Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ESSENTIAL FEATURE OF THE INNOVATIVE INSTRUCTIONAL TEACHER OF CULTURE

Taranova T.N. 1
1 FGAOU VPO «North-Caucasian Federal University»
Deep analysis of the essential characteristics of an innovative culture methodical teacher. In this paper an innovative methodological culture is represented as a combination of components: motivational and value-based, cognitive, operational, active, creative and personal and reflective, reflecting the contemporary understanding of pedagogy. As part of an innovative methodological culture can highlight certain professional competencies that characterize each of these components. Mastering teacher methodological innovation culture does not mean abandoning the methodological foundations of the traditional culture, as expressed in its transition to a qualitatively new level, characterized by a change of professional consciousness, maintaining the dynamic unity of the traditional, modern and new. The place of the phenomenon of "methodological culture" in the system of categorical relations culture, the individual, society, the main components of the methodical and methodological innovation culture teacher.
Methodological culture
innovation culture
and teacher
Изменения в системе высшего педагогического образования России, связанные с вхождением России в Болонский процесс, принятием стратегии развития образования до 2015 года требуют ориентации системы высшего педагогического образования на значительное усиление инновационной, культурологической, гуманистической и личностно-ориентированной направленности. Синтез вышеперечисленных направлений в практической деятельности педагога обеспечивается методической культурой.

Как частная система, любой вид профессионально-педагогической культуры, в том числе и методическая культура, имеет свои компоненты: аксиологический, образованный ценностями - целями, ценностями - средствами, ценностями - отношениями, ценностями - качествами, ценностями - знаниями; технологический компонент, содержащий способы решения соответствующих задач; личностный компонент, раскрывающий творческую природу педагогической деятельности.

Методическая культура оценивается по следующим критериям - ценностное отношение, технологическая активность, творческая активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога, и реализуется соответственно уровням - адаптивному, репродуктивному, эвристическому, креативному.

А. П. Карачевцева определяет методическую культуру как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несет в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного - методическая культура есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации педагогом в процессе обучающей коммуникации с учащимся.

Методическую культуру как способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность обучающихся представляет Н. Ф. Никулина [4].

В. В. Малеев характеризует методическую культуру - интегративное качество, характеризующее способность к решению профессиональных задач, самосовершенствованию и рефлексии, конструированию продуктивных отношений с учащимися, основанное на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.

Учитывая позиции инновационного образования, которое предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, необходим переход на новый уровень профессионального мышления, выражающийся в трансформации традиционной методической культуры в инновационную методическую культуру.

Структурно можно представить инновационную методическую культуру как сочетание следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного.

Необходимо отметить, что в рамках инновационной методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов.

Формированию различных компетенций учителя посвящены работы следующих исследователей: А. В. Хуторского - ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, информативные компетенции [5], И. А. Зимней - компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенции познавательной деятельности, постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование и интеллектуальная деятельность, A. M. Митяевой  - учебно-исследовательская компетенция как способ личной самореализации и некий итог саморазвития индивида, форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности, Э. Ф. Зеер, A. M. Павловой,   Э. Э. Сыманюк - познавательные и методические компетенции, В. Н. Введенский [2] и др.

В работе С. И. Абакумовой находим следующее определение компетенции: «заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным». Компетентность представляется как «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально- профессиональная характеристика человека, его личностное качество». Итак, компетентность, являясь совокупностью качеств личности, предполагает обладание необходимым комплексом компетенций, личностное отношение к компетенции и опыт деятельности, соответствующий компетентностной сфере.

Профессиональная компетентность рассматривается как уровень профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношением к делу.

Выделенный нами мотивационный (А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и т.д.) и ценностный компоненты (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) выступают как системообразующие в подготовке педагога и выражающие осознанное побуждение к овладению и развитию методического аспекта педагогической деятельности.

Качество выполнения педагогической деятельности и ее результаты зависят от уровня развития потребностей учителей начальных классов, их мотивации, влияющие на активность личности и определяющие выбор средств, приемов и методов достижения образовательных целей.

В обучении педагога основной задачей является научить учителя правильному выбору целей, содержания, методов, организационных форм обучения и т.д., однако, важно развивать мотивы и потребности в получении знаний с инновационной интерпретацией. В ситуации, когда выстроенная система дидактических средств обучения не ориентирована на мотивацию, на глубинное понимание и освоение профессионально значимых компетенций, не обеспечивается развитие инновационного мышления, готовности к творческому решению педагогических задач. Стимулирование и развитие мотивационно-потребностной и ценностной сфер педагогов выступает как фактор динамичного развития инновационной методической культуры педагога.

Потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему «делу», стремление к общественному признанию являются мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.

Следующим компонентом нами определен когнитивный компонент. Он определяет степень теоретической готовности будущего педагога, представляется нам как синтез профессионально-методических компетенций соответствующих иерархической системе направлений: 1) методологическое направление; 2) психолого-педагогическое направление; 3) частно-предметное направление [1].

Методологическая направленность когнитивного компонента инновационной методической культуры выражается в способности педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в системе образования. Для этого они должны: знать основные тенденции развития современного образования; владеть средствами оценки сложившейся образовательной среды и проектирования необходимых инноваций; уметь выделять и анализировать психолого-педагогические факторы и условия, препятствующие инновациям, создавать благоприятный для их внедрения социально- психологический климат; владеть методологией построения образовательных технологий, обеспечивающих адекватное соотношение содержания, средств, методов и организационных форм обучения; владеть современными методами диагностики уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося, а также оценивать новообразования в этих сферах, возникающих в процессе обучения и воспитания, в частности, с использованием инновационных технологий; знать особенности работы по психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса в начальной школе. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Учитель овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения педагогических проблем.

