Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жетесова Г.С. 1 Ерахтина И.И. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
В статье сделан анализ изменения контингента обучающихся в вузах Казахстана с 2004-2008 гг. Снизи-лось количество студентов, принятых в вузы Казахстана. Увеличилось количество грантов и выделенных именных стипендий (1080 стипендий в год), что позволяет студентам с высокими показателями, по-бедителям конкурсов и призерам международных студенческих конференций обучаться бесплатно. Рас-тет число обучающихся молодых людей в рамках программы «Болашак». Увеличивается контингент иностранных студентов. Проанализировано число организаций и численность персонала, выполняющих исследования и разработки. Приведены данные по дефициту квалифицированных специалистов по всем отраслям промышленности, Потребность в квалифицированных специалистах по секторам экономики и привлечении иностранной рабочей силы. Даны выводы и предложения.
контингент студентов университетов
государственные образовательные гранты
именные стипендии
программа «Болашак»
иностранные студенты
научные исследования
квалифицированные специалисты.
1. Агенство РК по статистике/ http://www.stat.kz/Pages/default.aspx
2. Газалиев А. М, Жетесова Г. С. Тенденции развития мировой образовательной системы // Труды университета. Вып. 4 / Карагандинский государственный технический университет. - Караганда, 2009. - 107 с.
3. Информация о центре ОЭСР - ВШЭ / Приложение «Обзор систем высшего образования стран ОЭСР» / tmeshkova@hse.ru.
4. Национальный доклад «О состоянии и развитии образования», Астана, 2009.
5. Салми Дж. Создание университетов мирового класса / пер.с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. - 132 с.
В 2008 году в Республике Казахстан насчитывалось 143 высших учебных заведений, из них 51 государственное учебное заведение и 92 - негосударственных. Число негосударственных учебных заведений с 2004 года сократилось на 38 единиц. Численность студентов вузов в 2008 году составляла 622419 человек и уменьшилась с 2004 года на 116337 человек. В таблице 1 приведен сравнительный анализ контингента студентов вузов в разрезе по областям на период 2004-2008 годы [4].

Таблица 1. Контингент высших учебных заведений, человек

Наименование области

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

Акмолинская

24276

26997

26679

18848

18940

Актюбинская

34965

37646

32944

24694

23061

Алматинская

12847

13275

12388

11882

10778

Атырауская

24297

23056

22030

20665

17448

ВКО

54216

52172

50254

50495

46744

Жамбылская

35336

36875

34861

32761

26724

ЗКО

30305

31074

30063

27779

25843

Карагандинская

73403

71148

66478

61743

55157

Костанайская

42248

44589

42160

37434

30255

Кызылординская

19335

18968

17894

15736

15565

Мангыстауская

17775

17619

14414

10791

8961

Павлодарская

32980

33995

32356

24943

24147

СКО

17006

16908

17826

13821

12026

ЮКО

99973

100145

98041

89236

76929

г. Астана

34442

41377

44958

43219

40913

г. Алматы

185351

201471

217289

223950

188928

Итого по РК:

738756

767315

760635

707997

622419

Самое большое количество студентов обучается в г.Алматы и составляет 188928 человек, ЮКО - 76929 человек и Карагандинской области - 55157 человек, наименьшее в Мангыстауской - 8961 человек, Алматинской - 10778 человек и СКО - 12026 человек (рисунок 1)  [1].

Рисунок 1. Изменение контингента студентов РК в динамике на период 2004-2008 годы

К снижению контингента студентов привело уменьшение числа лиц, принятых в вузы РК на 51472 человека по сравнению с 2004 годом и составило в 2008 году 170260 человек [1].

Необходимость создания вуза мирового уровня устанавливает определенные требования, связанными с национальными контекстами и институциональными моделями. Каждая страна выбирает из разнообразия возможных подходов ту стратегию, которая вписывается в ее возможности и ресурсы. Однако основными характеристиками, о которых свидетельствует мировой опыт, являются конкурентоспособные выпускники, передовые научные исследования и внедрение новейших технологий. Как говорилось выше, все вышеперечисленные характеристики можно отнести за счет взаимодополняющих факторов: высокая концентрация талантов (как преподавателей, так и студентов); изобилие ресурсов для создания творческой атмосферы и проведения опережающих научных исследований; гибкая структура управления, имеющая возможность управлять ресурсами без лишних бюрократических проволочек.

Важным фактором в этой связи становится увеличение количества грантов (рисунок 2) и выделение именных стипендий (1080 стипендий в год), что позволяет студентам с высокими показателями, победителям конкурсов и призерам международных студенческих конференций обучаться бесплатно [2].

 

Рисунок 2. Количество грантов на подготовку специалистов (вузовский и послевузовский уровень образования)

Ежегодно в рамках программы «Болашак» обучаются 3000 стипендиатов. По сведениям на 22.07.09 г. общее количество стипендиатов составило 3069 человек, из них по техническим специальностям обучаются 1665 человек, в области космических технологий - 50 человек, строительстве и архитектуре - 71 человек. Реализация программы осуществляется в 29 странах Западной Европы, Америки и Средней Азии, в том числе вузах мирового уровня (рисунок 3) [5].

