Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

COMMITTING FEATURES OF INFORMATION AS PERMANENTSTAGE CHILDREN DENTAL HEALTH EDUCATION

Fedorova T.V. 1 Kovalevskiy V.A. 1 Fedorov V.A. 1 Bril E.A. 1 Tarasova N.V. 1
1 GBOU VPO Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Health Ministry of Russian Federation, Russia, Krasnoyarsk
В обзоре представлены методы заучивания информации, используемые при проведении стоматологической санитарно-просветительской работы в организованных детских коллективах. Учитывалась игровая деятельность как основной аспект получения информации детьми, что также способствует снижению дентофобии. Акцентировано внимание на необходимости эмоционального вовлечения детского населения в процесс обучения, а также на создании условий для целенаправленной деятельности. Обоснована необходимость смены рода деятельности для лучшего заучивания информации. Отмечена потребность детей в самоутверждении и признании их способностей со стороны старших. Авторами описаны психолого-педагогические приемы, получившие широкое применение в современных условиях. Вместе с тем подчеркнут приоритет индивидуально-типологических особенностей личности ребенка при технологическом подходе к обучению, включающие тип темперамента ребенка, особенности преобладания сенсорных зон головного мозга.
This review presents methods for learning information used in making dental health education in organized groups of children. Playing activity is the primary aspect of the information of children, reduces detnofobii. The emotional involvement of the child population in the learning process necessary for purposeful activity. Necessary change of activity for better learning information. Is awarded need for children to self-affirmation and recognition of their abilities on the part of older. The authors describe the psychological and pedagogical methods commonly used in modern conditions. Set the priority of individual-typological features of the child in a technological approach to learning, including the child´s temperament, particularly the predominance of the sensory areas of the brain.
game activity
learning of information
public education
Санитарно-просветительская работа в детском коллективе имеет ряд особенностей, связанных с социальным и психологическим статусом детей, а также необходимостью использования педагогически обоснованного подхода к проводимым занятиям в каждой возрастной группе [1; 2; 7 и др.]. Произвольный характер внимания и произвольная память развиваются у ребенка к 5-6 годам, что способствует более эффективному восприятию получаемой информации, и в частности гигиенического обучения, в данной возрастной группе [28-30], в связи с чем идея проведения санитарно-просветительской работы в организованном детском коллективе является актуальной [22; 38]. Следует отметить, что прочность запоминания во многом зависит от повторения, поэтому при подаче больших объемов материала их нужно разделять на темы и осваивать по частям, организуя затем итоговое занятие [12]. Л.М. Житникова (1966) указывает на эффективность усвоения информации при эмоциональной вовлеченности человека в процесс обучения, что обеспечивает высокий уровень активации головного мозга и большую эффективность мнемической деятельности. Вместе с тем при проведении санитарного просвещения среди детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать краевой эффект в обучении, проявляющийся в лучшем запоминании информации в начале и в конце занятия, что необходимо учитывать при закреплении знаний. Автор считает, что для усиления восприятия вопросов по изучаемой тематике стоит использовать методику незавершенных действий, что способствует лучшему сохранению в памяти [11]. Существует мнение, что для снижения действия ретроактивного торможения в образовательных технологиях необходимо выполнять установку на длительное изучение и чередование разных по содержанию занятий. Так, непосредственно после запоминания следует организовывать активный отдых [7; 9].

Д.Я. Райгородский (1998) считает индивидуальное обучение необходимым для усвоения знаний при работе со структурой личности социальной группы [28]. Проведение занятий в интерактивной форме у старших дошкольников способствует запоминанию. Так, участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов и в развивающих играх можно назвать неотъемлемым элементом деятельности детей. Вместе с тем необходимо избегать чрезмерных эмоциональных всплесков у обучающихся, а также дозировать нагрузку, исключать однообразие и монотонность занятия [13; 40; 42].

Для рационального построения занятий в детском коллективе следует учитывать наличие различных видов памяти в зависимости от преобладающего типа психической активности. Известно, что с учетом приоритетной сенсорной области в процессе запоминания и воспроизведения выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. При этом для успешного усвоения детьми информации, полученной при санитарном просвещении, необходимо воздействовать на образную память, а с целью выработки устойчивых мануальных навыков всех видах моторного обучения активизировать двигательную [1; 4; 7 и др.].

Для наиболее успешного запоминания необходима методика организации целенаправленной деятельности [11]. В настоящее время существует мнение, что формирование двигательных навыков происходит значительно быстрее при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами. Закрепление мануальных навыков осуществляется в подвижных играх и эстафетах. Необходимо помнить, что включать в игры можно только хорошо освоенные детьми движения. Вместе с тем, на шестом году жизни мануальные навыки детей заметно расширяются, активно развиваются двигательные и познавательные способности, что оказывает положительный эффект при обучении мануальным навыкам по проведению индивидуальной гигиены полости рта [16; 27; 31 и др.].

При проведении санитарного просвещения целесообразно организовывать предметно-игровую среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом [27; 31; 40 и др.]. Систему предпочтений и особенностей реакций человека определяет темперамент, являясь основным фактором типологических проявлений личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо учитывать специфику индивидуальных черт характера, навыков и видов деятельности. Вместе с тем среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием изначально предопределенного развития [6; 10; 33 и др.]. Однако существует противоположное мнение, социологизаторское направление, заключающееся в целенаправленном обучении и воспитании, независимо от природных задатков, что помогает формировать любые психологические и поведенческие свойства [26; 39].

Отметим, что важнейшими критериями свойств темперамента являются наследуемость, проявление уже в раннем детстве, устойчивость в разных ситуациях. При этом для оценки темперамента необходимо совокупное описание всех черт [24; 33; 35]. Так, для сангвиника характерным является высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики, движений, впечатлительность и лабильность. В процессе обучения следует учитывать, что эмоциональные переживания сангвиника поверхностны, а его подвижность при отрицательных воспитательных воздействиях приводит к отсутствию должной сосредоточенности. Для холерика свойственны высокий уровень нервно-психической активности, резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Дети-флегматики характеризуются низким уровнем активности поведения и трудностью переключения внимания, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи; ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Меланхоликов можно отнести к лицам с низким уровнем нервно-психической активности, сдержанным, со слабой моторикой и тихой речью, значительной эмоциональной реактивностью. При неудачных воспитательных воздействиях отмечается повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность [10; 24; 33].

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, ставить перед детьми все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. При затруднениях ребенка полезно побуждать к самостоятельному решению, особенно это необходимо при работе с детьми-флегматиками и меланхоликами. Также немаловажным элементом в обучении является умение постановки цели детьми, поиск путей к ее достижению, оценка полученных результатов с позиции самой цели [13; 40; 42].

Существует мнение, что обучение посредством наблюдения за поведенческими реакциями людей и подражание им в игровой деятельности усиливает эффективность развития мануальных навыков ребенка [5; 41]. В литературе встречается позиционирование игры как социально определяемого вида совместной деятельности, в котором дети ставят себя в определенные ситуации, воссоздавая и осмысляя поступки, моделируя отношения. При этом освоенные общественные функции проявляются в адаптации детей к социальной среде в дальнейшем. В процессе игры происходит развитие наблюдательности, усиление мыслительной деятельности ребенка, осознанности восприятия событий, повышается качество усвоения информации. Следует отметить, что игрушки для детского населения являются средством познания мира, помогают развивать органы чувств, тренировать координацию движений. Поэтому важно использовать в процессе обучения игры-экспериментирования с разными материалами, а также игры-имитации, в которых игровые образы передают характерные движения, мимику и жесты при различных эмоциональных состояниях, что способствует формированию устойчиво закрепленных рефлексов в отношении мануальных навыков, освоенных в ходе проведении санитарного просвещения. Применение творческого подхода к организации сюжета игры в воображаемом и словесном плане развивается к концу дошкольного возраста [2; 8; 15 и др.].

Следует учитывать, что ролевые игры организуются всегда совместно в группе, где у детей появляется потребность взаимоотношений со сверстниками. Вместе с тем творческие игры отражают сюжеты бытовых и общественных отношений, самостоятельное создание на основе впечатлений новых сюжетов, придумывание ролей и игровых действий, введение новых персонажей и действий. Еще одним видом усвоения информации детьми являются дидактические игры, базирующиеся на сравнении предметов по нескольким признакам; установлении сериационных рядов по разным критериям; узнавании предметов по описанию и осуществлении контрольно-проверочных действий. При проведении обучения с использованием данного вида игр дети стремятся к оценке действий всех участников, к корректировке ошибок, проявлению настойчивости в поиске. При организации санитарного просвещения следует учитывать, что старшие дошкольники могут самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, а участие взрослого человека осуществляется через игровой образ, что способствует развитию самостоятельности и чувства инициативы [3; 25; 36 и др.].

Игровая и творческая активность ребенка необходимы для решения собственных проблем и избавления от страхов, в том числе дентофобии. Вместе с тем использование сказки является одним из видов восприятия информации в дошкольном возрасте. Участие детей в составлении сюжета на заданную тематику способствует развитию когнитивных процессов, мыслительной деятельности и повышению уверенности в себе, особенно для детей-меланхоликов важна организация спектакля, подготовка концерта для малышей. Другой основой обучения детского населения, отражающей социальные события и внутренние переживания, являются рисунки. Поэтому очень важным моментом в проведении санитарного просвещения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является составление раскраски-информации совместно с детьми, что способствует закреплению полученных знаний [14; 17; 20 и др.].

Таким образом, организуя образовательную программу, важно применять психолого-педагогические подходы к обучению детей. В процессе познавательной деятельности необходимо раскрывать детям особенности предметов, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности, что открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни рационально и достаточно самостоятельно. Вместе с тем отсутствие контроля выполнения мануального навыка может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца, что необходимо учитывать при организации занятий в детских коллективах.

Рецензенты:

Левенец Анатолий Александрович, д.м.н., профессор кафедры-клиники хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ СР РФ, г. Красноярск.

Шевченко Дмитрий Павлович, д.м.н., профессор кафедры-клиники стоматологии ИПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ СР РФ, г. Красноярск.