Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации образования, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренных детей.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Как известно, одарённый ребёнок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том, или ином виде деятельности. Деятельность педагога с одарёнными детьми в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения должна строиться на оказании им социально-педагогической поддержки - это сознательно осуществляемый процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала мотивированных и одарённых детей [3].
Учет фактора социально-педагогической поддержки позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей. Социально-педагогическая поддержка способствует развитию позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам; уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка; оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития.
Социально-педагогическая поддержка - необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка. Так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, отсутствие социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является творчество, уровень развития и проявления которого зависит от личностных качеств и окружающих характеристик.
Суть социально-педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность социально-педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, творческой атмосферы.
Очевидно, что состояние социально-педагогической поддержки в работе с одарёнными детьми особенно тесно связано с инновационной и методической деятельностью общеобразовательной школы, способной дать импульс творческой инициативе педагогов, процессу повышения их компетентности.
Для работы с одарёнными детьми от педагога требуются высокие профессиональные качества, достичь которые можно лишь через процесс самосовершенствования, условия для которого могут быть созданы через инновационную деятельность.
Создание благоприятных социально-педагогических условий, взаимодействующих между собой, - залог успешной социально-педагогической поддержки одарённых детей. Эффективная социально-педагогическая поддержка является неотъемлемым условием качественной деятельности педагога с одарёнными детьми, результатом которой станет положительная мотивация к учению, творчеству, развитию коммуникативной культуры, социальной активной позиции, исследовательских навыков.
Сущность проблемы качества деятельности педагогов с одарёнными детьми связывается с постановкой и решением следующих вопросов: исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем; разработка научно обоснованного, оптимального управления качеством деятельности педагога, создание системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества деятельности педагогов.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах В. И. Вернадского, В. П. Симонова, А. И. Субетто и др. Следовательно, соответствие качества образования ожиданиям и запросам общества - необходимое условие существования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья, дворцы творчества, стажировочные площадки, вузы [1, 4, 7].
Новыми условиями работы с одарёнными детьми должен стать педагогический менеджмент (управление). В теории управления педагогический менеджмент занимает особое место, включает, на первый взгляд, полярные группы - обучающие и обучаемые. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления деятельностью педагогов в образовательных учреждениях, направленный на повышение эффективности работы с одарёнными детьми. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. В работе с одарёнными детьми важным является качество деятельности педагога, которое способно обеспечить эффективную социально-педагогическую поддержку талантливых детей и детей с высокой мотивацией. В связи с этим важно рассматривать вопрос не только управления деятельностью педагога, а управления качеством деятельности педагога [2].
«Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей» [6].
Качество - определённое свойство объекта, позволяющее ему через систему взаимодействия достичь нужного результата. Основная задача образования, состоящая в предоставлении качественных образовательных услуг, достигается через повышение качества образовательного процесса, посредством вовлечения всех имеющихся ресурсов, в том числе, кадровых, путем реализации процесса управления качеством деятельности педагога.
Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации, потреблении услуг или продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества [7].
Соглашаясь с утверждением, что социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, рассмотрим некоторые представления о сущности компетентности. Содержание понятия «компетентность» исследователями характеризуется как владение деятельностью в целом, удержание педагогом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков) [5]. Итогом качественной деятельности педагога является формирование компетенций одарённых детей: творческой инициативы, социальной активной позиции, исследовательских навыков и др.
Огромную роль в управлении качеством деятельности педагога играет создание дистанционной формы непрерывного образования педагогических кадров, с помощью которой можно готовить специалистов нового типа, понимающих и принимающих ценности образования иного типа, способных заниматься не только самообразованием и отвечать за свой участок работы, но и умеющих организовывать деятельность инновационных проектов. Система организации непрерывного образования педагогов позволит повысить качество деятельности учителя через форму дистанционного обучения, когда формируется собственная творческая образовательная среда, стимулирующая инновационную и методическую деятельность педагога, способствующая внедрению новых педагогических технологий, что является неотъемлемым условием осуществления эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей.
Рецензенты:
- Сергеева В. П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодёжи ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».
- Иванов А. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».