- знакомство студентов с основными направлениями математики в виде обзорного общеобразовательного курса;
 - адаптация курса математики с учетом предполагаемого уровня подготовки студентов и профессиональной направленности обучения.
 
Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Важную роль в научном познании и познании в целом играют методологические знания. Возможности математики являются необходимыми, но недостаточными условиями для овладения методологическими знаниями.
Содержание и структура математических знаний описывает суть понятий, виды теорем и методы их доказательств, показывает работу с простейшими формами суждений, раскрывая роль математических знаний в формировании научного мышления студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.
Обучение математике студентов гуманитарных специальностей направлено на понимание универсальности математических законов и методов, на формирование умений применять специфические закономерности математики в управленческой и социальной деятельности, поэтому преподавание математики исключительно на наглядно-описательном ознакомлении с фундаментом математики с изменением целей высшего профессионального образования требует переосмысления.
Несмотря на различие специальностей, для всех студентов необходимо уметь анализировать информацию, выделять суть вопроса, владеть логикой рассуждений (четко и логично излагать свои мысли, опровергать или доказывать суждения, аргументированно рассуждать), обобщать статистический материал и правильно его интерпретировать [4]. Все эти качества развиваются в обучении математике. Учитывая рост объема новой информации, требования стандарта учебный процесс следует строить на основе проблемного и личностно-ориентированного обучения, способствующих усвоению научных понятий и закономерностей. Одной из возможностей построения подобного обучения является применения активных форм обучения, интерактивных средств обучения [3].
Использование интерактивных форм обучения математике студентов гуманитарных специальностей способствует:
- формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
 - повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
 - развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности.
 
Традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активное обучение с применением современных информационных технологий или интерактивное обучение. «Интерактивными называется группа обучающих форм, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения. К интерактивным формам относят не все формы и методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [1, с.96]. Выделим отличительные характеристики интерактивных и традиционных форм обучения (табл.1).
Таблица 1
| 
			 Традиционная форма обучения  | 
			
			 Интерактивная форма обучения  | 
		
			
  | 
			
			
  | 
		
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
- лекции,
 - семинары, просеминары, спецсеминары,
 - коллоквиумы,
 - лабораторные работы,
 - практикумы и спецпрактикумы,
 - самостоятельную работу,
 - научно-исследовательскую работу студентов,
 - производственную,
 - педагогическую;
 - дипломную практики и др. [2].
 
Выделим направления активности при различных интерактивных формах обучения математике (табл. 2).
Таблица 2
| 
			 Мышление  | 
			
			 Деятельность  | 
			
			 Речь  | 
			
			 Социально-психологическая адаптация  | 
			
			 Интерактивные формы обучения  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 Дипломное проектирование, учебная деловая игра, дидактическая игра, стажировка с исполнением должностной роли.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 Исследовательская лабораторно-практическая работа, дидактическая игра на условном материале.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 
  | 
			
			 +  | 
			
			 Научно-исследовательская работа, дидактическая игра на реальном материале без дискуссии.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 Игровая ситуация, ролевая игра.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 Доклад результатов исследования, реферата на специальную тему.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 Практическое занятие.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 Дискуссия, спор.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 Решение реальных задач.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 Лабораторная работа с отчетом.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 Педагогическая практика.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 +  | 
			
			 Публичное выступление.  | 
		
| 
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 Работа по образцу.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 -  | 
			
