Таблица 1. Контингент высших учебных заведений, человек
Наименование области |
Годы |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Акмолинская |
24276 |
26997 |
26679 |
18848 |
18940 |
Актюбинская |
34965 |
37646 |
32944 |
24694 |
23061 |
Алматинская |
12847 |
13275 |
12388 |
11882 |
10778 |
Атырауская |
24297 |
23056 |
22030 |
20665 |
17448 |
ВКО |
54216 |
52172 |
50254 |
50495 |
46744 |
Жамбылская |
35336 |
36875 |
34861 |
32761 |
26724 |
ЗКО |
30305 |
31074 |
30063 |
27779 |
25843 |
Карагандинская |
73403 |
71148 |
66478 |
61743 |
55157 |
Костанайская |
42248 |
44589 |
42160 |
37434 |
30255 |
Кызылординская |
19335 |
18968 |
17894 |
15736 |
15565 |
Мангыстауская |
17775 |
17619 |
14414 |
10791 |
8961 |
Павлодарская |
32980 |
33995 |
32356 |
24943 |
24147 |
СКО |
17006 |
16908 |
17826 |
13821 |
12026 |
ЮКО |
99973 |
100145 |
98041 |
89236 |
76929 |
г. Астана |
34442 |
41377 |
44958 |
43219 |
40913 |
г. Алматы |
185351 |
201471 |
217289 |
223950 |
188928 |
Итого по РК: |
738756 |
767315 |
760635 |
707997 |
622419 |
Самое большое количество студентов обучается в г.Алматы и составляет 188928 человек, ЮКО - 76929 человек и Карагандинской области - 55157 человек, наименьшее в Мангыстауской - 8961 человек, Алматинской - 10778 человек и СКО - 12026 человек (рисунок 1) [1].
Рисунок 1. Изменение контингента студентов РК в динамике на период 2004-2008 годы
К снижению контингента студентов привело уменьшение числа лиц, принятых в вузы РК на 51472 человека по сравнению с 2004 годом и составило в 2008 году 170260 человек [1].
Необходимость создания вуза мирового уровня устанавливает определенные требования, связанными с национальными контекстами и институциональными моделями. Каждая страна выбирает из разнообразия возможных подходов ту стратегию, которая вписывается в ее возможности и ресурсы. Однако основными характеристиками, о которых свидетельствует мировой опыт, являются конкурентоспособные выпускники, передовые научные исследования и внедрение новейших технологий. Как говорилось выше, все вышеперечисленные характеристики можно отнести за счет взаимодополняющих факторов: высокая концентрация талантов (как преподавателей, так и студентов); изобилие ресурсов для создания творческой атмосферы и проведения опережающих научных исследований; гибкая структура управления, имеющая возможность управлять ресурсами без лишних бюрократических проволочек.
Важным фактором в этой связи становится увеличение количества грантов (рисунок 2) и выделение именных стипендий (1080 стипендий в год), что позволяет студентам с высокими показателями, победителям конкурсов и призерам международных студенческих конференций обучаться бесплатно [2].
Рисунок 2. Количество грантов на подготовку специалистов (вузовский и послевузовский уровень образования)
Ежегодно в рамках программы «Болашак» обучаются 3000 стипендиатов. По сведениям на 22.07.09 г. общее количество стипендиатов составило 3069 человек, из них по техническим специальностям обучаются 1665 человек, в области космических технологий - 50 человек, строительстве и архитектуре - 71 человек. Реализация программы осуществляется в 29 странах Западной Европы, Америки и Средней Азии, в том числе вузах мирового уровня (рисунок 3) [5].
Развивается международное сотрудничество. Увеличивается контингент иностранных студентов. Однако мало развиты международные связи с университетами США, Великобритании, Германии и Японии, занимающими лидирующие места в рейтингах (рисунок 4) [5].
Другим важным фактором создания университета мирового уровня является проведение передовых научных исследований и внедрение инновационных технологий.
