Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF SELF-SUFFICIENCY ON SUCCESS OF SCIENTIFIC AND TEACHING ACTIVITY (SUBJECT-ACTIVITY APPROACH)

Tsiring D.A. 1 Yakovleva Yu.V. 1 Krylova M.O. 1
1 Chelyabinsk State University
The analysis of the influence of self-sufficiency as a system characteristic of a subject to success of scientific and teaching activity has been done. Self-sufficiency coupled with a high level of subjectivity, considered as a system-forming characteristic of personality, characterized by specific features of emotional, cognitive, motivational and volitional spheres of personality, which causes a high ability to transform the reality, to be an active start their own position in life and to cope effectively with a variety of tasks. Self-sufficiency as an integrative characteristic determines the existence of the subject in whole, and the success of its activities in particular. The theoretical model of influence of the personal features complex that constitute self-sufficiency as a system-forming characteristic of subject on success of professional activity scientific and teaching staff has been created.
Key words: self-sufficiency
success of scientific and teaching activity
the concept of personal helplessness
subjectivity
На современном этапе социально-экономического развития российского общества система высшего образования нашей страны оказалась слабо приспособлена к функционированию в условиях рыночной экономики, что привело к системному кризису высших учебных заведений. Прежде всего, кризисные явления отразились на кадровой ситуации в высшей школе.

Закрепление молодых специалистов в сфере науки и образования обусловлено многими факторами, при этом важную роль играют личностные особенности молодых ученых, уровень их притязаний и мотивации, умение преодолевать трудности на профессиональном пути. «Выращивание» не просто квалифицированных, а высоко мотивированных и получающих удовлетворение от профессиональной деятельности научно-педагогических кадров является важной задачей еще и потому, что от этого в конечном итоге зависит качество подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.

Одним из конструктов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению профессиональной научно-педагогической деятельности, является самостоятельность, которая традиционно рассматривается как одна из самых ключевых характеристик субъекта. В контексте концепции личностной беспомощности (Д.А. Циринг) самостоятельность рассматривается как феномен, противоположный личностной беспомощности, обеспечивающий способность человека эффективно справляться с самыми разными задачами, возникающими в его деятельности.

В соответствии с концепцией личностной беспомощности самостоятельность как комплексная характеристика личности обусловливает высокую способность субъекта преобразовывать действительность, выступать активным началом собственной жизненной позиции [8]. Первый из авторов данной статьи понимает самостоятельность как целостное качество, включающее в себя единство специфических личностных особенностей, составляющих её эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты, определяющее высокую способность субъекта преобразовывать действительность и собственную жизнедеятельность [8]. Самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе в более эффективных стратегиях и успешности деятельности. В рамках концепции личностной беспомощности самостоятельность рассматривается в рамках одного континуума с личностной беспомощностью, данные качества субъекта соотносятся на континууме с разными уровнями субъектности; если самостоятельность соотносится с высоким уровнем субъектности, то личностная беспомощность - с низким. Между этими противоположными характеристиками возможны различные варианты выраженности субъектности.

Уровень субъектности, соответствующий той или иной точке данного континуума, характеризует меру способности субъекта инициировать собственную жизнедеятельность, справляться с трудностями, то есть быть самостоятельным субъектом.

Самостоятельность как системообразующее качество рассматривается нами в рамках субъектно-деятельностного подхода, что позволяет обогатить понимание феномена. Данный подход позволяет изучить поведение, деятельность и сознание самостоятельного субъекта как опосредованное его особым внутренним миром, специфической организацией его психических особенностей, обусловливающей выбор различных вариантов поведения, проявление активности, которые, в свою очередь, находят отражение в деятельности, определяя ее успешность [8, с. 175].

Принципиальным для понимания субъекта в рамках концепции личностной беспомощности, методологической основой которой является субъектно-деятельностный подход, является вывод С.Л. Рубинштейна о том, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять его самого» [7]. Понятие самостоятельности, трактуемое в рамках концепции личностной беспомощности [8], интегрирует разрозненные аспекты изучения индивидуальности человека и открывает возможность изучать деятельность как опосредованную внутренним миром человека, его активностью. Субъект, характеризующийся самостоятельностью, использует широкий диапазон активности, имеет расширенные границы взаимодействия с миром в силу особенности этой характеристики.

Профессиональная деятельность предъявляет к личности специалиста определённые требования, соответствие которым определяет успешность её выполнения. Для понимания личностных предпосылок успешности научно-педагогической деятельности необходимо определить в первую очередь критерии профессиональной успешности. Анализ специфики научно-педагогической деятельности учёных даёт основания для выделения таковых. Чаще всего в литературе можно встретить деление критериев успешности на объективные критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи, и субъективные, психологические критерии оценки деятельности.

Построение теоретической модели влияния комплекса личностных особенностей, составляющих самостоятельность как системообразующее качество субъекта (в рамках концепции личностной беспомощности), на успешность профессиональной деятельности научно-педагогических кадров позволяет системно подойти к проблеме определения предикторов успешности научно-педагогической деятельности. Предложенная нами модель отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель влияния самостоятельности на успешность научно-педагогической деятельности.

