Как частная система, любой вид профессионально-педагогической культуры, в том числе и методическая культура, имеет свои компоненты: аксиологический, образованный ценностями - целями, ценностями - средствами, ценностями - отношениями, ценностями - качествами, ценностями - знаниями; технологический компонент, содержащий способы решения соответствующих задач; личностный компонент, раскрывающий творческую природу педагогической деятельности.
Методическая культура оценивается по следующим критериям - ценностное отношение, технологическая активность, творческая активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога, и реализуется соответственно уровням - адаптивному, репродуктивному, эвристическому, креативному.
А. П. Карачевцева определяет методическую культуру как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несет в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного - методическая культура есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации педагогом в процессе обучающей коммуникации с учащимся.
Методическую культуру как способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность обучающихся представляет Н. Ф. Никулина [4].
В. В. Малеев характеризует методическую культуру - интегративное качество, характеризующее способность к решению профессиональных задач, самосовершенствованию и рефлексии, конструированию продуктивных отношений с учащимися, основанное на индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности.
Учитывая позиции инновационного образования, которое предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога, необходим переход на новый уровень профессионального мышления, выражающийся в трансформации традиционной методической культуры в инновационную методическую культуру.
Структурно можно представить инновационную методическую культуру как сочетание следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-творческого и рефлексивного.
Необходимо отметить, что в рамках инновационной методической культуры можно выделить определенные профессиональные компетенции, характеризующие каждый из перечисленных компонентов.
Формированию различных компетенций учителя посвящены работы следующих исследователей: А. В. Хуторского - ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, информативные компетенции [5], И. А. Зимней - компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенции познавательной деятельности, постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование и интеллектуальная деятельность, A. M. Митяевой - учебно-исследовательская компетенция как способ личной самореализации и некий итог саморазвития индивида, форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности, Э. Ф. Зеер, A. M. Павловой, Э. Э. Сыманюк - познавательные и методические компетенции, В. Н. Введенский [2] и др.
В работе С. И. Абакумовой находим следующее определение компетенции: «заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным». Компетентность представляется как «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально- профессиональная характеристика человека, его личностное качество». Итак, компетентность, являясь совокупностью качеств личности, предполагает обладание необходимым комплексом компетенций, личностное отношение к компетенции и опыт деятельности, соответствующий компетентностной сфере.
Профессиональная компетентность рассматривается как уровень профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношением к делу.
Выделенный нами мотивационный (А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и т.д.) и ценностный компоненты (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) выступают как системообразующие в подготовке педагога и выражающие осознанное побуждение к овладению и развитию методического аспекта педагогической деятельности.
Качество выполнения педагогической деятельности и ее результаты зависят от уровня развития потребностей учителей начальных классов, их мотивации, влияющие на активность личности и определяющие выбор средств, приемов и методов достижения образовательных целей.
В обучении педагога основной задачей является научить учителя правильному выбору целей, содержания, методов, организационных форм обучения и т.д., однако, важно развивать мотивы и потребности в получении знаний с инновационной интерпретацией. В ситуации, когда выстроенная система дидактических средств обучения не ориентирована на мотивацию, на глубинное понимание и освоение профессионально значимых компетенций, не обеспечивается развитие инновационного мышления, готовности к творческому решению педагогических задач. Стимулирование и развитие мотивационно-потребностной и ценностной сфер педагогов выступает как фактор динамичного развития инновационной методической культуры педагога.
Потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему «делу», стремление к общественному признанию являются мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.
Следующим компонентом нами определен когнитивный компонент. Он определяет степень теоретической готовности будущего педагога, представляется нам как синтез профессионально-методических компетенций соответствующих иерархической системе направлений: 1) методологическое направление; 2) психолого-педагогическое направление; 3) частно-предметное направление [1].
