Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Рамазанова Т.Н. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы методический центр, Москва
Разработка основ управления качеством деятельности педагога с одарёнными детьми базируется на психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет основные подходы для решения данной проблемы. Автор статьи анализирует определённые условия деятельности педагога, определяет основные цели процесса формирования компетенций педагога в контексте обеспечения социально-педагогической поддержки одарённых детей. В статье рассматриваются определённые условия формирования социально-педагогических условий в общеобразовательном учреждении, выстраивается система, направленная на повышение качества деятельности педагога через конкретные формы работы. Создание комфортных социально-педагогических условий рассматривается как обеспечение эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей и детей с высокой мотивацией, в свою очередь, эффективная социально-педагогическая поддержка способствуют формированию компетенций одарённого ребёнка.
социально-педагогическая поддержка; социально-педагогические условия; одарённость; компетенция; инновационная деятельность; управление качеством; дистанционное обучение
1. Вернадский В. И. Очерки и речи. Вып. 2. – Пг., 1922. – 75 с.
2. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента [Текст] / Э. М. Коротков. – М.: Дека, 2005. – 896 с.
3. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: коллективная моногр. – М.: Перспектива, 2009. – С. 30–40.
4. Симонов В. П. Системный подход – основа педагогического менеджмента [Текст] / В. П. Симонов // Педагогика. – 1994. – № 1. – С. 14–18.
5. Слободчиков В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема [Текст] / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. – 2003. – № 5. – С. 5–11.
6. Современный экономический словарь – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.
7. Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденция, перспективы [Текст] / А. И. Субетто. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 67 с.
Насущная потребность общества в более высоких темпах экономического развития, а значит - в обеспечении реального сектора экономики качественными факторами производства, одним из которых является человеческий капитал, основу которого должны составить талантливые и одарённые дети, выявила значительные проблемы в педагогической деятельности с этой категорией детей. В настоящее время недостаточно внимания уделяется процессу выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей. Такая ситуация требуют новых подходов в деятельности педагогов по отношению к талантливым, одарённым детям и создания условий для их активного социального развития.

Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации образования, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренных детей.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Как известно, одарённый ребёнок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том, или ином виде деятельности. Деятельность педагога с одарёнными детьми в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения должна строиться на оказании им социально-педагогической поддержки - это сознательно осуществляемый процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала мотивированных и одарённых детей [3].

Учет фактора социально-педагогической  поддержки позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей. Социально-педагогическая  поддержка  способствует развитию  позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам; уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка; оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития.

Социально-педагогическая поддержка - необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка. Так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, отсутствие социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является творчество, уровень развития и проявления которого зависит от личностных качеств и окружающих характеристик.

Суть социально-педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность социально-педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, творческой атмосферы.

Очевидно, что состояние социально-педагогической поддержки в работе с одарёнными детьми особенно тесно связано с инновационной и методической деятельностью общеобразовательной школы, способной дать импульс творческой инициативе педагогов, процессу повышения  их компетентности.

Для работы с одарёнными детьми от педагога требуются высокие профессиональные качества, достичь которые можно лишь через процесс самосовершенствования, условия для которого могут быть созданы через инновационную деятельность.

Создание благоприятных социально-педагогических условий, взаимодействующих между собой, - залог успешной  социально-педагогической поддержки одарённых детей. Эффективная социально-педагогическая поддержка является неотъемлемым условием качественной деятельности педагога с  одарёнными детьми, результатом которой станет положительная мотивация к учению, творчеству, развитию коммуникативной культуры, социальной активной позиции,  исследовательских навыков.

Сущность проблемы качества деятельности педагогов с одарёнными детьми связывается с постановкой и решением следующих вопросов: исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем; разработка научно обоснованного, оптимального управления качеством деятельности педагога, создание системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества деятельности педагогов.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах В. И. Вернадского, В. П. Симонова, А. И. Субетто и др. Следовательно, соответствие качества образования ожиданиям и запросам общества - необходимое условие существования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья, дворцы творчества, стажировочные площадки, вузы [1, 4, 7].

Новыми условиями работы с одарёнными детьми должен стать педагогический менеджмент (управление). В теории управления педагогический менеджмент занимает особое место, включает, на первый взгляд, полярные группы - обучающие и обучаемые. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления деятельностью педагогов в образовательных учреждениях, направленный на повышение эффективности работы с одарёнными детьми. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. В работе с  одарёнными детьми важным является качество деятельности педагога, которое способно обеспечить эффективную социально-педагогическую поддержку талантливых детей и детей с высокой мотивацией. В связи с этим важно рассматривать вопрос не только управления деятельностью педагога, а управления качеством деятельности педагога [2].

«Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей» [6].

Качество - определённое свойство объекта, позволяющее ему через систему взаимодействия  достичь  нужного результата. Основная задача образования, состоящая в предоставлении качественных образовательных услуг, достигается через повышение качества образовательного процесса, посредством вовлечения всех имеющихся ресурсов, в том числе, кадровых, путем реализации процесса управления качеством деятельности педагога.

Управление качеством - действия, осу­ществляемые при создании, эксплуатации, потреблении услуг или продук­ции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества [7].

Соглашаясь с утверждением, что социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, рассмотрим некоторые представления о сущности компетентности. Содержание понятия «компетентность» исследователями характеризуется как владение деятельностью в целом, удержание педагогом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков) [5]. Итогом качественной деятельности педагога является формирование компетенций одарённых детей: творческой инициативы, социальной активной позиции, исследовательских навыков и др.

Огромную роль в управлении качеством деятельности педагога играет создание дистанционной формы непрерывного образования педагогических кадров, с помощью которой можно готовить  специалистов нового типа, понимающих и принимающих ценности образования иного типа, способных заниматься не только самообразованием и отвечать за свой участок работы, но и умеющих организовывать деятельность инновационных проектов. Система организации непрерывного образования педагогов позволит повысить качество деятельности учителя через  форму дистанционного обучения, когда формируется собственная творческая образовательная среда, стимулирующая инновационную и методическую деятельность педагога, способствующая  внедрению новых педагогических технологий, что является неотъемлемым условием осуществления эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей.

Рецензенты:

  • Сергеева В. П., д.п.н., профессор, директор Центра  развития систем и технологий социализации детей и молодёжи ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».
  • Иванов А. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт».

Библиографическая ссылка

Рамазанова Т.Н. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6212 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674