Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ

Сапрыка В.А. 1 Шаповалова И.С. 1 Шмигирилова Л.Н. 1
1 ФГАОУВПО НИУ «Белгородский государственный университет»
Исследования, связанные с разработкой теоретических и методологических основ мониторинга вузовской среды, представляются весьма актуальными и своевременными. В России создание системы оценки качества вузовского образования происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижения в масштабах всей страны. Организация социологического мониторинга в вузе связана с выбором концепции, направлений, методов, организационных форм. Социологический мониторинг вуза представляет собой систему достаточно масштабных социологических исследований, точной и глубокой аналитической работы и деятельности по использованию его результатов. В любом случае, требования к ресурсному обеспечению приводят нас к мысли о таком дополнительном условии внедрения мониторинга в вузе как выбор организационной формы. В статье представлены основные принципы при организации социологического мониторинга внутривузовской среды, его функции и направления. Ключевые слова: внутренняя среда вуза, социологический мониторинг, исследование, модель, направления, показатели.
показатели
направления
модель
исследование
социологический мониторинг
внутренняя среда вуза
1. Бойков В.Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. - 2006. - № 4. - С. 5-16.
2. Гуртовой Е., Казакова Н. Комплексный мониторинг в регионе // Высшее образование в России. - 2005. - № 8. - С. 145-148.
3. Левада Ю. Мониторинг общественного мнения в регионе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1998. - № 4. - С. 49.
4. Решетников А.В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга // Социология медицины. - 2010. - № 1. - С. 3-12.
5. Шадрина Л.Ю. Социологический мониторинг как средство информационного сопровождения оценки эффективности социальных технологий // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2010. - № 126. - С. 319-325.
Вопрос качества отечественного образования, его эффективность и ключевая роль в развитии страны является важнейшим в современных условиях, поскольку в эпоху информатизации и высоких технологий место страны в мире определяется уровнем ее образования и культуры.

В связи с этим становится актуальной задача создания системы получения объективной информации об эффективности функционирования системы образовательных услуг в соответствии с образовательными стандартами, с потребностями рынка труда, а также о повышении конкурентоспособности вуза, совершенствовании управления учреждениями ВПО.

Изучение состояния проблемы управления качеством образования в вузе в теории и практике выявило ряд существенных противоречий, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

  • между традиционным подходом к оценке качества образовательного процесса в вузе и динамично меняющейся в соответствии с требованиями рынка труда сферой образовательных услуг, где значительно возросла конкуренция вузов;
  • между потребностью в создании системы управления качеством образования в вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ организационно-исполнительных механизмов этого процесса;
  • между потребностью в постоянном информационном обеспечении субъектов управления образовательным процессом в вузе всех уровней о состоянии его качества и отсутствием компактных аналитико-диагностических технологий осуществления обратной связи;
  • между необходимостью рационализации взаимодействия всех субъектов управления качеством образования в вузе и имеющимся дублированием их функций на различных организационных уровнях.

Проблемы мониторинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды таких авторов, как Бойков В.Э. [1], Гуртовой Е. [2], Левада Ю. [3], Решетников А.В. [4],  Шевяков А.Ю. [5], которые раскрывают особенности применения мониторинга в различных сферах деятельности.

В социологии мониторинг рассматривается как целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен. На основе исследования и анализа массовых представлений о них с целью научно-информационной помощи местным структурам России разрабатывается социальная политика экономических преобразований, соответствующая социально-культурным характеристикам нашей страны и особенностям массового сознания ее граждан.

Наиболее общая характеристика мониторинга в социологии - это определение круга показателей, отражающих состояние, тенденции и проблемы социальных явлений или процессов. В мониторинговых исследованиях методом повторных замеров накапливается и анализируется информация по выделенным показателям в динамике, при этом используется сравнение с базовыми или нормативными характеристиками, позволяющее выявить тенденции происходящих социальных изменений.

Согласно данному представлению о социологическом мониторинге он предполагает единство четырех последовательных и взаимосвязанных процедур:

  1. сбор социологической информации;
  2. обобщение и анализ информации;
  3. распространение информации;
  4. использование информации.

Можно сказать, что функциями мониторинга в рамках такого подхода являются:

  1. диагностическая - в рамках мониторинга возможно осуществление диагноза состояния, концепций, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
  2. аналитическая (аналитико-прогностическая) - дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом развития внутривузовской среды;
  3. информационная - мониторинг развития внутривузовской среды является способом регулярного получения информации;
  4. управленческая - уточнение принятых решений на различных уровнях управления и контроль за состоянием полученных результатов.

Социальная значимость мониторинга внутривузовской среды, его роль в процессе управления обуславливают необходимость уточнения принципов его проведения и разработки общих требований к процессу реализации данного вида социологического исследования. Основные принципы мониторинга:

  • научности;
  • системности элементов мониторинга;
  • полноты и достоверности социальной информации;
  • оперативности получения сведений и их систематическая актуализация;
  • сопоставимости получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
  • доступности и прозрачности процедур и результатов мониторинга;
  • интеграции результатов мониторинга в процесс управления внутриуниверситетской средой.

Реализация принципов мониторинга и требований к его внедрению обуславливают построение необходимых теоретических моделей. По нашему мнению, процесс разработки системы мониторинга определяет следующий необходимый модельный ряд.

