Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Санина Е.И. 1 Помелова М.С. 2
1 Российский университет дружбы народов
2 Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активное обучение с применением современных информационных технологий или интерактивное обучение. Использование интерактивных форм обучения математике студентов гуманитарных специальностей способствует: формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки; повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов; развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности. Деятельность студентов в рамках курса математики предполагает активную самостоятельную работу, основанную на применение интерактивных технологий обучения. Использование интерактивного обучения математике студентов-гуманитариев целесообразно проводить по трем направлениям: использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельностного подхода; внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием в учебном процессе интерактивных форм обучения; интерактивные формы обучения целесообразно сочетать с интерактивными средствами обучения.
математическое образование
интерактивные формы обучения
интерактивная лекция
самостоятельная деятельность
1. Гавронская Ю. Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дис... докт. пед. наук. - СПб., 2004. - 434 с.
2. Дидактика современной школы: Пособие для учителя: Сб. статей / Под ред. Онищука В. А. - М., 1987. - 351 с.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И. В. Роберт. - М.: Институт информатизации образования РАО, 2006. - 374 с.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
5. Помелова М. С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2011. - №4. - М.: Изд-во МГОУ. - С. 177 - 181.
В обучении математике студентов гуманитарных специальностей существует два основных подхода:
  • знакомство студентов с основными направлениями математики в виде обзорного общеобразовательного курса;
  • адаптация курса математики с учетом предполагаемого уровня подготовки студентов и профессиональной направленности обучения.

Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Важную роль в научном познании и познании в целом играют методологические знания. Возможности математики являются необходимыми, но недостаточными условиями для овладения методологическими знаниями.

Содержание и структура математических знаний описывает суть понятий, виды теорем и методы их доказательств, показывает работу с простейшими формами суждений, раскрывая роль математических знаний в формировании научного мышления студентов как технических, так и гуманитарных специальностей.

Обучение математике студентов гуманитарных специальностей направлено на понимание универсальности математических законов и методов, на формирование умений применять специфические закономерности математики в управленческой и социальной деятельности, поэтому преподавание математики исключительно на наглядно-описательном ознакомлении с фундаментом математики с изменением целей высшего профессионального образования требует переосмысления.

Несмотря на различие специальностей, для всех студентов необходимо уметь анализировать информацию, выделять суть вопроса, владеть логикой рассуждений (четко и логично излагать свои мысли, опровергать или доказывать суждения, аргументированно рассуждать), обобщать статистический материал и правильно его интерпретировать [4]. Все эти качества развиваются в обучении математике. Учитывая рост объема новой информации, требования стандарта учебный процесс следует строить на основе проблемного и личностно-ориентированного обучения, способствующих усвоению научных понятий и закономерностей. Одной из возможностей построения подобного обучения является применения активных форм обучения, интерактивных средств обучения [3].

Использование интерактивных форм обучения математике студентов гуманитарных специальностей способствует:

  • формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
  • повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
  • развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности.

Традиционные формы обучения уступают место современным, в основе которых лежит активное обучение с применением современных информационных технологий или интерактивное обучение. «Интерактивными называется группа обучающих форм, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения. К интерактивным формам относят не все формы и методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [1, с.96]. Выделим отличительные характеристики интерактивных и традиционных форм обучения (табл.1).

Таблица 1

Традиционная форма обучения

Интерактивная форма обучения

  1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением.
  2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем.
  3. Учебная деятельность обучающихся ориентирована на передачу знаний.
  4. Оценка деятельности обучающихся на занятии осуществляется преподавателем.
  5. Групповой и индивидуальный способ обучения.
  6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера обучающегося, его индивидуальные возможности.
  7. Субъект-объектные отношения (преподаватель→студент).
  1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями.
  2. Планирование учебной деятельности совместно с обучающимися.
  3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.
  4. Совместно с обучающимися самооценка и взаимоконтроль.
  5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения.
  6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания.
  7. Субъект-субъектные отношения (студент→преподаватель→студент).

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

  • лекции,
  • семинары, просеминары, спецсеминары,
  • коллоквиумы,
  • лабораторные работы,
  • практикумы и спецпрактикумы,
  • самостоятельную работу,
  • научно-исследовательскую работу студентов,
  • производственную,
  • педагогическую;
  • дипломную практики и др. [2].

Выделим направления активности при различных интерактивных формах обучения математике (табл. 2).

Таблица 2

Мышление

Деятельность

Речь

Социально-психологическая адаптация

Интерактивные формы обучения

+

+

+

+

Дипломное проектирование, учебная деловая игра, дидактическая игра, стажировка с исполнением должностной роли.

+

+

+

-

Исследовательская лабораторно-практическая работа, дидактическая игра на условном материале.

+

+

 

+

Научно-исследовательская работа, дидактическая игра на реальном материале без дискуссии.

+

-

+

+

Игровая ситуация, ролевая игра.

-

+

+

+

Доклад результатов исследования, реферата на специальную тему.

