- знакомство студентов с основными направлениями математики в виде обзорного общеобразовательного курса;
- адаптация курса математики с учетом предполагаемого уровня подготовки студентов и профессиональной направленности обучения.
Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Важную роль в научном познании и познании в целом играют методологические знания. Возможности математики являются необходимыми, но недостаточными условиями для овладения методологическими знаниями.
Содержание и структура математических знаний описывает суть понятий, виды теорем и методы их доказательств, показывает работу с простейшими формами суждений, раскрывая роль математических знаний в формировании научного мышления студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.
Обучение математике студентов гуманитарных специальностей направлено на понимание универсальности математических законов и методов, на формирование умений применять специфические закономерности математики в управленческой и социальной деятельности, поэтому преподавание математики исключительно на наглядно-описательном ознакомлении с фундаментом математики с изменением целей высшего профессионального образования требует переосмысления.
Несмотря на различие специальностей, для всех студентов необходимо уметь анализировать информацию, выделять суть вопроса, владеть логикой рассуждений (четко и логично излагать свои мысли, опровергать или доказывать суждения, аргументированно рассуждать), обобщать статистический материал и правильно его интерпретировать [4]. Все эти качества развиваются в обучении математике. Учитывая рост объема новой информации, требования стандарта учебный процесс следует строить на основе проблемного и личностно-ориентированного обучения, способствующих усвоению научных понятий и закономерностей. Одной из возможностей построения подобного обучения является применения активных форм обучения, интерактивных средств обучения [3].
Использование интерактивных форм обучения математике студентов гуманитарных специальностей способствует:
- формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
- повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
- развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности.
Традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активное обучение с применением современных информационных технологий или интерактивное обучение. «Интерактивными называется группа обучающих форм, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения. К интерактивным формам относят не все формы и методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [1, с.96]. Выделим отличительные характеристики интерактивных и традиционных форм обучения (табл.1).
Таблица 1
Традиционная форма обучения |
Интерактивная форма обучения |
|
|
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
- лекции,
- семинары, просеминары, спецсеминары,
- коллоквиумы,
- лабораторные работы,
- практикумы и спецпрактикумы,
- самостоятельную работу,
- научно-исследовательскую работу студентов,
- производственную,
- педагогическую;
- дипломную практики и др. [2].
Выделим направления активности при различных интерактивных формах обучения математике (табл. 2).
Таблица 2
Мышление |
Деятельность |
Речь |
Социально-психологическая адаптация |
Интерактивные формы обучения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дипломное проектирование, учебная деловая игра, дидактическая игра, стажировка с исполнением должностной роли. |
+ |
+ |
+ |
- |
Исследовательская лабораторно-практическая работа, дидактическая игра на условном материале. |
+ |
+ |
|
+ |
Научно-исследовательская работа, дидактическая игра на реальном материале без дискуссии. |
+ |
- |
+ |
+ |
Игровая ситуация, ролевая игра. |
- |
+ |
+ |
+ |
Доклад результатов исследования, реферата на специальную тему. |
+ |
+ |
- |
- |
Практическое занятие. |
+ |
- |
+ |
- |
Дискуссия, спор. |
+ |
- |
- |
+ |
Решение реальных задач. |
- |
+ |
+ |
- |
Лабораторная работа с отчетом. |
- |
+ |
- |
+ |
Педагогическая практика. |
- |
- |
+ |
+ |
Публичное выступление. |
+ |
- |
- |
- |
Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием. |
- |
+ |
- |
- |
Работа по образцу. |
- |
- |
+ |
- |
Изложение, доклад, сообщение. |
- |
- |
- |
+ |
Экскурсия, демонстрация макета, учебного фильма. |
Остановимся подробнее на некоторых интерактивных формах обучения математике.