			 Изложение, доклад, сообщение.  | 
		
| 
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 -  | 
			
			 +  | 
			
			 Экскурсия, демонстрация макета, учебного фильма.  | 
		
Остановимся подробнее на некоторых интерактивных формах обучения математике.
Интерактивная лекция по математике - форма обучения, в которой лектор, излагая содержание учебного материала большой группе обучающихся, организует их продуктивное взаимодействие с ценностно-целевым, информационно-знаниевым, технологическим и результативным компонентами образовательной среды обучения дисциплине. Интенсивное продуктивное взаимодействие обучающегося с образовательной средой на интерактивной лекции обеспечивается введением в лекцию элементов и приемов, стимулирующих познавательную активность, и функционированием обратной связи лектор - обучающийся. На интерактивной лекции могут быть использованы такие способы подачи учебного материала, как создание проблемной ситуации, требующее обнаружения и разрешения возникших противоречий; «парная лекция» в виде диалога двух преподавателей; различные виды визуализации; лекции с заранее запланированными ошибками; лекции-пресс-конференции и т.д.
Особенностями интерактивной лекции являются:
- сочетание монологического повествования преподавателя с вопросами к аудитории (вопросно-ответная и дискуссионные формы);
 - большое количество приводимых примеров;
 - создание проблемных мини-ситуаций и их краткое обсуждение с аудиторией и внутри аудитории (организация познавательной коллективной деятельности);
 - оперативные ответы преподавателя на возникающие вопросы обучающихся;
 - анализ различных точек зрения, как существующих в науке, так и высказанных обучающимися во время лекции;
 - обращение к имеющемуся учебному опыту обучающихся;
 - максимальное использование средств наглядности (современные информационные технологии);
 - рассмотрение некоторых аспектов изученного учебного материала и способов его объяснения с позиции его применения в последующей профессиональной деятельности;
 - использование форм экспресс-контроля.
 
Организация лабораторных работ предусматривает работу обучающихся в малых группах, возможно, переменного состава. Именно в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли. Практические и лабораторные формы аудиторных занятий допускают более широкое разнообразное использование интерактивных методов обучения.
Внеаудиторные формы интерактивного обучения включают самостоятельные занятия обучающихся, связанные с выполнением обязательных текущих домашних заданий, конкретную работу над проектами в рамках учебной дисциплины, работу над курсовыми и дипломными проектами, занятия в кружках, а также самообучение. Все внеаудиторные формы обучения характеризуются большей самостоятельностью обучающихся по сравнению с аудиторными, но не полным отсутствием зависимости обучающегося от других субъектов образовательной среды. Так, при групповых внеаудиторных заданиях обучающий взаимодействует с другими обучающимися группы [5].
Например, историко-методологический компонент в содержании математического образования влияет на формирование научного мировоззрения студентов, цель - показать роль математических методов в научном познании и математики как языка науки, и включает следующие вопросы:
- Математика как часть общечеловеческой культуры.
 - Взгляды на математику выдающихся деятелей прошлого и настоящего.
 - Аксиоматический подход. Математические доказательства. Понятия. Классификация понятий.
 - Основные этапы становления современной математики и её структура.
 
Для самостоятельной работы можно предложить подготовить сообщения и рефераты. Примерные темы докладов:
- Исторический очерк возникновения и развития математики.
 - Значение "Начал" Евклида для общечеловеческой культуры.
 - Геометрия Лобачевского и Римана. Неевклидовы геометрии.
 - Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): начальные шаги в создании нового метода исчисления.
 - Из истории науки о случайном.
 - Роль математики в становлении и развитии философии и логики.
 
Деятельность студента в рамках данного курса по математике предполагает активную самостоятельную работу, основанную на применение интерактивных технологий обучения. Среди большого числа новаций, коснувшихся образования, интерактивные технологии занимают достаточно стабильное положение и стоят на одном из первых мест по значимости и связываемых с ними ожиданий по повышению качества образования.
Использование интерактивного обучения математике студентов-гуманитариев целесообразно проводить по трем направлениям:
- Использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельностного подхода.
 - Внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием в учебном процессе интерактивных форм обучения.
 - Интерактивные формы обучения целесообразно сочетать с интерактивными средствами обучения.
 
Рецензенты:
- Митрохина С. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула.
 - Михеев В. И., д.п.н., профессор кафедры высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва.
 
Библиографическая ссылка
Санина Е.И., Помелова М.С. ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6566 (дата обращения: 04.11.2025).



