Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ XIX-ХХ ВЕКА – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Шилоносов А.В. 1
1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России
В статье рассматривается роль личности офицера в организации воспитательной работы с военнослужащими. Ставится проблема совершенствования психолого-педагогических дисциплин для качественной подготовке будущих офицеров к предстоящей деятельности по воспитанию подчиненных, отмечается роль педагогического наследия полководцев в про-цессе обучения и воспитания курсантов. Приведены основные выводы результатов проведения констатирующего этапа исследования и опытно-поисковой работы по формированию ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих при использовании аксиологических основ педагогического наследия отечественных полководцев XIX – XX вв. Определены перспективы использования авторской методики в образовательном процессе военно-учебных заведений, позволяющие добиться преемственности накопленного педагогического опыта для преобразования существующей системы подготовки будущих офицеров в школу обучения и воспитания подлинной военной интеллигенции.
военное педагогическое наследие
педагогическая компетентность
персона-лизация
воспитание военнослужащих.
1. Днепров С. А., Шилоносов А. В. Что Вам известно о педагогическом наследии отечественных полководцев?: тест. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.
2. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к вос­питательной деятельности с трудными военнослужащими: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань: КГТУ, 2003. - 38 с.
3. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Науч. иссл. ин-т об­щей и педагогической психологии СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
4. Шилоносов А. В. Педагогическое наследие отечественных полководцев XIX-XX вв.: Учебно-методическое пособие. - Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2012. - 62 с.:10 ил.
5. Шилоносов А. В., Днепров С. А. Значение педагогического наследия
отечественных полководцев XIX-ХХ вв. в профессиональном образовании будущих офицеров внутренних войск // Вестник Санкт-Петербургского уни­верситета МВД России. - 2011. - № 4. -. 221-224.
За последнее столетие  многократно изменились тактика и методы ведения военных действий. В развитии вооружения и военной техники произошел колос­сальный прогресс.  В настоящее время продолжается усовершенствование оружия массового поражения как средства сдерживания агрессии. Однако мо­рально-психологическая подготовка военнослужащих, которую призваны осу­ществлять военные педагоги и психологи, не подвержена столь стремительным изменениям, поскольку она имеет вневременный характер. Поэтому, несмотря на разра­ботку новых видов оружия, и методов ведения войн, воспитывающее значение личности офицера в воинской деятельности не только сохраняется, но и существенно возрастает.

В  воинском коллективе офицерам принадлежит централь­ное место в организации и проведении все­го воспитательного процесса, по­скольку они осуществляют главную роль в постановке целей и задач вос­пита­тельной работы, выборе методов, средств, форм воздействия на военнослужа­щих, в организации контроля за личным составом, анализе, оценке результатов воспитания, устранения возникающих в нем недостатков. От педагогической деятельности офицеров в решающей степени за­висит сплоченность воинского коллекти­ва, направление и координация дея­тельности подчиненных,  распределение обязанностей, обеспечение единства требований. Организация работы по воспитанию подчиненных - важ­нейшая обязанность офицера. Она неразрывно связана с выполнением специаль­ных обязанностей службы и обусловливает их успех, поскольку результаты пе­дагогической деятельности офицера, выполнение его распоряжений и приказов зависят от развития у военнослужащих личных качеств, необходимых для доб­росовестного выполнения воинского долга [2].

 К сожалению, в управленческой и воспитательной деятельности офицеров нередко возникают проблемы и конфликты из-за негативных личностных качеств руководителя воинского коллектива. К ним относятся: низ­кая педагогическая культура и недостаточные знания психологии, неумение приме­нять эти знания на практике, неспособность вести диалог с подчиненными воен­нослужащими и сослуживцами. У некоторых офицеров продолжает оставаться низкой моральная воспитанность и как следствие - отсутствует чуткость и такт в общении с подчиненными, нередки проявления грубости, несправедливости. Бесспорно, перечисленные причины приводят к негативным последствиям в ор­ганизации служебной деятельности,  повседневной жизни и быта военнослужа­щих.

Будущим офицерам для сознательной и свободной деятельности необхо­димо иметь представление о ценностях, которые бы их направляли  и мотивиро­вали педагогическую деятельность. Эти ценности должны содержать сведения об идеальном, профессионально значимом, полезном, должном; о том, чего следует избегать, а к чему следует стремиться. Под ценностным отношением будущих офицеров к воспитанию военнослужащих мы понимаем их внутреннее устойчи­вое убеждение личности, основанное на идеальных морально-нравственных представлениях о взаимоотношениях в воинском коллективе, направленное на формирование, коррекцию личностных качеств военнослужащих для гарантиро­ванного выполнения служебно-боевых задач.

Анализ практики формирования ценностного отношения будущих офице­ров к воспитанию военнослужащих показывает, что на современном этапе раз­вития профессионального образования в военно-учебных заведениях не сущест­вует единого концептуального подхода к пониманию содержания и сущности этого процесса.

Для устранения недостатков в формировании морально-нравственных ос­нов ценностей профессионального образования будущих офицеров целесооб­разно обратиться к богатому опыту  отечественных полководцев конца XIX-ХХ вв. как наглядному и значимому примеру служения офицерской профессии. На этот период  пришлось немало войн и вооруженных конфликтов.    В ХХ в.  немало великих военачальников вошло в историю России.  Им неоднократно приходилось воевать с превосходящим по численности противником, более ос­нащенным в техническом отношении, принимать неординарные решения, кото­рые не прописаны ни в одном уставе, ни в одном наставлении. Полководцы не достигли бы побед, если бы ни уделяли огромного внимания воспитанию лич­ного состава.  Народная мудрость гласит: «один в поле не воин». В одиночку врага не одолеть, необходимо уметь направить общие усилия окружающих со­ратников и подчиненных на достижение победы над врагом.

Мемуары отечественных полководцев  XIX-XX вв. имеют яркие описания событий ми­нувших воинских доблестей и содержат ценнейший педагогический личный опыт, приобретенный на полях сражений, могут быть эффективно использованы для сохранения, приумножения, развития и становлении качественно нового облика Внутренних войск МВД России.

В рамках исследования формирования ценностного отношения будущих офицеров внутренних войск, к воспитанию военнослужащих нами проведено изучение педагогического наследия: М. И. Драгомирова, А. А. Брусилова, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, В. Ф. Маргелова, А. И. Лебедя, Б. В. Громова и Г. Н. Трошева. На основе герменевтической интерпретации мемуаров полководцев выде­лены цели, принципы, содержание, методы, средства, формы и педагогические условия военного образования, способствующие совершенствованию профес­сиональной подготовки будущих офицеров. Мемуары полководцев отобраны не случайно, а в соответствии с определенными военно-историческими событиями, каждый военачальник олицетворяет определенную эпоху в развитии вооруженных сил и имеет ярко выраженные индивидуальные взгляды на воспитание и обучение военнослужащих.

Для формирования личности будущего офицера необходимо усвоение образцов дея­тельности и поведения, носителем и передатчиком которых должна быть исто­рическая (известная, знаменитая) личность полководца. Важно, чтобы курсанты познакомились с педагогическим наследием оте­чественных полководцев. Оно особенно важно для персонализации будущих офицеров, так как они стремятся соответствовать своим представлениям об идеале, а личность полководца для них является таким идеалом [3, с. 18].

Для проверки эффективности использования педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе проведена опытно-по­исковая  работа на двух факультетах Пермского военного института внутренних войск МВД России (2009-2012 гг.). Её важнейшей задачей стало определение и обоснование педагогических условий совершенствования образовательного про­цесса военно-учебных  заведений на основе педагогического наследия отечест­венных полководцев конца XIX-ХХ вв.

В качестве рабочей гипотезы опытно-исследовательской работы выдви­нуто предположение о том, что формирование ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих зависит от создания в образователь­ном процессе специальных педагогических условий. Целенаправленное воздей­ствие и взаимодействие с ценностно-ориентационной сферой личности будущих офицеров должно обеспечить формирование у них значимых мировоззренческих установок для предстоящей деятельности по воспитанию военнослужащих.

Проверка и подтверждение гипотезы осуществлялись с помощью педагогического наблюдения за образовательным про­цессом, социологического опроса, анкетирования, тестирования, индивидуальных бесед с преподавателями, курсантами и пр.

Перед началом констатирующего этапа исследования мы выдви­нули предположение о том, что педагогическое наследие отечественных полко­водцев должно обязательно отражаться в курсе военной педагогики и военной истории, поэтому для проведения анкетирования и тестирования были выбраны курсанты вторых курсов, которые только что изучили упомянутые дисциплины.

Изначально мы выясняли, что именно курсанты знают о военной и педаго­гической деятельности полководцев конца XIX-ХХ вв. С этой целью были составлены задания в тестовой форме и анкета, которые позволили выявить зна­ния будущих офицеров по следующим направлениям. В каком регионе и в какой исторический период полководцы осущест­вляли свою воинскую деятельность, которая сделала их знаменитыми; знают ли курсанты годы жизни и названия важнейших научных, публицистических трудов и ме­муаров генералов; в чем заключается педагогическое наследие каждого полководца; каково отношение курсантов к организации воспитательной работы в своем подразделении, на факультете, в институте? [1].

С целью изучения ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих был подобран педагогический инструментарий, включающий тестовые вопросы по знанию педаго­гического наследия отечественных полководцев: тест Рокича, позволяющий изучить ценностные ориентации курсантов и содержательную сторону направлен­ности личности, а также дать ответы на вопросы специально разработанного тес­тового задания, определяющего степень сформированности ценностного отно­шения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих. В соответствии с вы­бранными критериями и показателями  удалось определить динамику формиро­вания у будущих офицеров ценностного отношения к воспитанию военнослу­жащих.

В процессе проведения тестирования курсанты проявляли большую заин­тересованность к воинской и педагогической деятельности отечественных пол­ководцев. В каждом учебном  взводе при проведении тестирования будущие офицеры задавали один и тот же вопрос: «Почему с нами раньше никто не проводил занятия по изучению педагогического наследия отечественных полководцев?» Интерес курсантов к основополагающим педагогическим идеям отече­ственных полководцев объясняется тем, что в них заложены педагогические ценности, связанные с предстоящей деятельностью будущих офицеров по обучению и воспитанию подчиненных.

Несмотря на то, что педагогические идеи, взгляды, цели воспитания и обу­чения, принципы, методы, формы обучения и воспитания, проверенные боевым опытом и временем, являются неоценимыми средствами воспитания военнослу­жащих, результаты констатирующего исследования показали, что в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров пока мало внима­ния уделяется изучению уникального педагогического наследия отечественных полководцев [5, с. 221-224].

Анализ итогов тестирования показал, что 31 % курсантов в процессе поиска источников, содержащих педагогические идеи, считают, что необходимо обращаться к  теоретическому наследию полководцев, которое содержится в мемуарах, очерках и статьях. Однако только 19 % курсантов знают, какие именно произведения написали полководцы. Это говорит об очень низкой информированности курсантов. Многие из них вообще не знают о существовании такой литературы. Большинство из них не читали произведения выдающихся военачальников. Поэтому процесс персонализации их личности крайне затруднен. В результате процесса персонализации курсанты реализуют свою потребность быть личностью, усваивают духовно-нравственные ценности, образцы построения взаимоотношений с военнослужащими для соответствия тем  идеалам, которыми обладают выдающиеся отечественные полководцы.

Самым известным полководцем оказался Г. К. Жуков.  93 % опрашиваемых сумели дать правильный ответ на вопрос: «Кто первым получил воинское звание «Маршал Советского Союза» в ходе Великой Отечественной войны»? Однако о том, что Г. К. Жуков принимал два парада Победы и провел учения с применением атомного оружия, знают лишь 9 % курсантов. Этот факт свидетельствует об их  низкой осведомленности в области военной деятельности, и, как следствие, об отсутствии интереса к углубленному изучению педагогического наследия полководца.

О том, что Б. В. Громов был Героем Советского Союза, ветераном войны в Афганистане, трижды проходил службу в частях ограниченного контингента и руководил выводом советских войск из Афганистана, знают 43 % будущих офицеров, а о сущности его педагогических идеях и взглядах осведомлены лишь - 25 %.

На вопросы о том,  кто являлся героем Русско-японской и Первой мировой войн, одним из выдающихся военачальников Белого движения в годы Гражданской войны, только 39 % респондентов дали правильные ответы и указали   А. И. Деникина. Однако значительно меньшее количество будущих офицеров знают о педагогических принципах, которыми руководствовался генерал, - всего 30 %. Не все опрошенные курсанты свои знания о педагогической деятельности военачальника получили путем чтения его произведений, так как лишь 24 % курсантов осведомлены о существовании мемуаров А. И. Деникина.

Анализ анкетного опроса показал, что историко-педагогическая литература и мемуары военачальников пока недостаточно интересуют будущих офицеров. Менее половины опрошенных респондентов знают биографию генералов и всего лишь 25%  имеют  конкретные знания о педагогическом наследии отечественных полководцев XIX-XX вв.[5, с. 221-224].

Знакомство с педагогиче­скими идеями отечественных полководцев позволяет преодолеть неверие в эф­фективность и результативность педагогической деятельности. Будущие офицеры обязательно должны представлять себя полководцами, генералами, великими военными деятелями, строить планы стать знаменитыми, известными, выдающимися, так как все их дороги еще впе­реди.

Умение и навыки применения педагогических знаний на практике сами по себе стихийно не формируются, для этого необходима систематическая, целенаправленная ра­бота.

Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в естест­венных  условиях образовательного процесса. Контрольная  и  эксперименталь­ная  группы состояли из тридцати трех курсантов каждая и имели качественную и количественную однородность, примерно одинаковый средний балл сессион­ной и текущей успеваемости.

Для формирования ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих и совершенствования историко-педагогической подготовки курсантов нами разработано специальное учебно-методическое пособие с ис­пользованием ситуационных заданий, раскрывающих ценность теоретических педагогических знаний на основе педагогического наследия отечественных пол­ководцев [4].

С целью определения эффективности реализации учебного пособия была проведена итоговая диагностика ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих с использованием инструментария аналогичному этапу начальной диагностики. В процессе анализа полученных результатов опытно-исследовательской работы только в экспериментальной группе, с которой проводились занятия с использованием специально разработанных обучающих модулей, было установлено не только ка­чественное изменение знаний, но и смещение ценностных ориенти­ров личности на предстоящую педагогическую деятельность, и положительные изменения в формировании ценностного отношения будущих офицеров к воспи­танию военнослужащих. Будущие офицеры, разрешая ситуативные педагогические задания специально разработанного теста, до проведения формирующего этапа исследования, в ответах в основном предлагали такие методы педагогического воздействия как наказание. После проведения занятий с использованием педагогического наследия отечественных полководцев будущие офицеры, повторно решая  тестовые задания,  стремились внимательно рассматривать  причины возникновения проблем в воспитании и на их основе принимали решения.

Сущность процесса формирования у будущих офицеров ценностного от­ношения к воспитанию военнослужащих заключается в трансформации общест­венно значимых ценностей педагогической деятельности отечественных полко­водцев в - личностные. Став личностно зна­чимыми, ценности педагогического на­следия отечественных полководцев выступают как внутренний мотиватор и ре­гулятор  профессиональной деятельности будущих офицеров. В этом случае пе­дагогическое наследие отечественных полководцев служит ценностным ориен­тиром и эталоном предстоящей деятельности будущих офицеров по воспитанию и обучению военнослужащих.

Результаты опытно-исследовательской работы позволяют сделать выводы, что использование педагогического наследия отечественных полководцев в об­разовательном процессе военно-учебного заведения в виде специальных обу­чающих модулей в качестве  целенаправленного управляемого процесса способ­ствует формированию ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих.

Педагогическое наследие позволяет усилить значение предстоящей педа­гогической деятельности будущих офицеров, направленное на воспитание под­чиненных. Во-первых, мы обращаемся к  опыту отечественных военачальников, которые обладают в глазах будущих офицеров очень большим авторитетом. Во-вторых, в их педагогическом наследии содержится обобщенный педагогический опыт многих поколений. Реализация этого опыта позволяет разрешить множе­ство педагогических проблем и значительно повысить качество воспитания и обучения военнослужащих. В-третьих, обращение к педагогическому наследию позволяет добиться преемственности накопленного педагогического опыта.

Для сохранения конституционных основ государственного строя  очень важна пре­емственность воинского воспитания. Конституционные основы позволят госу­дарственному строю меняться, но армия, которая призвана защищать Родину, будет сохраняться и развиваться. Из-за изменений в государственном строе нельзя отвергать нравственные устои армии.

Проведение кардинального реформирования внутренних войск МВД Рос­сии требует качественно новой педагогической под­готовки офицера. Использо­вание педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе военного учебного заведения способствует превратить существую­щую систему подготовки будущих офицеров в школу обучения и воспитания под­линной военной интеллигенции, обладающей трудолюбием,  инициативой, спо­собной качественно организовывать боевую подготовку, готовой к активной деятельности по воспитанию подчиненных и преданной своему Оте­честву; и окажет влияние на восстановление былого престижа офицерской службы и ар­мии в це­лом.

Рецензенты:

  • Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, Пермского государственного педа­гогического университета, г. Пермь.
  • Гитман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Пермского государственного педагогического университета, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Шилоносов А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ XIX-ХХ ВЕКА – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6241 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674