Наличие самостоятельности у научно-педагогического работника обусловливает как объективные показатели результативности выполнения профессиональных задач (например, количество публикаций, индекс цитирования, количество конференций, в которых принято участие, участие в финансируемых научных исследованиях и т.п.), так и субъективные, выражающиеся в удовлетворённости трудом и позитивной самооценке профессиональной деятельности.

Далее рассмотрим влияние составляющих самостоятельности на успешность выполнения профессиональной научно-педагогической деятельности по каждому из основных её компонентов: волевому, мотивационному, когнитивному и эмоциональному.

Волевой компонент в рамках концепции личностной беспомощности Циринг Д.А. рассматривается как способность к саморегуляции и самодетерминации и к сознательному намеренному преодолению препятствий. Самостоятельность в данной концепции представляет инвариантную (постоянную) характеристику личности, которая включает ряд особенностей волевой сферы, таких как инициативность, решительность, смелость, настойчивость, организованность, выдержка, целеустремленность, ответственность. В совокупности с другими личностными свойствами (мотивационными, когнитивными, эмоциональными) перечисленные волевые качества образуют высокий уровень субъектности, то есть способность преобразовывать окружающую действительность и собственную деятельность.

Развитые волевые качества, составляющие волевой компонент самостоятельности, определяют способность научно-педагогических кадров к саморегуляции и самодетерминации, к сознательному намеренному преодолению препятствий, позволяют работнику быть активным, энергичным, ищущим, что повышает эффективность реализации профессиональных задач и определяет успешность в научно-педагогической деятельности.

Мотивационный компонент самостоятельности включает в себя: интернальный локус контроля, преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач, адекватную или достаточно высокую самооценку, высокий уровень притязаний, преобладание стремления к принятию над страхом отвержения, интратенсивную мотивацию и выраженные ценностные ориентации. Самостоятельные научно-педагогические работники с интернальным локусом контроля демонстрируют поведение зрелой личности, способной на серьёзные решения, принимающей ответственность как за положительные, так и за отрицательные события на себя, что является необходимым условием для осуществления успешной профессиональной деятельности.

Предпосылкой успешности самостоятельных научно-педагогических работников также является стремление к достижению успеха, определяющее постановку достаточно сложных профессиональных задач и намерение их выполнить с высоким уровнем эффективности, стремление совершенствовать свои педагогические и исследовательские навыки.

Нормальная или слегка завышенная самооценка, характерная для самостоятельного научно-педагогического работника является психологическим условием интенсификации обучения в вузе (С.Т. Гаранина, Н.В. Кузмина, В.Ф. Сафин и др.). Научный сотрудник, обладающий такой самооценкой, имеет высокий уровень притязаний, то есть стремится ставить перед собой цели, соответствующие его высокому уровню способностей.

Для самостоятельных научно-педагогических сотрудников характерна потребность в аффилиации, что выражается в стремлении устанавливать хорошие межличностные отношения, являющиеся необходимым условием для успешной реализации научного и педагогического потенциала.

Предназначение профессиональной деятельности научно-педагогического работника состоит в осуществлении научных исследований, позволяющих повысить инновационный потенциал современного общества, а также в подготовке будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности. Эффективная реализация этой миссии возможна, если для сотрудника характерна четкая выраженность ценностных ориентаций в сочетании с описанными выше особенностями мотивационной сферы, что позволяет им успешно реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности (Д.А. Циринг, Е.В. Веденеева, Ю.В. Яковлева).

В соответствии с концепцией личностной беспомощности когнитивный компонент самостоятельности характеризуется следующим психологическим содержанием: оптимистический атрибутивный стиль, высокие показатели дивергентного мышления и низкий уровень ригидности мышления [8]. Согласно исследованиям М. Селигмана, оптимистический стиль объяснения наряду со способностями и мотивацией является определяющим звеном в структуре успешной деятельности. Самостоятельный научно-педагогический работник, характеризующийся высоким уровнем дивергентного мышления, способен видеть объект своей деятельности под новым углом зрения, что в совокупности с низким уровнем ригидности мышления позволяет ему при объективной необходимости изменять поведение, влияя на эффективность профессиональной деятельности.

Эмоциональный компонент самостоятельности включает в себя эмоциональную зрелость, реалистичность, уверенность. Для успешного выполнения научно-педагогической деятельности перечисленные качества особенно важны, так как они позволяют справляться с чрезмерными эмоциональными нагрузками в процессе выполнения профессиональных обязанностей, проявлять эмоциональную устойчивость в процессе выполнения трудных научных и педагогических задач.

Личностные особенности, взаимодействуя и образуя самостоятельность, проявляются в особенностях выполнения профессиональной научно-педагогической деятельности (включая выполнение всех компонентов деятельности), которые обусловливают в результате успешность научно-педагогической деятельности как по объективным, так и по субъективным показателям.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (госконтракт № 14.740.11.1119 от 30 мая 2011 г.).

Рецензенты

  • Горелова Г.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры политологии и политического управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Челябинск.
  • Батурин Н.А., доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Южно-Уральского государственного университета, заведующий кафедрой психологической диагностики и консультирования, г. Челябинск.