Методологическая направленность когнитивного компонента инновационной методической культуры выражается в способности педагога реализовать комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в системе образования. Для этого они должны: знать основные тенденции развития современного образования; владеть средствами оценки сложившейся образовательной среды и проектирования необходимых инноваций; уметь выделять и анализировать психолого-педагогические факторы и условия, препятствующие инновациям, создавать благоприятный для их внедрения социально- психологический климат; владеть методологией построения образовательных технологий, обеспечивающих адекватное соотношение содержания, средств, методов и организационных форм обучения; владеть современными методами диагностики уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося, а также оценивать новообразования в этих сферах, возникающих в процессе обучения и воспитания, в частности, с использованием инновационных технологий; знать особенности работы по психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса в начальной школе. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Учитель овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения педагогических проблем.
Развитие личности как определенной когнитивной парадигмы, формирующейся на базе существующих культурных образовательных парадигм, при которой мировоззрение и поведение определяются характером восприятия, понимания и усвоением полученной профессионально-педагогической информации.
Кризис личности, либо наоборот скачок, возвышение означает точку бифуркации, когда личность учителя начальных классов радикально меняет свои взгляды, приходит к новой парадигме. Новая научная парадигма позволяет осуществлять инновационный подход к методически правильному выдвижению целей и задач, определению содержательной стороны преподаваемого курса, разработке новой эффективной системы использования форм, средств, методов, средств и организации учебного процесса, в целом реализуя психолого-педагогическую направленность когнитивной компетентности инновационной методической культуры учителя.
Опора на когнитивно-синергетическое понимание начального образования позволит реализовать концепцию самоорганизующейся личности, построение учебного процесса с учетом формирования качеств личности младших школьников, позволяющих самостоятельно «открывать» для себя новые знания, таким образом «присваивая» их. Знания становятся личностной категорией учащихся посредством реализации частно-предметного направления когнитивного компонента инновационной методической культуры учителя начальных классов.
Третий компонент инновационной методической культуры - операционно-деятельностный. Компетенции, входящие в его состав, в нашем исследовании предполагают освоение современных, прежде всего активных форм обучения и методов обучения с использованием новейших технических средств. Компетенции, обеспечивающие практическое овладение приемами проблемного обучения; учебными, деловыми и организационно-деятельностными играми; тренингами отдельных навыков, умений и способностей; дискуссионными методами; методами проектов и кейсов; систематическим мониторингам хода учебной деятельности младших школьников и др. Владение информационными компетенциями является необходимым условием для реализации операционно-деятельностного компонента и предполагает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [1].
Рефлексивный компонент инновационной методической культуры представлен пониманием рефлексии как процесса осмысления учителем основ своей деятельности, в ходе которого осуществляется оценка и переоценка своих собственных способностей, планирование и корректировка действий, формирование культурных установок.
Состав компетенций, входящих в рефлексивный компонент инновационной методической культуры, представлен следующим списком:
- видеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
- при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;
- способность сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;
- конкретизировать и структурировать проблему;
- раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта;
- найти способы решения задачи;
- тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации:
- «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями, гипотезами, версиями;
- способность работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра;
- умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций;
- анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;
- привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта;
- анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
- комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;
- объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;
- умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения [3].
Представленное понимание инновационной методической культуры педагога основано на том, что современное общество остро нуждается в компетентных людях, способных проявлять высокую адаптивность и готовых к решению новых задач и адекватному восприятию прогрессивных нововведений, заинтересованных в повышении эффективности деятельности, планирующих будущее и готовых брать на себя ответственность. Уровень профессионализма учителя начальных классов в современных условиях определяется общей, профессиональной и педагогической культурой, знаниями методики и технологий, а также уровнем сформированности методической культуры как компонента профессионального мастерства, которая выражается в оптимальной организации педагогического процесса в школе и достижении высокого качества обучения, развития и воспитания младшего школьника.
Основные составляющие методической и инновационной методической культуры педагога
Методическая культура |
Инновационная методическая культура |
|
|
Следует отметить, что овладение педагогом инновационной методической культурой не означает отказ от основ традиционной методической культуры, а выражается в ее переходе на качественно новый уровень, характеризующийся изменением профессионального сознания, сохранением динамического единства традиционного, современного и нового.
Рецензенты:
- Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
- Палиева Надежда Андреевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, директор Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Таранова Т.Н. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7066 (дата обращения: 06.12.2024).