Рисунок 3. Реализация программы «Болашак»
Наибольшее количество организаций, выполняющих научные исследования, расположены в городах Алматы (184 ед.) и Астана (35 ед.), Карагандинской (46 ед.) и Восточно-Казахстанской областях (35 ед.), наименьшее - в Северо-Казахстанской (5 ед.), Кызылординской (65 ед.), Мангистауской (7 ед.) и Акмолинской (8 ед.) областях (Статистический сборник по науке и инновационной деятельности, 2007) (рисунок 5). При этом наибольшая численность персонала, занятого научными исследованиями в городах Алматы (7989 чел.) и Астана (1468 чел.), Карагандинской (1140 чел.) и Восточно-Казахстанской областях (1636 чел.), наименьшее - в Кызылординской (72 чел.), Северо-Казахстанской (147 ед.) и Павлодарской (187 чел.) областях [1].
Рисунок 4. Количество иностранных студентов, обучающихся в РК
Рисунок 5. Число организаций и численность персонала, выполняющих исследования и разработки (2007 г.)
Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, сектора высшего образования с 2005 года увеличилось на 20 единиц, а численность персонала - на 400 человек (рисунок 6) [3].
Рисунок 6. Число организаций и численность персонала, выполняющих исследования и разработки, сектора высшего образования на период 2005-2007 годы [3]
Исследованиями по выявлению требований к человеческим ресурсам в разрезе специальностей нефтяной и химической промышленности, машиностроительной и строительной отраслей, космической индустрии установлено (рисунок 7). Дефицит квалифицированных специалистов признан наибольшей проблемой в области добычи нефти и газа (46,2 %) и строительстве (39,3 %). Дефицит квалифицированных специалистов по прочим отраслям составляет (39,4 %).
Рисунок 7. Дефицит квалифицированных специалистов по отраслям в процентах
Потребность в квалифицированных специалистах в разрезе по отраслям на период 2010-2015 гг. Республики Казахстан представлен на рисунке 8. Наибольшая потребность в квалифицированных специалистах наблюдается в строительстве и составляет в среднем на период 2010-2015 гг. 590 человек и машиностроении - 630 человек в среднем [1].
Рисунок 8. Потребность в квалифицированных специалистах (чел.) в разрезе по годам 2010-2015 гг.
Анализом применения иностранных специалистов по состоянию на 05.03.2009 г. по видам деятельности установлено, что большинство иностранной рабочей силы привлекается по специальностям «Машиностроение» и «Строительство», 2159 человек и 1794 человек соответственно (рисунок 9). Это специалисты из России, США, Кыргызстана и Китая. Иностранцы работают в качестве управляющего персонала и инженеров, т.е. занимают должности, требующие высшего уровня компетенций.
Рисунок 9. Привлечение иностранной силы (чел.)
В настоящее время большинство незанятых рабочих мест - это вакансии для квалифицированных работников и специалистов различных отраслей промышленности.
Выпуск специалистов с высшим образованием за последние три года в среднем составляет 180000 человек в год (рисунок 10), в разрезе по специальностям представлен на рисунке 11 [1].
Рисунок 10. Изменение набора и выпуска специалистов по годам обучения
Рисунок 11. Изменение выпуска специалистов в разрезе специальностей по годам обучения
Проанализировав исходные данные, можно сделать следующие выводы:
- при постоянном увеличении выпуска специалистов высшей квалификации по специальности «Строительство» (в 2008-2009 уч. году он составил 2094 человек) дефицит в них сохраняется и составляет 39,3 %;
- большинство квалифицированной иностранной рабочей силы привлекается по специальностям «Машиностроение» (2159 человек) и «Строительство» (1794 человек);
- дефицит специалистов с высшим образованием в области машиностроения продиктован прекращением выпуска инженеров (пятилетнее обучение) и переходом на обучение в бакалавриате;
- с целью возможности подтверждения бакалаврами своих компетенций необходимо введение соответствующих Центров в структуру технических вузов;
- с целью получения квалификации инженера бакалаврами необходимо предусмотреть возможность продолжения обучения в профильной магистратуре по образовательным грантам, т.е. увеличения количества грантов магистратуры.
Рецензенты:
- Головачева Виктория Николаевна, д.п.н., профессор, директор Департамента развития Болонского процесса, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
- Егоров Виктор Владимирович, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.