Закрепление молодых специалистов в сфере науки и образования обусловлено многими факторами, при этом важную роль играют личностные особенности молодых ученых, уровень их притязаний и мотивации, умение преодолевать трудности на профессиональном пути. «Выращивание» не просто квалифицированных, а высоко мотивированных и получающих удовлетворение от профессиональной деятельности научно-педагогических кадров является важной задачей еще и потому, что от этого в конечном итоге зависит качество подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.
Одним из конструктов, адекватно отражающих способность личности к успешному осуществлению профессиональной научно-педагогической деятельности, является самостоятельность, которая традиционно рассматривается как одна из самых ключевых характеристик субъекта. В контексте концепции личностной беспомощности (Д.А. Циринг) самостоятельность рассматривается как феномен, противоположный личностной беспомощности, обеспечивающий способность человека эффективно справляться с самыми разными задачами, возникающими в его деятельности.
В соответствии с концепцией личностной беспомощности самостоятельность как комплексная характеристика личности обусловливает высокую способность субъекта преобразовывать действительность, выступать активным началом собственной жизненной позиции [8]. Первый из авторов данной статьи понимает самостоятельность как целостное качество, включающее в себя единство специфических личностных особенностей, составляющих её эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты, определяющее высокую способность субъекта преобразовывать действительность и собственную жизнедеятельность [8]. Самостоятельность проявляется в поведении и деятельности человека, в том числе в более эффективных стратегиях и успешности деятельности. В рамках концепции личностной беспомощности самостоятельность рассматривается в рамках одного континуума с личностной беспомощностью, данные качества субъекта соотносятся на континууме с разными уровнями субъектности; если самостоятельность соотносится с высоким уровнем субъектности, то личностная беспомощность - с низким. Между этими противоположными характеристиками возможны различные варианты выраженности субъектности.
Уровень субъектности, соответствующий той или иной точке данного континуума, характеризует меру способности субъекта инициировать собственную жизнедеятельность, справляться с трудностями, то есть быть самостоятельным субъектом.
Самостоятельность как системообразующее качество рассматривается нами в рамках субъектно-деятельностного подхода, что позволяет обогатить понимание феномена. Данный подход позволяет изучить поведение, деятельность и сознание самостоятельного субъекта как опосредованное его особым внутренним миром, специфической организацией его психических особенностей, обусловливающей выбор различных вариантов поведения, проявление активности, которые, в свою очередь, находят отражение в деятельности, определяя ее успешность [8, с. 175].
Принципиальным для понимания субъекта в рамках концепции личностной беспомощности, методологической основой которой является субъектно-деятельностный подход, является вывод С.Л. Рубинштейна о том, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять его самого» [7]. Понятие самостоятельности, трактуемое в рамках концепции личностной беспомощности [8], интегрирует разрозненные аспекты изучения индивидуальности человека и открывает возможность изучать деятельность как опосредованную внутренним миром человека, его активностью. Субъект, характеризующийся самостоятельностью, использует широкий диапазон активности, имеет расширенные границы взаимодействия с миром в силу особенности этой характеристики.
Профессиональная деятельность предъявляет к личности специалиста определённые требования, соответствие которым определяет успешность её выполнения. Для понимания личностных предпосылок успешности научно-педагогической деятельности необходимо определить в первую очередь критерии профессиональной успешности. Анализ специфики научно-педагогической деятельности учёных даёт основания для выделения таковых. Чаще всего в литературе можно встретить деление критериев успешности на объективные критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи, и субъективные, психологические критерии оценки деятельности.
Построение теоретической модели влияния комплекса личностных особенностей, составляющих самостоятельность как системообразующее качество субъекта (в рамках концепции личностной беспомощности), на успешность профессиональной деятельности научно-педагогических кадров позволяет системно подойти к проблеме определения предикторов успешности научно-педагогической деятельности. Предложенная нами модель отражена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель влияния самостоятельности на успешность научно-педагогической деятельности.
Наличие самостоятельности у научно-педагогического работника обусловливает как объективные показатели результативности выполнения профессиональных задач (например, количество публикаций, индекс цитирования, количество конференций, в которых принято участие, участие в финансируемых научных исследованиях и т.п.), так и субъективные, выражающиеся в удовлетворённости трудом и позитивной самооценке профессиональной деятельности.
Далее рассмотрим влияние составляющих самостоятельности на успешность выполнения профессиональной научно-педагогической деятельности по каждому из основных её компонентов: волевому, мотивационному, когнитивному и эмоциональному.
