Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PEDAGOGICAL INHERITANCE OF RUSSIAN MILITARY LEADERS OF THE XIX-ХХ CENTURIES AS THE BASIS FOR FORMATION OF VALUE ATTITUDES AMONG YOUNG OFFICERS TOWARDS EDUCATION AND TRAINING OF SERVICEMEN

Shilonosov A.V. 1
1 Perm Military Institute of the Russion Interior Army for Home Affairs Department
В статье рассматривается роль личности офицера в организации воспитательной работы с военнослужащими. Ставится проблема совершенствования психолого-педагогических дисциплин для качественной подготовке будущих офицеров к предстоящей деятельности по воспитанию подчиненных, отмечается роль педагогического наследия полководцев в про-цессе обучения и воспитания курсантов. Приведены основные выводы результатов проведения констатирующего этапа исследования и опытно-поисковой работы по формированию ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих при использовании аксиологических основ педагогического наследия отечественных полководцев XIX – XX вв. Определены перспективы использования авторской методики в образовательном процессе военно-учебных заведений, позволяющие добиться преемственности накопленного педагогического опыта для преобразования существующей системы подготовки будущих офицеров в школу обучения и воспитания подлинной военной интеллигенции.
The given article discusses the role of an officer as a personality in the process of up-bringing of servicemen. The author puts forward the problem concerning improvement of psychology and pedagogy teaching for better organization of the training process among the cadets as educators for their subordinates to be. Attention is drawn to the role of pedagogical heredity in the teaching and learning process. Some outcomes dealing with formation of values towards up-bringing of servicemen on the basis of axiological foundations of the Russian military leaders’ heredity of the XIX-XX centuries put forward on the stating and experiment stages of the research are given here. Perspectives of application of master’s training program among the military are defined, as it will allow achieving continuity in pedagogical experience to reform the present system of military education.
military pedagogical inheritance
pedagogical competence
person¬alization
military education.
За последнее столетие  многократно изменились тактика и методы ведения военных действий. В развитии вооружения и военной техники произошел колос­сальный прогресс.  В настоящее время продолжается усовершенствование оружия массового поражения как средства сдерживания агрессии. Однако мо­рально-психологическая подготовка военнослужащих, которую призваны осу­ществлять военные педагоги и психологи, не подвержена столь стремительным изменениям, поскольку она имеет вневременный характер. Поэтому, несмотря на разра­ботку новых видов оружия, и методов ведения войн, воспитывающее значение личности офицера в воинской деятельности не только сохраняется, но и существенно возрастает.

В  воинском коллективе офицерам принадлежит централь­ное место в организации и проведении все­го воспитательного процесса, по­скольку они осуществляют главную роль в постановке целей и задач вос­пита­тельной работы, выборе методов, средств, форм воздействия на военнослужа­щих, в организации контроля за личным составом, анализе, оценке результатов воспитания, устранения возникающих в нем недостатков. От педагогической деятельности офицеров в решающей степени за­висит сплоченность воинского коллекти­ва, направление и координация дея­тельности подчиненных,  распределение обязанностей, обеспечение единства требований. Организация работы по воспитанию подчиненных - важ­нейшая обязанность офицера. Она неразрывно связана с выполнением специаль­ных обязанностей службы и обусловливает их успех, поскольку результаты пе­дагогической деятельности офицера, выполнение его распоряжений и приказов зависят от развития у военнослужащих личных качеств, необходимых для доб­росовестного выполнения воинского долга [2].

 К сожалению, в управленческой и воспитательной деятельности офицеров нередко возникают проблемы и конфликты из-за негативных личностных качеств руководителя воинского коллектива. К ним относятся: низ­кая педагогическая культура и недостаточные знания психологии, неумение приме­нять эти знания на практике, неспособность вести диалог с подчиненными воен­нослужащими и сослуживцами. У некоторых офицеров продолжает оставаться низкой моральная воспитанность и как следствие - отсутствует чуткость и такт в общении с подчиненными, нередки проявления грубости, несправедливости. Бесспорно, перечисленные причины приводят к негативным последствиям в ор­ганизации служебной деятельности,  повседневной жизни и быта военнослужа­щих.

Будущим офицерам для сознательной и свободной деятельности необхо­димо иметь представление о ценностях, которые бы их направляли  и мотивиро­вали педагогическую деятельность. Эти ценности должны содержать сведения об идеальном, профессионально значимом, полезном, должном; о том, чего следует избегать, а к чему следует стремиться. Под ценностным отношением будущих офицеров к воспитанию военнослужащих мы понимаем их внутреннее устойчи­вое убеждение личности, основанное на идеальных морально-нравственных представлениях о взаимоотношениях в воинском коллективе, направленное на формирование, коррекцию личностных качеств военнослужащих для гарантиро­ванного выполнения служебно-боевых задач.

Анализ практики формирования ценностного отношения будущих офице­ров к воспитанию военнослужащих показывает, что на современном этапе раз­вития профессионального образования в военно-учебных заведениях не сущест­вует единого концептуального подхода к пониманию содержания и сущности этого процесса.

Для устранения недостатков в формировании морально-нравственных ос­нов ценностей профессионального образования будущих офицеров целесооб­разно обратиться к богатому опыту  отечественных полководцев конца XIX-ХХ вв. как наглядному и значимому примеру служения офицерской профессии. На этот период  пришлось немало войн и вооруженных конфликтов.    В ХХ в.  немало великих военачальников вошло в историю России.  Им неоднократно приходилось воевать с превосходящим по численности противником, более ос­нащенным в техническом отношении, принимать неординарные решения, кото­рые не прописаны ни в одном уставе, ни в одном наставлении. Полководцы не достигли бы побед, если бы ни уделяли огромного внимания воспитанию лич­ного состава.  Народная мудрость гласит: «один в поле не воин». В одиночку врага не одолеть, необходимо уметь направить общие усилия окружающих со­ратников и подчиненных на достижение победы над врагом.

Мемуары отечественных полководцев  XIX-XX вв. имеют яркие описания событий ми­нувших воинских доблестей и содержат ценнейший педагогический личный опыт, приобретенный на полях сражений, могут быть эффективно использованы для сохранения, приумножения, развития и становлении качественно нового облика Внутренних войск МВД России.

В рамках исследования формирования ценностного отношения будущих офицеров внутренних войск, к воспитанию военнослужащих нами проведено изучение педагогического наследия: М. И. Драгомирова, А. А. Брусилова, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, В. Ф. Маргелова, А. И. Лебедя, Б. В. Громова и Г. Н. Трошева. На основе герменевтической интерпретации мемуаров полководцев выде­лены цели, принципы, содержание, методы, средства, формы и педагогические условия военного образования, способствующие совершенствованию профес­сиональной подготовки будущих офицеров. Мемуары полководцев отобраны не случайно, а в соответствии с определенными военно-историческими событиями, каждый военачальник олицетворяет определенную эпоху в развитии вооруженных сил и имеет ярко выраженные индивидуальные взгляды на воспитание и обучение военнослужащих.

Для формирования личности будущего офицера необходимо усвоение образцов дея­тельности и поведения, носителем и передатчиком которых должна быть исто­рическая (известная, знаменитая) личность полководца. Важно, чтобы курсанты познакомились с педагогическим наследием оте­чественных полководцев. Оно особенно важно для персонализации будущих офицеров, так как они стремятся соответствовать своим представлениям об идеале, а личность полководца для них является таким идеалом [3, с. 18].

Для проверки эффективности использования педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе проведена опытно-по­исковая  работа на двух факультетах Пермского военного института внутренних войск МВД России (2009-2012 гг.). Её важнейшей задачей стало определение и обоснование педагогических условий совершенствования образовательного про­цесса военно-учебных  заведений на основе педагогического наследия отечест­венных полководцев конца XIX-ХХ вв.

В качестве рабочей гипотезы опытно-исследовательской работы выдви­нуто предположение о том, что формирование ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих зависит от создания в образователь­ном процессе специальных педагогических условий. Целенаправленное воздей­ствие и взаимодействие с ценностно-ориентационной сферой личности будущих офицеров должно обеспечить формирование у них значимых мировоззренческих установок для предстоящей деятельности по воспитанию военнослужащих.

Проверка и подтверждение гипотезы осуществлялись с помощью педагогического наблюдения за образовательным про­цессом, социологического опроса, анкетирования, тестирования, индивидуальных бесед с преподавателями, курсантами и пр.

Перед началом констатирующего этапа исследования мы выдви­нули предположение о том, что педагогическое наследие отечественных полко­водцев должно обязательно отражаться в курсе военной педагогики и военной истории, поэтому для проведения анкетирования и тестирования были выбраны курсанты вторых курсов, которые только что изучили упомянутые дисциплины.

Изначально мы выясняли, что именно курсанты знают о военной и педаго­гической деятельности полководцев конца XIX-ХХ вв. С этой целью были составлены задания в тестовой форме и анкета, которые позволили выявить зна­ния будущих офицеров по следующим направлениям. В каком регионе и в какой исторический период полководцы осущест­вляли свою воинскую деятельность, которая сделала их знаменитыми; знают ли курсанты годы жизни и названия важнейших научных, публицистических трудов и ме­муаров генералов; в чем заключается педагогическое наследие каждого полководца; каково отношение курсантов к организации воспитательной работы в своем подразделении, на факультете, в институте? [1].

С целью изучения ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих был подобран педагогический инструментарий, включающий тестовые вопросы по знанию педаго­гического наследия отечественных полководцев: тест Рокича, позволяющий изучить ценностные ориентации курсантов и содержательную сторону направлен­ности личности, а также дать ответы на вопросы специально разработанного тес­тового задания, определяющего степень сформированности ценностного отно­шения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих. В соответствии с вы­бранными критериями и показателями  удалось определить динамику формиро­вания у будущих офицеров ценностного отношения к воспитанию военнослу­жащих.

В процессе проведения тестирования курсанты проявляли большую заин­тересованность к воинской и педагогической деятельности отечественных пол­ководцев. В каждом учебном  взводе при проведении тестирования будущие офицеры задавали один и тот же вопрос: «Почему с нами раньше никто не проводил занятия по изучению педагогического наследия отечественных полководцев?» Интерес курсантов к основополагающим педагогическим идеям отече­ственных полководцев объясняется тем, что в них заложены педагогические ценности, связанные с предстоящей деятельностью будущих офицеров по обучению и воспитанию подчиненных.

Несмотря на то, что педагогические идеи, взгляды, цели воспитания и обу­чения, принципы, методы, формы обучения и воспитания, проверенные боевым опытом и временем, являются неоценимыми средствами воспитания военнослу­жащих, результаты констатирующего исследования показали, что в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров пока мало внима­ния уделяется изучению уникального педагогического наследия отечественных полководцев [5, с. 221-224].

Анализ итогов тестирования показал, что 31 % курсантов в процессе поиска источников, содержащих педагогические идеи, считают, что необходимо обращаться к  теоретическому наследию полководцев, которое содержится в мемуарах, очерках и статьях. Однако только 19 % курсантов знают, какие именно произведения написали полководцы. Это говорит об очень низкой информированности курсантов. Многие из них вообще не знают о существовании такой литературы. Большинство из них не читали произведения выдающихся военачальников. Поэтому процесс персонализации их личности крайне затруднен. В результате процесса персонализации курсанты реализуют свою потребность быть личностью, усваивают духовно-нравственные ценности, образцы построения взаимоотношений с военнослужащими для соответствия тем  идеалам, которыми обладают выдающиеся отечественные полководцы.

Самым известным полководцем оказался Г. К. Жуков.  93 % опрашиваемых сумели дать правильный ответ на вопрос: «Кто первым получил воинское звание «Маршал Советского Союза» в ходе Великой Отечественной войны»? Однако о том, что Г. К. Жуков принимал два парада Победы и провел учения с применением атомного оружия, знают лишь 9 % курсантов. Этот факт свидетельствует об их  низкой осведомленности в области военной деятельности, и, как следствие, об отсутствии интереса к углубленному изучению педагогического наследия полководца.

О том, что Б. В. Громов был Героем Советского Союза, ветераном войны в Афганистане, трижды проходил службу в частях ограниченного контингента и руководил выводом советских войск из Афганистана, знают 43 % будущих офицеров, а о сущности его педагогических идеях и взглядах осведомлены лишь - 25 %.

На вопросы о том,  кто являлся героем Русско-японской и Первой мировой войн, одним из выдающихся военачальников Белого движения в годы Гражданской войны, только 39 % респондентов дали правильные ответы и указали   А. И. Деникина. Однако значительно меньшее количество будущих офицеров знают о педагогических принципах, которыми руководствовался генерал, - всего 30 %. Не все опрошенные курсанты свои знания о педагогической деятельности военачальника получили путем чтения его произведений, так как лишь 24 % курсантов осведомлены о существовании мемуаров А. И. Деникина.

Анализ анкетного опроса показал, что историко-педагогическая литература и мемуары военачальников пока недостаточно интересуют будущих офицеров. Менее половины опрошенных респондентов знают биографию генералов и всего лишь 25%  имеют  конкретные знания о педагогическом наследии отечественных полководцев XIX-XX вв.[5, с. 221-224].

