В связи с этим становится актуальной задача создания системы получения объективной информации об эффективности функционирования системы образовательных услуг в соответствии с образовательными стандартами, с потребностями рынка труда, а также о повышении конкурентоспособности вуза, совершенствовании управления учреждениями ВПО.
Изучение состояния проблемы управления качеством образования в вузе в теории и практике выявило ряд существенных противоречий, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
- между традиционным подходом к оценке качества образовательного процесса в вузе и динамично меняющейся в соответствии с требованиями рынка труда сферой образовательных услуг, где значительно возросла конкуренция вузов;
- между потребностью в создании системы управления качеством образования в вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ организационно-исполнительных механизмов этого процесса;
- между потребностью в постоянном информационном обеспечении субъектов управления образовательным процессом в вузе всех уровней о состоянии его качества и отсутствием компактных аналитико-диагностических технологий осуществления обратной связи;
- между необходимостью рационализации взаимодействия всех субъектов управления качеством образования в вузе и имеющимся дублированием их функций на различных организационных уровнях.
Проблемы мониторинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды таких авторов, как Бойков В.Э. [1], Гуртовой Е. [2], Левада Ю. [3], Решетников А.В. [4], Шевяков А.Ю. [5], которые раскрывают особенности применения мониторинга в различных сферах деятельности.
В социологии мониторинг рассматривается как целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен. На основе исследования и анализа массовых представлений о них с целью научно-информационной помощи местным структурам России разрабатывается социальная политика экономических преобразований, соответствующая социально-культурным характеристикам нашей страны и особенностям массового сознания ее граждан.
Наиболее общая характеристика мониторинга в социологии - это определение круга показателей, отражающих состояние, тенденции и проблемы социальных явлений или процессов. В мониторинговых исследованиях методом повторных замеров накапливается и анализируется информация по выделенным показателям в динамике, при этом используется сравнение с базовыми или нормативными характеристиками, позволяющее выявить тенденции происходящих социальных изменений.
Согласно данному представлению о социологическом мониторинге он предполагает единство четырех последовательных и взаимосвязанных процедур:
- сбор социологической информации;
- обобщение и анализ информации;
- распространение информации;
- использование информации.
Можно сказать, что функциями мониторинга в рамках такого подхода являются:
- диагностическая - в рамках мониторинга возможно осуществление диагноза состояния, концепций, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
- аналитическая (аналитико-прогностическая) - дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом развития внутривузовской среды;
- информационная - мониторинг развития внутривузовской среды является способом регулярного получения информации;
- управленческая - уточнение принятых решений на различных уровнях управления и контроль за состоянием полученных результатов.
Социальная значимость мониторинга внутривузовской среды, его роль в процессе управления обуславливают необходимость уточнения принципов его проведения и разработки общих требований к процессу реализации данного вида социологического исследования. Основные принципы мониторинга:
- научности;
- системности элементов мониторинга;
- полноты и достоверности социальной информации;
- оперативности получения сведений и их систематическая актуализация;
- сопоставимости получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
- доступности и прозрачности процедур и результатов мониторинга;
- интеграции результатов мониторинга в процесс управления внутриуниверситетской средой.
Реализация принципов мониторинга и требований к его внедрению обуславливают построение необходимых теоретических моделей. По нашему мнению, процесс разработки системы мониторинга определяет следующий необходимый модельный ряд.
- Структурная модель внутривузовской среды - показывает элементы внутренней среды вуза, их иерархию и связи между собой.
- Функциональная модель мониторинга - рассматривает связь функций мониторинга с другими организационными и концептуальными элементами: этапами, процедурами, результатами, целями и т.д. (рис. 1).
- Концептуальная модель мониторинга - отражает концептуальную сущность, фундамент причинно-следственных связей процесса и результата, определяет системообразующие элементы для других моделей исследования.
- Структурная модель мониторинга - устанавливает перечень и связи между элементами мониторинга, является основой организации и содержания исследования.
- Системная модель мониторинга - позволяет рассмотреть связь структуры, функций, организации и использования результатов социологического исследования.
- Ресурсная модель мониторинга - отражает необходимые требования к ресурсному сопровождению этапов и процедур мониторинга.
- Диагностическая модель мониторинга - устанавливает связь между процедурами, объектами, предметами, показателями и результатами диагностики внутривузовской среды.
