Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MENEGMENT QUALITY OF ACTIVITY OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF MAINTENANCE OF EFFECTIVE SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF EXCEPTIONAL CHILDREN

Ramazanova T.N. 1
1 The state budgetary educational institution of an additional education (improvement of professional skill) of experts of a city of Moscow the methodical centre, Moscow
Working out of bases of quality management of activity of the teacher with exceptional children is based on the psihologo-pedagogical analysis of conceptual approaches, also includes revealing of the basic concepts, conditions, initial preconditions, and defines the basic approaches for the decision of the given problem. The author of article analyzes certain conditions of activity of the teacher, defines main objectives of process of formation компетенций the teacher in a context of maintenance of socially-pedagogical support of exceptional children. In article certain conditions of formation of socially-pedagogical conditions in educational institution are considered, the system directed on improvement of quality of activity of the teacher through concrete forms of work is built.Creating a comfortable social and educational environment is seen as providing effective social and educational support for gifted children and children with high motivation, in turn, an effective social and educational support to help building skills of a gifted child.
socially-pedagogical support; socially-pedagogical conditions; endowments; the competence; innovative activity; quality management; remote training
Насущная потребность общества в более высоких темпах экономического развития, а значит - в обеспечении реального сектора экономики качественными факторами производства, одним из которых является человеческий капитал, основу которого должны составить талантливые и одарённые дети, выявила значительные проблемы в педагогической деятельности с этой категорией детей. В настоящее время недостаточно внимания уделяется процессу выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей. Такая ситуация требуют новых подходов в деятельности педагогов по отношению к талантливым, одарённым детям и создания условий для их активного социального развития.

Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации образования, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренных детей.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Как известно, одарённый ребёнок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том, или ином виде деятельности. Деятельность педагога с одарёнными детьми в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения должна строиться на оказании им социально-педагогической поддержки - это сознательно осуществляемый процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала мотивированных и одарённых детей [3].

Учет фактора социально-педагогической  поддержки позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей. Социально-педагогическая  поддержка  способствует развитию  позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам; уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка; оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития.

Социально-педагогическая поддержка - необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка. Так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, отсутствие социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является творчество, уровень развития и проявления которого зависит от личностных качеств и окружающих характеристик.

Суть социально-педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность социально-педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, творческой атмосферы.

Очевидно, что состояние социально-педагогической поддержки в работе с одарёнными детьми особенно тесно связано с инновационной и методической деятельностью общеобразовательной школы, способной дать импульс творческой инициативе педагогов, процессу повышения  их компетентности.

Для работы с одарёнными детьми от педагога требуются высокие профессиональные качества, достичь которые можно лишь через процесс самосовершенствования, условия для которого могут быть созданы через инновационную деятельность.

Создание благоприятных социально-педагогических условий, взаимодействующих между собой, - залог успешной  социально-педагогической поддержки одарённых детей. Эффективная социально-педагогическая поддержка является неотъемлемым условием качественной деятельности педагога с  одарёнными детьми, результатом которой станет положительная мотивация к учению, творчеству, развитию коммуникативной культуры, социальной активной позиции,  исследовательских навыков.

Сущность проблемы качества деятельности педагогов с одарёнными детьми связывается с постановкой и решением следующих вопросов: исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем; разработка научно обоснованного, оптимального управления качеством деятельности педагога, создание системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества деятельности педагогов.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах В. И. Вернадского, В. П. Симонова, А. И. Субетто и др. Следовательно, соответствие качества образования ожиданиям и запросам общества - необходимое условие существования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья, дворцы творчества, стажировочные площадки, вузы [1, 4, 7].

Новыми условиями работы с одарёнными детьми должен стать педагогический менеджмент (управление). В теории управления педагогический менеджмент занимает особое место, включает, на первый взгляд, полярные группы - обучающие и обучаемые. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления деятельностью педагогов в образовательных учреждениях, направленный на повышение эффективности работы с одарёнными детьми. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. В работе с  одарёнными детьми важным является качество деятельности педагога, которое способно обеспечить эффективную социально-педагогическую поддержку талантливых детей и детей с высокой мотивацией. В связи с этим важно рассматривать вопрос не только управления деятельностью педагога, а управления качеством деятельности педагога [2].

«Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей» [6].

Качество - определённое свойство объекта, позволяющее ему через систему взаимодействия  достичь  нужного результата. Основная задача образования, состоящая в предоставлении качественных образовательных услуг, достигается через повышение качества образовательного процесса, посредством вовлечения всех имеющихся ресурсов, в том числе, кадровых, путем реализации процесса управления качеством деятельности педагога.

Управление качеством - действия, осу­ществляемые при создании, эксплуатации, потреблении услуг или продук­ции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества [7].

Соглашаясь с утверждением, что социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, рассмотрим некоторые представления о сущности компетентности. Содержание понятия «компетентность» исследователями характеризуется как владение деятельностью в целом, удержание педагогом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков) [5]. Итогом качественной деятельности педагога является формирование компетенций одарённых детей: творческой инициативы, социальной активной позиции, исследовательских навыков и др.

Огромную роль в управлении качеством деятельности педагога играет создание дистанционной формы непрерывного образования педагогических кадров, с помощью которой можно готовить  специалистов нового типа, понимающих и принимающих ценности образования иного типа, способных заниматься не только самообразованием и отвечать за свой участок работы, но и умеющих организовывать деятельность инновационных проектов. Система организации непрерывного образования педагогов позволит повысить качество деятельности учителя через  форму дистанционного обучения, когда формируется собственная творческая образовательная среда, стимулирующая инновационную и методическую деятельность педагога, способствующая  внедрению новых педагогических технологий, что является неотъемлемым условием осуществления эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей.

Рецензенты:

  • Сергеева В. П., д.п.н., профессор, директор Центра  развития систем и технологий социализации детей и молодёжи ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».
  • Иванов А. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».