  1. Структурная модель внутривузовской среды - показывает элементы внутренней среды вуза, их иерархию и связи между собой.
  2. Функциональная модель мониторинга - рассматривает связь функций мониторинга с другими организационными и концептуальными элементами: этапами, процедурами, результатами, целями и т.д. (рис. 1).
  3. Концептуальная модель мониторинга - отражает концептуальную сущность, фундамент причинно-следственных связей процесса и результата, определяет системообразующие элементы для других моделей исследования.
  4. Структурная модель мониторинга - устанавливает перечень и связи между элементами мониторинга, является основой организации и содержания исследования.
  5. Системная модель мониторинга - позволяет рассмотреть связь структуры, функций, организации и использования результатов социологического исследования.
  6. Ресурсная модель мониторинга - отражает необходимые требования к ресурсному сопровождению этапов и процедур мониторинга.
  7. Диагностическая модель мониторинга - устанавливает связь между процедурами, объектами, предметами, показателями и результатами диагностики внутривузовской среды.
  8. Аналитическая модель мониторинга - определяет последовательность, акценты и результаты анализа и прогноза на основе данных социологического мониторинга.
  9. Организационная модель мониторинга - устанавливает процессуальные отношения между организационными формами, ответственными лицами, этапами и процедурами мониторинга.
  10. Модель управления результатами мониторинга - рассматривает виды аналитической информации, полученной в процессе реализации этапов и процедур мониторинга, направления ее декларации, субъектов запроса информации и результаты ее использования.
  11. Прогностическая модель мониторинга - разрабатывается на основе динамики показателей социологического мониторинга и установления их связи с объективными социально-экономическими критериями эффективности деятельности высшего учебного заведения.
  12. Проектная модель социологического мониторинга - показывает этапы подготовки и реализации проекта внедрения социологического мониторинга, его ресурсное обеспечение и связь с элементами проектного управления мониторингом.

Объектами системного мониторинга, целью которого является получение максимально обширной информации о функционировании внутривузовской среды, являются: студенты; преподаватели; администрация вуза; персонал/сотрудники вуза; внешние потребители: абитуриенты, родители, работодатели.

В зависимости от целей мониторинга, в частности при реализации его ситуативных форм, характеристики могут представлять собой более детальный список: факультет, курс, форма обучения, специальность, пол, национальность, конфессия и т.д.

Предметом мониторинга является: отношение; мнение;  оценка/самооценка; мотивация; потенциал; готовность; ресурсы.

Исследование предметов мониторинга может быть осуществлено как в контексте каждого направления, так и в отношении каждого из объектов мониторинга. Предметы исследования мониторинга отражаются в качественных показателях и индикаторах, формируя систему качественной оценки уровня развития внутриуниверситетской среды.

Целью социологического мониторинга является получение новой, актуальной и систематизированной социологической информации, систематически, через небольшие периоды времени.

Основные задачи социологического мониторинга можно определить как:

  • непрерывное наблюдение за социально-экономическими условиями системы и получение оперативной информации о ней;
  • своевременное выявление изменений социально-экономических условий, происходящих в системе, и факторов, вызывающих их;
  • определение причин нарушений и поиск разумных решений изменения ситуации;
  • предупреждение негативных тенденций в системе;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;
  • оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы;
  • накопление материалов, необходимых для дальнейшей деятельности в выбранном направлении.

Модель внутривузовской среды позволяет определить направления социологического мониторинга: образовательные процессы; научная деятельность; социально-трудовые отношения; социальное развитие; конкурентоспособность; система управления; имиджевая деятельность; научно-производственный комплекс.

На наш взгляд, возможны следующие организационные формы социологического мониторинга внутривузовской среды.

  1. Централизованная форма организации мониторинга - предполагает наличие центрального отдела управления процедурами мониторинга, сотрудники которого реализуют функции и управление результатами мониторинга.
  2. Децентрализованная форма мониторинга - распределение функций мониторинга по ответственным лицам по любому из принципов, согласно существующим условиям: определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по объектам мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по направлениям мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации для мониторинга в подразделениях вуза.
  3. Смешанная форма мониторинга - данная форма, с одной стороны, позволяет реализовать системный потенциал, заложенный в централизованной форме, с другой - использовать экономию бюджета, заложенную в децентрализованной форме.
  4. Проектная форма мониторинга - реализуется при наличии проектных форм управления в вузе или при апробации направления социологического исследования в вузе.
  5. Внешняя форма организации и проведения мониторинга - может быть осуществлена сторонними организациями или аутсорсированными отделами вуза.

Каждая организационная форма имеет свои положительные и отрицательные моменты, при анализе которых и соотнесении условий реализации формы с ресурсами и целями вуза становится возможным сделать выбор и осуществить подготовку организационных условий до начала процесса мониторинга.

Таким образом, мониторинг внутривузовской среды представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами, которые стоят перед исследователями. Роль и значимость данного вида социологического исследования в обеспечении рефлексии управленческих решений подчеркивает важность поиска адекватных и оптимальных моделей организации, реализации мониторинга и использования его результатов.

 

Статья  подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год, № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».

Рецензенты

  • Тарабаева В.Б., д.соц.н., декан факультета управления и предпринимательства, профессор кафедры управления персоналом ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
  • Динакин Н.С., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБУО ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Сапрыка В.А., Шаповалова И.С., Шмигирилова Л.Н. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5966 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674