Знакомство с педагогиче­скими идеями отечественных полководцев позволяет преодолеть неверие в эф­фективность и результативность педагогической деятельности. Будущие офицеры обязательно должны представлять себя полководцами, генералами, великими военными деятелями, строить планы стать знаменитыми, известными, выдающимися, так как все их дороги еще впе­реди.

Умение и навыки применения педагогических знаний на практике сами по себе стихийно не формируются, для этого необходима систематическая, целенаправленная ра­бота.

Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в естест­венных  условиях образовательного процесса. Контрольная  и  эксперименталь­ная  группы состояли из тридцати трех курсантов каждая и имели качественную и количественную однородность, примерно одинаковый средний балл сессион­ной и текущей успеваемости.

Для формирования ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих и совершенствования историко-педагогической подготовки курсантов нами разработано специальное учебно-методическое пособие с ис­пользованием ситуационных заданий, раскрывающих ценность теоретических педагогических знаний на основе педагогического наследия отечественных пол­ководцев [4].

С целью определения эффективности реализации учебного пособия была проведена итоговая диагностика ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих с использованием инструментария аналогичному этапу начальной диагностики. В процессе анализа полученных результатов опытно-исследовательской работы только в экспериментальной группе, с которой проводились занятия с использованием специально разработанных обучающих модулей, было установлено не только ка­чественное изменение знаний, но и смещение ценностных ориенти­ров личности на предстоящую педагогическую деятельность, и положительные изменения в формировании ценностного отношения будущих офицеров к воспи­танию военнослужащих. Будущие офицеры, разрешая ситуативные педагогические задания специально разработанного теста, до проведения формирующего этапа исследования, в ответах в основном предлагали такие методы педагогического воздействия как наказание. После проведения занятий с использованием педагогического наследия отечественных полководцев будущие офицеры, повторно решая  тестовые задания,  стремились внимательно рассматривать  причины возникновения проблем в воспитании и на их основе принимали решения.

Сущность процесса формирования у будущих офицеров ценностного от­ношения к воспитанию военнослужащих заключается в трансформации общест­венно значимых ценностей педагогической деятельности отечественных полко­водцев в - личностные. Став личностно зна­чимыми, ценности педагогического на­следия отечественных полководцев выступают как внутренний мотиватор и ре­гулятор  профессиональной деятельности будущих офицеров. В этом случае пе­дагогическое наследие отечественных полководцев служит ценностным ориен­тиром и эталоном предстоящей деятельности будущих офицеров по воспитанию и обучению военнослужащих.

Результаты опытно-исследовательской работы позволяют сделать выводы, что использование педагогического наследия отечественных полководцев в об­разовательном процессе военно-учебного заведения в виде специальных обу­чающих модулей в качестве  целенаправленного управляемого процесса способ­ствует формированию ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих.

Педагогическое наследие позволяет усилить значение предстоящей педа­гогической деятельности будущих офицеров, направленное на воспитание под­чиненных. Во-первых, мы обращаемся к  опыту отечественных военачальников, которые обладают в глазах будущих офицеров очень большим авторитетом. Во-вторых, в их педагогическом наследии содержится обобщенный педагогический опыт многих поколений. Реализация этого опыта позволяет разрешить множе­ство педагогических проблем и значительно повысить качество воспитания и обучения военнослужащих. В-третьих, обращение к педагогическому наследию позволяет добиться преемственности накопленного педагогического опыта.

Для сохранения конституционных основ государственного строя  очень важна пре­емственность воинского воспитания. Конституционные основы позволят госу­дарственному строю меняться, но армия, которая призвана защищать Родину, будет сохраняться и развиваться. Из-за изменений в государственном строе нельзя отвергать нравственные устои армии.

Проведение кардинального реформирования внутренних войск МВД Рос­сии требует качественно новой педагогической под­готовки офицера. Использо­вание педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе военного учебного заведения способствует превратить существую­щую систему подготовки будущих офицеров в школу обучения и воспитания под­линной военной интеллигенции, обладающей трудолюбием,  инициативой, спо­собной качественно организовывать боевую подготовку, готовой к активной деятельности по воспитанию подчиненных и преданной своему Оте­честву; и окажет влияние на восстановление былого престижа офицерской службы и ар­мии в це­лом.

Рецензенты:

  • Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, Пермского государственного педа­гогического университета, г. Пермь.
  • Гитман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Пермского государственного педагогического университета, г. Пермь.