- Аналитическая модель мониторинга - определяет последовательность, акценты и результаты анализа и прогноза на основе данных социологического мониторинга.
- Организационная модель мониторинга - устанавливает процессуальные отношения между организационными формами, ответственными лицами, этапами и процедурами мониторинга.
- Модель управления результатами мониторинга - рассматривает виды аналитической информации, полученной в процессе реализации этапов и процедур мониторинга, направления ее декларации, субъектов запроса информации и результаты ее использования.
- Прогностическая модель мониторинга - разрабатывается на основе динамики показателей социологического мониторинга и установления их связи с объективными социально-экономическими критериями эффективности деятельности высшего учебного заведения.
- Проектная модель социологического мониторинга - показывает этапы подготовки и реализации проекта внедрения социологического мониторинга, его ресурсное обеспечение и связь с элементами проектного управления мониторингом.
Объектами системного мониторинга, целью которого является получение максимально обширной информации о функционировании внутривузовской среды, являются: студенты; преподаватели; администрация вуза; персонал/сотрудники вуза; внешние потребители: абитуриенты, родители, работодатели.
В зависимости от целей мониторинга, в частности при реализации его ситуативных форм, характеристики могут представлять собой более детальный список: факультет, курс, форма обучения, специальность, пол, национальность, конфессия и т.д.
Предметом мониторинга является: отношение; мнение; оценка/самооценка; мотивация; потенциал; готовность; ресурсы.
Исследование предметов мониторинга может быть осуществлено как в контексте каждого направления, так и в отношении каждого из объектов мониторинга. Предметы исследования мониторинга отражаются в качественных показателях и индикаторах, формируя систему качественной оценки уровня развития внутриуниверситетской среды.
Целью социологического мониторинга является получение новой, актуальной и систематизированной социологической информации, систематически, через небольшие периоды времени.
Основные задачи социологического мониторинга можно определить как:
- непрерывное наблюдение за социально-экономическими условиями системы и получение оперативной информации о ней;
- своевременное выявление изменений социально-экономических условий, происходящих в системе, и факторов, вызывающих их;
- определение причин нарушений и поиск разумных решений изменения ситуации;
- предупреждение негативных тенденций в системе;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;
- оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы;
- накопление материалов, необходимых для дальнейшей деятельности в выбранном направлении.
Модель внутривузовской среды позволяет определить направления социологического мониторинга: образовательные процессы; научная деятельность; социально-трудовые отношения; социальное развитие; конкурентоспособность; система управления; имиджевая деятельность; научно-производственный комплекс.
На наш взгляд, возможны следующие организационные формы социологического мониторинга внутривузовской среды.
- Централизованная форма организации мониторинга - предполагает наличие центрального отдела управления процедурами мониторинга, сотрудники которого реализуют функции и управление результатами мониторинга.
- Децентрализованная форма мониторинга - распределение функций мониторинга по ответственным лицам по любому из принципов, согласно существующим условиям: определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по объектам мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по направлениям мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации для мониторинга в подразделениях вуза.
- Смешанная форма мониторинга - данная форма, с одной стороны, позволяет реализовать системный потенциал, заложенный в централизованной форме, с другой - использовать экономию бюджета, заложенную в децентрализованной форме.
- Проектная форма мониторинга - реализуется при наличии проектных форм управления в вузе или при апробации направления социологического исследования в вузе.
- Внешняя форма организации и проведения мониторинга - может быть осуществлена сторонними организациями или аутсорсированными отделами вуза.
Каждая организационная форма имеет свои положительные и отрицательные моменты, при анализе которых и соотнесении условий реализации формы с ресурсами и целями вуза становится возможным сделать выбор и осуществить подготовку организационных условий до начала процесса мониторинга.
Таким образом, мониторинг внутривузовской среды представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами, которые стоят перед исследователями. Роль и значимость данного вида социологического исследования в обеспечении рефлексии управленческих решений подчеркивает важность поиска адекватных и оптимальных моделей организации, реализации мониторинга и использования его результатов.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год, № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».
Рецензенты
- Тарабаева В.Б., д.соц.н., декан факультета управления и предпринимательства, профессор кафедры управления персоналом ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
- Динакин Н.С., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБУО ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.