Развитие личности как определенной когнитивной парадигмы, формирующейся на базе существующих культурных образовательных парадигм, при которой мировоззрение и поведение определяются характером восприятия, понимания и усвоением полученной профессионально-педагогической информации.

Кризис личности, либо наоборот скачок, возвышение означает точку бифуркации, когда личность учителя начальных классов радикально меняет свои взгляды, приходит к новой парадигме. Новая научная парадигма позволяет осуществлять инновационный подход к методически правильному выдвижению целей и задач, определению содержательной стороны преподаваемого курса, разработке новой эффективной системы использования форм, средств, методов, средств и организации учебного процесса, в целом реализуя психолого-педагогическую направленность когнитивной компетентности инновационной методической культуры учителя.

Опора на когнитивно-синергетическое понимание начального образования позволит реализовать концепцию самоорганизующейся личности, построение учебного процесса с учетом формирования качеств личности младших школьников, позволяющих самостоятельно «открывать» для себя новые знания, таким образом «присваивая» их. Знания становятся личностной категорией учащихся посредством реализации частно-предметного направления когнитивного компонента инновационной методической культуры учителя начальных классов.

Третий компонент инновационной методической культуры - операционно-деятельностный. Компетенции, входящие в его состав, в нашем исследовании предполагают освоение современных, прежде всего активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств. Компетенции, обеспечивающие практическое овладение приемами проблемного обучения; учебными, деловыми и организационно-деятельностными играми; тренингами отдельных навыков, умений и способностей; дискуссионными методами; методами проектов и кейсов; систематическим мониторингам хода учебной деятельности младших школьников и др. Владение информационными компетенциями является необходимым условием для реализации операционно-деятельностного компонента и предполагает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [1].

Рефлексивный компонент инновационной методической культуры представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, планирование и корректировка действий, формирование культурных установок.

Состав компетенций, входящих в рефлексивный компонент инновационной методической культуры, представлен следующим списком:

  • видеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
  • при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;
  • способность сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;
  • конкретизировать и структурировать проблему;
  • раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта;
  • найти способы решения задачи;
  • тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации:
  • «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями, гипотезами, версиями;
  • способность работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра;
  • умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций;
  • анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;
  • привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта;
  • анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
  • комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;
  • объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;
  • умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения [3].

Представленное понимание инновационной методической культуры педагога основано на том, что современное общество остро нуждается в компетентных людях, способных проявлять высокую адаптивность и готовых к решению новых задач и адекватному восприятию прогрессивных нововведений, заинтересованных в повышении эффективности деятельности, планирующих будущее и готовых брать на себя ответственность. Уровень профессионализма учителя начальных классов в современных условиях определяется общей, профессиональной и педагогической культурой, знаниями методики и технологий, а также уровнем сформированности методической культуры как компонента профессионального мастерства, которая выражается в оптимальной организации педагогического процесса в школе и достижении высокого качества обучения, развития и воспитания младшего школьника.

Основные составляющие методической и инновационной методической культуры педагога

Методическая культура

Инновационная методическая культура

  • знание в области преподаваемых предметов, опора на специальную и методическую литературу;
  • правильное составление тематического и поурочного планирования;
  • вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
  • знание классификации основных форм и видов обучения и их возможностей;
  • знание системы методов и приемов обучения;
  • знание функций методов обучения; специфики использования методов с целью повышения мотивации;
  • знание всей совокупности средств обучения;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;
  • развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия;
  • осуществление педагогического просвещения, т.е. воспитание не только ученика, но и его родителей;
  • общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического, опыта;
  • обладание педагогическим тактом;
  • обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения;
  • стремление к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда:
  • развитие интереса у учащихся к предметам;
  • объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся.
  • теоретическое знание основ инновационного обучения;
  • комплексное внедрение и всестороннее освоение новшеств при сохранении динамического единства традиционного, современного и нового;
  • свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности;
  • объективный взгляд на возможность и необходимость внедрения новшества в учебный процесс;
  • поиск баланса целей традиционного, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны);
  • построение дерева целей (иерархии параметров) при осуществлении инновационного проекта;
  • умение оптимизировать структуру учебного процесса, которая бы имела минимальное количество компонентов, выполняющих заданные функции и сохраняющих доминантные свойства инновационной системы, обеспечивающих ее новизну;
  • общие закономерности развития личности с учетом использования инноваций; знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания в условиях инновационного образования;
  • основ целеполагания процесса обучения, ориентированных на применение инноваций;
  • целей государственной системы образования в начальной школе, системы задач с учетом инновационной направленности;
  • содержания инновационного обучения, его принципов отбора; общей основы содержания школьного образования, образовательный стандарт;
  • методологических основ инновационно-педагогических теорий, концепций обучения;
  • общих способов организации учебно- воспитательного процесса с учетом ин- новационности;
  • осуществление самовоспитания, самообучения, самосовершенствования, самоанализа педагогических действий, развитие профессионального самосоз-нания; потребность в саморегуляции.

Следует отметить, что овладение педагогом инновационной методической культурой не означает отказ от основ традиционной методической культуры, а выражается в ее переходе на качественно новый уровень, характеризующийся изменением профессионального сознания, сохранением динамического единства традиционного, современного и нового.

Рецензенты:

  • Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
  • Палиева Надежда Андреевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, директор Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.