Интерактивная лекция по математике - форма обучения, в которой лектор, излагая содержание учебного материала большой группе обучающихся, организует их продуктивное взаимодействие с ценностно-целевым, информационно-знаниевым, технологическим и результативным компонентами образовательной среды обучения дисциплине. Интенсивное продуктивное взаимодействие обучающегося с образовательной средой на интерактивной лекции обеспечивается введением в лекцию элементов и приемов, стимулирующих познавательную активность, и функционированием обратной связи лектор - обучающийся. На интерактивной лекции могут быть использованы такие способы подачи учебного материала, как создание проблемной ситуации, требующее обнаружения и разрешения возникших противоречий; «парная лекция» в виде диалога двух преподавателей; различные виды визуализации; лекции с заранее запланированными ошибками; лекции-пресс-конференции и т.д.
Особенностями интерактивной лекции являются:
- сочетание монологического повествования преподавателя с вопросами к аудитории (вопросно-ответная и дискуссионные формы);
- большое количество приводимых примеров;
- создание проблемных мини-ситуаций и их краткое обсуждение с аудиторией и внутри аудитории (организация познавательной коллективной деятельности);
- оперативные ответы преподавателя на возникающие вопросы обучающихся;
- анализ различных точек зрения, как существующих в науке, так и высказанных обучающимися во время лекции;
- обращение к имеющемуся учебному опыту обучающихся;
- максимальное использование средств наглядности (современные информационные технологии);
- рассмотрение некоторых аспектов изученного учебного материала и способов его объяснения с позиции его применения в последующей профессиональной деятельности;
- использование форм экспресс-контроля.
Организация лабораторных работ предусматривает работу обучающихся в малых группах, возможно, переменного состава. Именно в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли. Практические и лабораторные формы аудиторных занятий допускают более широкое разнообразное использование интерактивных методов обучения.
Внеаудиторные формы интерактивного обучения включают самостоятельные занятия обучающихся, связанные с выполнением обязательных текущих домашних заданий, конкретную работу над проектами в рамках учебной дисциплины, работу над курсовыми и дипломными проектами, занятия в кружках, а также самообучение. Все внеаудиторные формы обучения характеризуются большей самостоятельностью обучающихся по сравнению с аудиторными, но не полным отсутствием зависимости обучающегося от других субъектов образовательной среды. Так, при групповых внеаудиторных заданиях обучающий взаимодействует с другими обучающимися группы [5].
Например, историко-методологический компонент в содержании математического образования влияет на формирование научного мировоззрения студентов, цель - показать роль математических методов в научном познании и математики как языка науки, и включает следующие вопросы:
- Математика как часть общечеловеческой культуры.
- Взгляды на математику выдающихся деятелей прошлого и настоящего.
- Аксиоматический подход. Математические доказательства. Понятия. Классификация понятий.
- Основные этапы становления современной математики и её структура.
Для самостоятельной работы можно предложить подготовить сообщения и рефераты. Примерные темы докладов:
- Исторический очерк возникновения и развития математики.
- Значение "Начал" Евклида для общечеловеческой культуры.
- Геометрия Лобачевского и Римана. Неевклидовы геометрии.
- Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): начальные шаги в создании нового метода исчисления.
- Из истории науки о случайном.
- Роль математики в становлении и развитии философии и логики.
Деятельность студента в рамках данного курса по математике предполагает активную самостоятельную работу, основанную на применение интерактивных технологий обучения. Среди большого числа новаций, коснувшихся образования, интерактивные технологии занимают достаточно стабильное положение и стоят на одном из первых мест по значимости и связываемых с ними ожиданий по повышению качества образования.
Использование интерактивного обучения математике студентов-гуманитариев целесообразно проводить по трем направлениям:
- Использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельностного подхода.
- Внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием в учебном процессе интерактивных форм обучения.
- Интерактивные формы обучения целесообразно сочетать с интерактивными средствами обучения.
Рецензенты:
- Митрохина С. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула.
- Михеев В. И., д.п.н., профессор кафедры высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва.