Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЗАУЧИВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЕТЬМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Федорова Т.В. 1 Ковалевский В.А. 1 Федоров В.А. 1 Бриль Е.А. 1 Тарасова Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗСР РФ, Россия, г. Красноярск
В обзоре представлены методы заучивания информации, используемые при проведении стоматологической санитарно-просветительской работы в организованных детских коллективах. Учитывалась игровая деятельность как основной аспект получения информации детьми, что также способствует снижению дентофобии. Акцентировано внимание на необходимости эмоционального вовлечения детского населения в процесс обучения, а также на создании условий для целенаправленной деятельности. Обоснована необходимость смены рода деятельности для лучшего заучивания информации. Отмечена потребность детей в самоутверждении и признании их способностей со стороны старших. Авторами описаны психолого-педагогические приемы, получившие широкое применение в современных условиях. Вместе с тем подчеркнут приоритет индивидуально-типологических особенностей личности ребенка при технологическом подходе к обучению, включающие тип темперамента ребенка, особенности преобладания сенсорных зон головного мозга.
игровая деятельность
заучивание информации
санитарно-просветительская работа
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении : пер. с англ. – М., 2001. – 752 с.
2. Анри Валлон. Психическое развитие ребенка. – СПб. : Питер, 2006. – 103 с.
3. Афонькина Ю.А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – Мурманск, 1996. – 20 с.
4. Баллон А. Психическое развитие ребенка. – М. : Просвещение, 1967. – 103 с.
5. Бандура А. Теория социального научения. – СПб. : Евразия, 2000. – 320 с.
6. Бардецкая Я.В. Взаимосвязь типологических особенностей темперамента, адаптационных реакций и уровня здоровья у детей младшего школьного возраста : дисс. … канд. биол. наук. – Барнаул, 2007. – 113 с.
7. Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 1972. – 18 с.
8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
9. Дабылова Б.К. Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам : автореф. дисс. … канд. псих. наук. – М., 1991. – 16 с.
10. Дорофеев И.Ф. Значение учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности для понимания индивидуально-психологических различий темпераментов и характеров людей : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 1956. – 14 с.
11. Житникова Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – Харьков, 1966. – 15 с.
12. Иванова В.П. Воспроизведение как способ запоминания : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – Ташкент, 1954. – 15 с.
13. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – Корона-Принт, 2004. – 162 с.
14. Карапетян В.С., Малоян З.А. Необходимость активной творческой деятельности личности для оздоровления общества // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2008. – Т. 2, раздел «Здоровье нации и образование». – С. 66-69.
15. Ким М.Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. – Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2 (21). – С. 103-107.
16. Киселёв С.Ю. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 2001. – 23 с.
17. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
18. Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников : дисс. … канд. психолог. наук. – М., 2005. – 133 с.
19. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) // Ребёнок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 84-92.
20. Корягина Н.А. Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2008. – Т. 2, раздел «Здоровье нации и образование». – С. 176-178.
21. Кудинова Л.С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2009. – 32 с.
22. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2006. – 416 с.
23. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Изд. 3-е, перераб. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 244 с.
24. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т. 3: Очерк теории темперамента. – Пермь : ПСИ, 2007. – 276 с.
25. Немеровский В.М. Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр : дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 243 с.
26. Осницкий А.В. Теоретико-методологические основы наследственности психических свойств личности // Вестник СПб. университета. – 2008. – Сер. 12. – Вып. 1. – С. 187-199.
27. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4 (04). – С. 139-145.
28. Практическая психодиагностика / ред. Д.Я. Райгородского. – М., 1998. – 670 с.
29. Психология детства / ред. члена–корр. РАО А.А. Реана. – СПб., 2006. – 350 с.
30. Райт Дж.З., Старки П.Э., Гарднер Д.Э. Управление поведением детей на стоматологическом приеме : пер. Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М, 2008. – 304 с.
31. Родин Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям : автореф. дис. … д-ра психолог. наук. – Тула, 2009. – 42 с.
32. Сарычев В.А. Роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности : дисс. … канд. психолог. наук. – Красноярск, 2006. – 177 с.
33. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М. : Наука, 1984. – 163 с.
34. Смирнова Е.О. Воспитывать играя // Детский практический психолог. – 1995. – С. 86–90.
35. Солдатова О.Г. Психосоматические корреляции в механизмах адаптационных реакций у лиц разного возраста : автореф. дис. … доктора мед. наук. – Томcк, 2008. – 36 с.
36. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
37. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
38. Тумшевиц О.Н., Тарасова Н.В. Гигиеническое воспитание детей в форме «Уроков здоровья». Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002. – 23 с.
39. Шалонько Е.Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте : дис. ... канд. психолог. наук. – Новосибирск, 2009. – 164 c.
40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
41. Bandura Albert. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. – N-Y. : Prentice-Hall, 1986. – 617 p.
42. Brent Mawson. Where do I start? Technology in early childhood // ACEpapers. – 2005. – September. – № 16. – P. 104-116.
Санитарно-просветительская работа в детском коллективе имеет ряд особенностей, связанных с социальным и психологическим статусом детей, а также необходимостью использования педагогически обоснованного подхода к проводимым занятиям в каждой возрастной группе [1; 2; 7 и др.]. Произвольный характер внимания и произвольная память развиваются у ребенка к 5-6 годам, что способствует более эффективному восприятию получаемой информации, и в частности гигиенического обучения, в данной возрастной группе [28-30], в связи с чем идея проведения санитарно-просветительской работы в организованном детском коллективе является актуальной [22; 38]. Следует отметить, что прочность запоминания во многом зависит от повторения, поэтому при подаче больших объемов материала их нужно разделять на темы и осваивать по частям, организуя затем итоговое занятие [12]. Л.М. Житникова (1966) указывает на эффективность усвоения информации при эмоциональной вовлеченности человека в процесс обучения, что обеспечивает высокий уровень активации головного мозга и большую эффективность мнемической деятельности. Вместе с тем при проведении санитарного просвещения среди детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать краевой эффект в обучении, проявляющийся в лучшем запоминании информации в начале и в конце занятия, что необходимо учитывать при закреплении знаний. Автор считает, что для усиления восприятия вопросов по изучаемой тематике стоит использовать методику незавершенных действий, что способствует лучшему сохранению в памяти [11]. Существует мнение, что для снижения действия ретроактивного торможения в образовательных технологиях необходимо выполнять установку на длительное изучение и чередование разных по содержанию занятий. Так, непосредственно после запоминания следует организовывать активный отдых [7; 9].

Д.Я. Райгородский (1998) считает индивидуальное обучение необходимым для усвоения знаний при работе со структурой личности социальной группы [28]. Проведение занятий в интерактивной форме у старших дошкольников способствует запоминанию. Так, участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов и в развивающих играх можно назвать неотъемлемым элементом деятельности детей. Вместе с тем необходимо избегать чрезмерных эмоциональных всплесков у обучающихся, а также дозировать нагрузку, исключать однообразие и монотонность занятия [13; 40; 42].

Для рационального построения занятий в детском коллективе следует учитывать наличие различных видов памяти в зависимости от преобладающего типа психической активности. Известно, что с учетом приоритетной сенсорной области в процессе запоминания и воспроизведения выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. При этом для успешного усвоения детьми информации, полученной при санитарном просвещении, необходимо воздействовать на образную память, а с целью выработки устойчивых мануальных навыков всех видах моторного обучения активизировать двигательную [1; 4; 7 и др.].

Для наиболее успешного запоминания необходима методика организации целенаправленной деятельности [11]. В настоящее время существует мнение, что формирование двигательных навыков происходит значительно быстрее при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами. Закрепление мануальных навыков осуществляется в подвижных играх и эстафетах. Необходимо помнить, что включать в игры можно только хорошо освоенные детьми движения. Вместе с тем, на шестом году жизни мануальные навыки детей заметно расширяются, активно развиваются двигательные и познавательные способности, что оказывает положительный эффект при обучении мануальным навыкам по проведению индивидуальной гигиены полости рта [16; 27; 31 и др.].

При проведении санитарного просвещения целесообразно организовывать предметно-игровую среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом [27; 31; 40 и др.]. Систему предпочтений и особенностей реакций человека определяет темперамент, являясь основным фактором типологических проявлений личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо учитывать специфику индивидуальных черт характера, навыков и видов деятельности. Вместе с тем среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием изначально предопределенного развития [6; 10; 33 и др.]. Однако существует противоположное мнение, социологизаторское направление, заключающееся в целенаправленном обучении и воспитании, независимо от природных задатков, что помогает формировать любые психологические и поведенческие свойства [26; 39].

Отметим, что важнейшими критериями свойств темперамента являются наследуемость, проявление уже в раннем детстве, устойчивость в разных ситуациях. При этом для оценки темперамента необходимо совокупное описание всех черт [24; 33; 35]. Так, для сангвиника характерным является высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики, движений, впечатлительность и лабильность. В процессе обучения следует учитывать, что эмоциональные переживания сангвиника поверхностны, а его подвижность при отрицательных воспитательных воздействиях приводит к отсутствию должной сосредоточенности. Для холерика свойственны высокий уровень нервно-психической активности, резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Дети-флегматики характеризуются низким уровнем активности поведения и трудностью переключения внимания, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи; ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Меланхоликов можно отнести к лицам с низким уровнем нервно-психической активности, сдержанным, со слабой моторикой и тихой речью, значительной эмоциональной реактивностью. При неудачных воспитательных воздействиях отмечается повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность [10; 24; 33].

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, ставить перед детьми все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. При затруднениях ребенка полезно побуждать к самостоятельному решению, особенно это необходимо при работе с детьми-флегматиками и меланхоликами. Также немаловажным элементом в обучении является умение постановки цели детьми, поиск путей к ее достижению, оценка полученных результатов с позиции самой цели [13; 40; 42].

Существует мнение, что обучение посредством наблюдения за поведенческими реакциями людей и подражание им в игровой деятельности усиливает эффективность развития мануальных навыков ребенка [5; 41]. В литературе встречается позиционирование игры как социально определяемого вида совместной деятельности, в котором дети ставят себя в определенные ситуации, воссоздавая и осмысляя поступки, моделируя отношения. При этом освоенные общественные функции проявляются в адаптации детей к социальной среде в дальнейшем. В процессе игры происходит развитие наблюдательности, усиление мыслительной деятельности ребенка, осознанности восприятия событий, повышается качество усвоения информации. Следует отметить, что игрушки для детского населения являются средством познания мира, помогают развивать органы чувств, тренировать координацию движений. Поэтому важно использовать в процессе обучения игры-экспериментирования с разными материалами, а также игры-имитации, в которых игровые образы передают характерные движения, мимику и жесты при различных эмоциональных состояниях, что способствует формированию устойчиво закрепленных рефлексов в отношении мануальных навыков, освоенных в ходе проведении санитарного просвещения. Применение творческого подхода к организации сюжета игры в воображаемом и словесном плане развивается к концу дошкольного возраста [2; 8; 15 и др.].

Следует учитывать, что ролевые игры организуются всегда совместно в группе, где у детей появляется потребность взаимоотношений со сверстниками. Вместе с тем творческие игры отражают сюжеты бытовых и общественных отношений, самостоятельное создание на основе впечатлений новых сюжетов, придумывание ролей и игровых действий, введение новых персонажей и действий. Еще одним видом усвоения информации детьми являются дидактические игры, базирующиеся на сравнении предметов по нескольким признакам; установлении сериационных рядов по разным критериям; узнавании предметов по описанию и осуществлении контрольно-проверочных действий. При проведении обучения с использованием данного вида игр дети стремятся к оценке действий всех участников, к корректировке ошибок, проявлению настойчивости в поиске. При организации санитарного просвещения следует учитывать, что старшие дошкольники могут самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, а участие взрослого человека осуществляется через игровой образ, что способствует развитию самостоятельности и чувства инициативы [3; 25; 36 и др.].

Игровая и творческая активность ребенка необходимы для решения собственных проблем и избавления от страхов, в том числе дентофобии. Вместе с тем использование сказки является одним из видов восприятия информации в дошкольном возрасте. Участие детей в составлении сюжета на заданную тематику способствует развитию когнитивных процессов, мыслительной деятельности и повышению уверенности в себе, особенно для детей-меланхоликов важна организация спектакля, подготовка концерта для малышей. Другой основой обучения детского населения, отражающей социальные события и внутренние переживания, являются рисунки. Поэтому очень важным моментом в проведении санитарного просвещения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является составление раскраски-информации совместно с детьми, что способствует закреплению полученных знаний [14; 17; 20 и др.].

Таким образом, организуя образовательную программу, важно применять психолого-педагогические подходы к обучению детей. В процессе познавательной деятельности необходимо раскрывать детям особенности предметов, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности, что открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни рационально и достаточно самостоятельно. Вместе с тем отсутствие контроля выполнения мануального навыка может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца, что необходимо учитывать при организации занятий в детских коллективах.

Рецензенты:

Левенец Анатолий Александрович, д.м.н., профессор кафедры-клиники хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ СР РФ, г. Красноярск.

Шевченко Дмитрий Павлович, д.м.н., профессор кафедры-клиники стоматологии ИПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ СР РФ, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Федорова Т.В., Ковалевский В.А., Федоров В.А., Бриль Е.А., Тарасова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ЗАУЧИВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЕТЬМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6457 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674