Развивается международное сотрудничество. Увеличивается контингент иностранных студентов. Однако мало развиты международные связи с университетами США, Великобритании, Германии и Японии, занимающими лидирующие места в рейтингах (рисунок 4) [5]. 

Другим важным фактором создания университета мирового уровня является проведение передовых научных исследований и внедрение инновационных технологий.

Рисунок 3. Реализация программы «Болашак»

Наибольшее количество организаций, выполняющих научные исследования,  расположены в городах Алматы (184 ед.) и Астана (35 ед.), Карагандинской (46 ед.) и Восточно-Казахстанской областях (35 ед.), наименьшее - в Северо-Казахстанской (5 ед.), Кызылординской (65 ед.), Мангистауской (7 ед.) и Акмолинской (8 ед.) областях (Статистический сборник по науке и инновационной деятельности, 2007) (рисунок 5).  При этом наибольшая численность персонала, занятого научными исследованиями в городах Алматы (7989 чел.) и Астана (1468 чел.), Карагандинской (1140 чел.) и Восточно-Казахстанской областях (1636 чел.), наименьшее - в Кызылординской (72 чел.), Северо-Казахстанской (147 ед.) и Павлодарской (187 чел.) областях  [1].

Рисунок 4. Количество иностранных студентов, обучающихся в РК

 

Рисунок 5. Число организаций и численность персонала, выполняющих исследования и разработки (2007 г.)

Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, сектора высшего образования с 2005 года увеличилось на 20 единиц, а численность персонала - на 400 человек (рисунок 6)  [3].

  

Рисунок 6. Число организаций и численность персонала, выполняющих исследования и разработки, сектора высшего образования на период 2005-2007 годы  [3]

Исследованиями по выявлению требований к человеческим ресурсам в разрезе специальностей нефтяной и химической промышленности, машиностроительной и строительной отраслей, космической индустрии установлено (рисунок 7). Дефицит квалифицированных специалистов признан наибольшей проблемой в области добычи нефти и газа (46,2 %) и строительстве (39,3 %). Дефицит квалифицированных специалистов по прочим отраслям составляет (39,4 %).

Рисунок 7. Дефицит квалифицированных специалистов по отраслям в процентах

Потребность в квалифицированных специалистах в разрезе по отраслям на период 2010-2015 гг. Республики Казахстан представлен на рисунке 8. Наибольшая потребность в квалифицированных специалистах наблюдается в строительстве и составляет в среднем на период 2010-2015 гг. 590 человек и машиностроении - 630 человек в среднем [1].

Рисунок 8. Потребность в квалифицированных специалистах (чел.) в разрезе по годам 2010-2015 гг.

Анализом применения иностранных специалистов по состоянию на 05.03.2009 г. по видам деятельности установлено, что большинство иностранной рабочей силы привлекается по специальностям «Машиностроение» и «Строительство», 2159 человек и 1794 человек соответственно (рисунок 9). Это специалисты из России, США, Кыргызстана и Китая. Иностранцы работают в качестве управляющего персонала и инженеров, т.е. занимают должности, требующие высшего уровня компетенций.

Рисунок 9. Привлечение иностранной силы (чел.)

В настоящее время большинство незанятых рабочих мест - это вакансии для квалифицированных работников и специалистов различных отраслей промышленности.

Выпуск специалистов с высшим образованием за последние три года в среднем составляет 180000 человек в год (рисунок 10), в разрезе по специальностям представлен на рисунке 11 [1].

Рисунок 10.  Изменение набора и выпуска специалистов по годам обучения

Рисунок 11. Изменение выпуска специалистов в разрезе специальностей по годам обучения

Проанализировав исходные данные, можно сделать следующие выводы:

  • при постоянном увеличении выпуска специалистов высшей квалификации по специальности «Строительство» (в 2008-2009 уч. году он составил 2094 человек) дефицит в них сохраняется и составляет 39,3 %;
  • большинство квалифицированной иностранной рабочей силы привлекается по специальностям «Машиностроение» (2159 человек) и «Строительство» (1794 человек);
  • дефицит специалистов с высшим образованием в области машиностроения продиктован прекращением выпуска инженеров (пятилетнее обучение) и переходом на обучение в бакалавриате;
  • с целью возможности подтверждения бакалаврами своих компетенций необходимо введение соответствующих Центров в структуру технических вузов;
  • с целью  получения квалификации инженера бакалаврами необходимо предусмотреть возможность продолжения обучения в профильной магистратуре по образовательным грантам, т.е. увеличения количества грантов магистратуры.

Рецензенты:

  • Головачева Виктория Николаевна, д.п.н., профессор, директор Департамента развития Болонского процесса, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
  • Егоров Виктор Владимирович, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе,  Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Жетесова Г.С., Ерахтина И.И. АНАЛИЗ КАЗАХСТАНСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7117 (дата обращения: 22.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252