Волевой компонент в рамках концепции личностной беспомощности Циринг Д.А. рассматривается как способность к саморегуляции и самодетерминации и к сознательному намеренному преодолению препятствий. Самостоятельность в данной концепции представляет инвариантную (постоянную) характеристику личности, которая включает ряд особенностей волевой сферы, таких как инициативность, решительность, смелость, настойчивость, организованность, выдержка, целеустремленность, ответственность. В совокупности с другими личностными свойствами (мотивационными, когнитивными, эмоциональными) перечисленные волевые качества образуют высокий уровень субъектности, то есть способность преобразовывать окружающую действительность и собственную деятельность.
Развитые волевые качества, составляющие волевой компонент самостоятельности, определяют способность научно-педагогических кадров к саморегуляции и самодетерминации, к сознательному намеренному преодолению препятствий, позволяют работнику быть активным, энергичным, ищущим, что повышает эффективность реализации профессиональных задач и определяет успешность в научно-педагогической деятельности.
Мотивационный компонент самостоятельности включает в себя: интернальный локус контроля, преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач, адекватную или достаточно высокую самооценку, высокий уровень притязаний, преобладание стремления к принятию над страхом отвержения, интратенсивную мотивацию и выраженные ценностные ориентации. Самостоятельные научно-педагогические работники с интернальным локусом контроля демонстрируют поведение зрелой личности, способной на серьёзные решения, принимающей ответственность как за положительные, так и за отрицательные события на себя, что является необходимым условием для осуществления успешной профессиональной деятельности.
Предпосылкой успешности самостоятельных научно-педагогических работников также является стремление к достижению успеха, определяющее постановку достаточно сложных профессиональных задач и намерение их выполнить с высоким уровнем эффективности, стремление совершенствовать свои педагогические и исследовательские навыки.
Нормальная или слегка завышенная самооценка, характерная для самостоятельного научно-педагогического работника является психологическим условием интенсификации обучения в вузе (С.Т. Гаранина, Н.В. Кузмина, В.Ф. Сафин и др.). Научный сотрудник, обладающий такой самооценкой, имеет высокий уровень притязаний, то есть стремится ставить перед собой цели, соответствующие его высокому уровню способностей.
Для самостоятельных научно-педагогических сотрудников характерна потребность в аффилиации, что выражается в стремлении устанавливать хорошие межличностные отношения, являющиеся необходимым условием для успешной реализации научного и педагогического потенциала.
Предназначение профессиональной деятельности научно-педагогического работника состоит в осуществлении научных исследований, позволяющих повысить инновационный потенциал современного общества, а также в подготовке будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности. Эффективная реализация этой миссии возможна, если для сотрудника характерна четкая выраженность ценностных ориентаций в сочетании с описанными выше особенностями мотивационной сферы, что позволяет им успешно реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности (Д.А. Циринг, Е.В. Веденеева, Ю.В. Яковлева).
В соответствии с концепцией личностной беспомощности когнитивный компонент самостоятельности характеризуется следующим психологическим содержанием: оптимистический атрибутивный стиль, высокие показатели дивергентного мышления и низкий уровень ригидности мышления [8]. Согласно исследованиям М. Селигмана, оптимистический стиль объяснения наряду со способностями и мотивацией является определяющим звеном в структуре успешной деятельности. Самостоятельный научно-педагогический работник, характеризующийся высоким уровнем дивергентного мышления, способен видеть объект своей деятельности под новым углом зрения, что в совокупности с низким уровнем ригидности мышления позволяет ему при объективной необходимости изменять поведение, влияя на эффективность профессиональной деятельности.
Эмоциональный компонент самостоятельности включает в себя эмоциональную зрелость, реалистичность, уверенность. Для успешного выполнения научно-педагогической деятельности перечисленные качества особенно важны, так как они позволяют справляться с чрезмерными эмоциональными нагрузками в процессе выполнения профессиональных обязанностей, проявлять эмоциональную устойчивость в процессе выполнения трудных научных и педагогических задач.
Личностные особенности, взаимодействуя и образуя самостоятельность, проявляются в особенностях выполнения профессиональной научно-педагогической деятельности (включая выполнение всех компонентов деятельности), которые обусловливают в результате успешность научно-педагогической деятельности как по объективным, так и по субъективным показателям.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (госконтракт № 14.740.11.1119 от 30 мая 2011 г.).
Рецензенты
- Горелова Г.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры политологии и политического управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Челябинск.
- Батурин Н.А., доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Южно-Уральского государственного университета, заведующий кафедрой психологической диагностики и консультирования, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Циринг Д.А., Яковлева Ю.В., Крылова М.О. ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7032 (дата обращения: 07.12.2024).