изменяющимся условиям. Экономические реформы и реформы в сфере образования способствовали повышению интереса к эффективности деятельности вуза. Это связано с усилением конкуренции на международном и национальных рынках образовательных услуг, ростом информационной открытости вузов, усилением роли стратегического планирования. Всё это постепенно приводит к тому, что перед современным вузом ставится новая задача, а именно необходимость демонстрации эффективности своих образовательных услуг, подтвержденной определенными показателями.

Если обратиться к законодательству, то можно заключить, что образовательные услуги вуза - это деятельность в части выполнения основной миссии учебного заведения; подготовка и выпуск на рынок труда определенного круга специалистов с высшим профессиональным образованием; переподготовка специалистов, повышение квалификации. С данной позиции образовательная деятельность разбивается на две основные части: основная (ВПО) и дополнительная (ППО и ДПО).

Теперь перейдем непосредственно к эффективности образовательной услуги. Проведенный авторами анализ работ ученых-экономистов, в том числе Т.В. Варкулевич, М.В. Ослоповой [1-7], показал, что эффективность является показателем верности выбранного направления деятельности (или вектора движений в нужную сторону) к определенной цели. Если говорить об эффективности образовательных услуг вуза, то основное предназначение данного рода услуг - это возможность дальнейшего трудоустройства и применение выпускниками на практике тех знаний, которые они получили, использовав данные услуги.

Перед тем как перейти к определению критериев, показателей и единиц измерения эффективности образовательных услуг вуза, дадим определение данной характеристике.

Эффективность образовательных услуг вуза - это перспективное развитие выпускников вуза по тем направлениям подготовки, которые были изучены ими посредством использования образовательных услуг. Иными словами, трудоустройство выпускников вуза на рынке труда по полученной специальности.

Исходя из вышеназванного понятия, разработаем критерии, по которым будет определяться эффективность образовательных услуг вуза.

Встает вопрос о том, что принимать за «критерий». Авторы Василенко М.Е, Алексеева Л.Ф. [1; 4] в своих работах определяют критерий следующим образом: «Критерий - показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта». Поскольку эффективность образовательных услуг высшего учебного заведения тесно связана с удовлетворением потребностей рынка труда, потребностей общества и потребностей гражданина, то определим сначала эти потребности.

Рынок труда испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах высшего звена. Гражданское общество испытывает потребность в высокообразованных, воспитанных, общественно активных гражданах. Гражданин испытывает потребность в высококачественном профессиональном образовании. Исходя из этих потребностей критерием эффективности образовательных услуг вуза является максимальное количество трудоустроенных выпускников в течение первого года после выпуска.

Теперь перейдем непосредственно к механизму определения эффективности образовательных услуг вуза по критерию, обозначенному выше.

На основании закона 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные услуги вуза являются основными в его работе. От показателей данного вида услуг будет зависеть то, справляется ли вуз со своим основным предназначением, а именно выпуском на рынок труда высокоподготовленных кадров, которые за первый год трудоустраиваются по специальности. Базируясь на критерии, обозначенном ранее, получим:

Э- О у - = Q в.у / Q ст. д * 100 %,

где:

Э- О у  - эффективность образовательных услуг вуза;

Q ст.д - количество студентов, получивших диплом о высшем профессиональном образовании (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет;

Q в.у - количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза.

Данные формул нуждаются в уточнении, а именно показатели Q.

Q ст.д - включает в себя только студентов, получивших диплом о высшем образовании (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет. Однако на практике бывают случаи, когда по личным причинам студент оканчивает вуз позднее, иными словами, берет академический отпуск. Данных студентов предлагается включать в Q ст.д. того года, в котором они закончили вуз.

Q в.у - включает в себя количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза + тех, кто был призван для прохождения военной службы в войсках Р.Ф. + тех, кто продолжил обучение по очной форме + тех, кто по медицинским показателям не может в настоящий момент работать (беременность, роды, уход за ребенком до 1,5 лет и т.д.).

Таким образом, исключается возможность «потери» части выпускников для расчетов из-за естественных жизненных причин.

Обобщая вышеизложенное, для анализа эффективности образовательных услуг вуза по авторской методике необходимо собрать следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Данные, необходимые для анализа образовательных услуг вуза

Наименование показателя

Количество

Количество студентов, получивших диплом о ВПО (ППО и ДПО) после определенного образовательной программой количества лет

 

Количество студентов, изначально набранных на первый курс для прохождения определенного образовательной программой количества лет обучения

 

Количество выпускников, устроенных по полученной (смежной) специальности в первый год после окончания вуза

 

Показатели эффективности образовательной деятельности рассчитываются не просто по вузу в целом, а собираются по отдельным его подразделениям (кафедрам, институтам). Таким образом:

Э - О у по вузу в целом = ∑ (Э - О у подразделений) / Q подразделений

После проведения анализа все показатели эффективности образовательных услуг вуза разделяются на 3 группы. Для наглядного примера приведем рисунок 1.

Рис. 1. Классификация вузов по показателям эффективности образовательных услуг.

Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится к третьей группе, находится в «группе риска». То есть меньше половины выпускников этого вуза устраивается по специальности. Если вуз демонстрирует такие показатели на протяжении 3 лет, то стоит задуматься о его дальнейшем существовании на рынке образовательных услуг.

Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится ко второй группе, составляет «средний класс»: больше половины выпускников такого вуза устраивается по специальности. Однако при всех плюсах данной ситуации высока доля отрицательных моментов в работе вуза, которые необходимо сводить к минимуму. Если вуз демонстрирует такие показатели, то ему следует заняться глубоким самоанализом, выявить свои слабые стороны и по возможности довести их до оптимальных пределов.

Вуз, чья эффективность образовательных услуг относится к первой группе - это «лидер рынка образовательных услуг». Его основная задача - не уменьшать свои показатели, а по возможности - доводить их до максимума. Такой вуз достоин не просто некой высокой оценки, но и поощрения в виде дополнительных выплат от государства.

Подводя итог, важно отметить, что на современном этапе развития общества данная форма анализа предоставляемых вузом услуг необходима. С ее помощью будет объективно оцениваться эффективность образовательных услуг вуза, что, несомненно, будет говорить и об их качестве.

Рецензенты:

  • Солодухин Константин Сергеевич, д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.
  • Мазелис Лев Соломонович, д.э.н., доцент, заведующий кафедрой математики и моделирования, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем (ИИБС) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.

Библиографическая ссылка

Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7128 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252