+

+

-

-

Практическое занятие.

+

-

+

-

Дискуссия, спор.

+

-

-

+

Решение реальных задач.

-

+

+

-

Лабораторная работа с отчетом.

-

+

-

+

Педагогическая практика.

-

-

+

+

Публичное выступление.

+

-

-

-

Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием.

-

+

-

-

Работа по образцу.

-

-

+

-

Изложение, доклад, сообщение.

-

-

-

+

Экскурсия, демонстрация макета, учебного фильма.

Остановимся подробнее на некоторых интерактивных формах обучения математике.

Интерактивная лекция по математике - форма обучения, в которой лектор, излагая содержание учебного материала большой группе обучающихся, организует их продуктивное взаимодействие с ценностно-целевым, информационно-знаниевым, технологическим и результативным компонентами образовательной среды обучения дисциплине. Интенсивное продуктивное взаимодействие обучающегося с образовательной средой на интерактивной лекции обеспечивается введением в лекцию элементов и приемов, стимулирующих познавательную активность, и функционированием обратной связи лектор - обучающийся. На интерактивной лекции могут быть использованы такие способы подачи учебного материала, как создание проблемной ситуации, требующее обнаружения и разрешения возникших противоречий; «парная лекция» в виде диалога двух преподавателей; различные виды визуализации; лекции с заранее запланированными ошибками; лекции-пресс-конференции и т.д.

Особенностями интерактивной лекции являются:

  • сочетание монологического повествования преподавателя с вопросами к аудитории (вопросно-ответная и дискуссионные формы);
  • большое количество приводимых примеров;
  • создание проблемных мини-ситуаций и их краткое обсуждение с аудиторией и внутри аудитории (организация познавательной коллективной деятельности);
  • оперативные ответы преподавателя на возникающие вопросы обучающихся;
  • анализ различных точек зрения, как существующих в науке, так и высказанных обучающимися во время лекции;
  • обращение к имеющемуся учебному опыту обучающихся;
  • максимальное использование средств наглядности (современные информационные технологии);
  • рассмотрение некоторых аспектов изученного учебного материала и способов его объяснения с позиции его применения в последующей профессиональной деятельности;
  • использование форм экспресс-контроля.

Организация лабораторных работ предусматривает работу обучающихся в малых группах, возможно, переменного состава. Именно в групповом взаимодействии появляется возможность развития личностных и межличностных навыков, способности обосновывать решения, распределять и выполнять определенные роли. Практические и лабораторные формы аудиторных занятий допускают более широкое разнообразное использование интерактивных методов обучения.

Внеаудиторные формы интерактивного обучения включают самостоятельные занятия обучающихся, связанные с выполнением обязательных текущих домашних заданий, конкретную работу над проектами в рамках учебной дисциплины, работу над курсовыми и дипломными проектами, занятия в кружках, а также самообучение. Все внеаудиторные формы обучения характеризуются большей самостоятельностью обучающихся по сравнению с аудиторными, но не полным отсутствием зависимости обучающегося от других субъектов образовательной среды. Так, при групповых внеаудиторных заданиях обучающий взаимодействует с другими обучающимися группы [5].

Например, историко-методологический компонент в содержании математического образования влияет на формирование научного мировоззрения студентов, цель - показать роль математических методов в научном познании и математики как языка науки, и включает следующие вопросы:

  • Математика как часть общечеловеческой культуры.
  • Взгляды на математику выдающихся деятелей прошлого и настоящего.
  • Аксиоматический подход. Математические доказательства. Понятия. Классификация понятий.
  • Основные этапы становления современной математики и её структура.

Для самостоятельной работы можно предложить подготовить сообщения и рефераты. Примерные темы докладов:

  1. Исторический очерк возникновения и развития математики.
  2. Значение "Начал" Евклида для общечеловеческой культуры.
  3. Геометрия Лобачевского и Римана. Неевклидовы геометрии.
  4. Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): начальные шаги в создании нового метода исчисления.
  5. Из истории науки о случайном.
  6. Роль математики в становлении и развитии философии и логики.

Деятельность студента в рамках данного курса по математике предполагает активную самостоятельную работу, основанную на применение интерактивных технологий обучения. Среди большого числа новаций, коснувшихся образования, интерактивные технологии занимают достаточно стабильное положение и стоят на одном из первых мест по значимости и связываемых с ними ожиданий по повышению качества образования.

Использование интерактивного обучения математике студентов-гуманитариев целесообразно проводить по трем направлениям:

  1. Использование методов активизации традиционных форм обучения на основе деятельностного подхода.
  2. Внедрение активных методов обучения, применение которых связано с использованием в учебном процессе интерактивных форм обучения.
  3. Интерактивные формы обучения целесообразно сочетать с интерактивными средствами обучения.

Рецензенты:

  • Митрохина С. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула.
  • Михеев В. И., д.п.н., профессор кафедры высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Санина Е.И., Помелова М.С. ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6566 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674