Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF COMPLEX-HAVING SPECIAL PURPOSE PROGRAM OF STUDENTS SELF-GOVERNMENT DEVELOPMENT

Arakcheeva O.E. 1
1 Grammar school №7
Actualization of search of new methods of training and education in the light of formation at pupils of social competence logically brings to the reference to one of such effective methods which student´s self-management at school is. To generate at pupils readiness to take in hand in the future social and a civil liability probably only by their active inclusion in democratic self-management by means of student´s self-management. For the organization of system of student´s self-management in a grammar school the in a complex-target program of development of student´s self-management has been created. The program purpose - creation in a grammar school of optimum conditions for formation of social competence of pupils through the organization of system of student´s self-management and construction of relations of coauthorship, взаимоуважения between participants of educational process. The technology of creation and introduction of the in a complex-target program of development of student´s self-management consists of following elements: Revealing of leading idea, the formulation of main objectives and problems, working out on their basis of the theoretical concept, a concrete definition of components of the program and mechanisms of their interaction, definition of innovative pedagogical technologies corresponding to the theoretical concept and possibilities of their realization within the limits of prospective substructures, designing of conditions necessary for it and their embodiment in practice, productive development of the social environment. Realization of the in a complex-target program of development of student´s self-management allows to raise level of social competence of pupils, to open individuality of the child, to underline only to it inherent image, develops originality of thinking of the grammar-school boy, helps to develop self-trust, to teach its self-checking and self-control, to support constant interest to the doctrine, develops ability to a reflection.
complex-having special purpose program
Student´s self-management
Введение. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, прагматичные люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику школы, в первую очередь, связаны с необходимостью формирования у него социальной компетентности. Она дает возможность выпускнику общеобразовательной школы быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию.

В Государственном образовательном стандарте (полного) общего образования нашли своё отражение современные подходы к повышению качества образования, которые выражаются в необходимости формирования ключевых компетентностей и компетенций у учащихся. Под ключевыми компетенциями в государственном стандарте понимается «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач», а их совокупность рассматривается как «целостная система знаний, умений и навыков, а также как самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся», позволяющая школьнику эффективно социализироваться в современном обществе [3].

  Актуализация поиска новых методов обучения и воспитания в свете формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности логично подводит к обращению к одному из таких действенных методов, которым является ученическое самоуправление в школе. Сформировать у учащихся готовность взять в свои руки в будущем социальную и гражданскую ответственность возможно только путем их активного включения в демократическое самоуправление посредством ученического самоуправления. Проблема ученического самоуправления - грань более общей, фундаментальной проблемы демократизации жизни школы и подготовки учащихся к общественному самоуправлению. Вот почему школа сегодня призвана стать школой демократии, подготовки учащихся к реальному управлению жизнью общества.

Цель исследования: выявить потенциальные возможности ученического самоуправления как фактора формирования социальной компетентности учащихся.

Методы исследования: теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования; эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа.

Материал исследования. Для организации системы ученического самоуправления в гимназии была создана комплексно-целевая программа развития ученического самоуправления.

Технология создания и внедрения комплексно-целевой программы развития ученического самоуправления состоит  из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих программы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение социальной среды.

Создание программы началось с исходного анализа воспитательного процесса, который показал:

1. Общую готовность педагогических кадров к построению единой
воспитательной системы гимназии и организации ученического самоуправления, но выявил необходимость развития информационной и практической деятельности учителей по этому вопросу, необходимость организации обучения классных руководителей по вопросам организации ученического самоуправления в своих классных коллективах;

2. Результаты анкетирования учащихся показали:

  • желание учащихся участвовать в решении вопросов школьной жизнедеятельности;
  • большинство учащихся признали, что традиционные гимназические праздники, иные применяемые в гимназии формы самореализации творческой активности ребят, являются основой воспитательного взаимодействия и открывают возможности для их участия в организации таких форм;
  • структурными единицами при организации ученического самоуправления учащиеся хотели бы принять следующий вариант: мастерские, основа работы в классах, а в лабораториях осуществлялась бы работа по различным направлениям на уровне всей гимназии; лаборатория - это разновозрастное межклассное, тематическое, творческое объединение школьников. Ученический совет, по мнению учащихся, должен являться высшим органом самоуправления учащихся в гимназии;
  • анкетирование учащихся показало также необходимость изменения взглядов на взаимодействие учителя и ученика, усиление их субъект-субъектного характера.

3. Результаты анкетирования родителей выявили следующие направления для воспитательной деятельности посредством ученического самоуправления:

  • большинство родителей хотели бы развивать самостоятельность ребенка как качество личности, это качество они определяли как одно из самых необходимых в современном обществе;
  • воспитание гражданской ответственности родители видят как составную часть социально-зрелой личности;
  • родители хотели бы, чтобы в гимназии уделяли больше внимания каждому ребенку, создавали более благоприятные условия для развития личности каждого ученика;
  • повышение уровня культуры детей, обучающихся в гимназии, родители определили как актуальную проблему.

После проведенного анализа творческой группой учителей была составлена комплексно-целевая программа развития ученического самоуправления. Целью этой программы стало создание в гимназии   оптимальных   условий   для   формирования социальной компетентности учащихся через организацию системы ученического самоуправления и построение отношений сотворчества, взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Проектирование новой воспитательной модели ученического самоуправления школы в контексте государственно-общественного управления.
  2. Создание условий для расширения выбора учащимися различных видов деятельности и формирования потребностей к самоорганизации, саморазвитию и самовыражению, в том числе, самореализации в социальном творчестве.
  3. Создание условий для выявления, развития и самореализации организаторских и коммуникативных, менеджерских (управленческих) способностей учащихся.

Организация совместной деятельности учащихся и взрослых, основанной на отношениях сотрудничества и сотворчества, при решении управленческих задач в новых формах организации ученического самоуправления (школьные лаборатории, проекты и др.) предполагает:

  1. Определение нормативно-правовых отношений между участниками системы школьного самоуправления.
  2. Разработка модели формирования социальной компетентности учащихся и диагностика его способности к самоуправлению как одного из компонентов этой зрелости.
  3. Выявление взаимосвязи между уровнем развития в гимназии ученического самоуправления и уровнем развития социальной компетентности учащихся.
  4. Создание условий для формирования готовности педагогов гимназии к организации ученического самоуправления и формированию социальной компетентности учащихся.

Программа предполагала реализацию задач в 4 этапа опытно-экспериментальной работы.

На первом (подготовительном) этапе решались задачи формирования представления о демократическом обществе у всех участников образовательного процесса, но особенно у учителей, их обучения основам менеджмента. Началось формирование творческих групп учителей. С 2009 года в  гимназии организованы и успешно работают три творческие группы педагогов, классных руководителей, в них входит 46 педагогов гимназии, что составляет около 38 % от общего числа работающих в гимназии педагогов. Остальные педагоги присоединились к работе творческих групп в более позднее время. Формировалась готовность педагогов к организации ученического самоуправления.

Работа с ученическим коллективом была нацелена на стимулированиеактивности учащихся в организации и проведении гимназических мероприятий, а так же на выявление отношения учащихся к гимназии, учителям, меры их готовности к самостоятельной деятельности в различных сферах школьной жизни. Основной результат подготовительного этапа - разработка общей программы развития ученического самоуправления.

Второй (поисковый) этап предусматривал проектирование воспитательной модели ученического самоуправления, формирующей социальную компетентность учащихся. На основе научно-исследовательского анализа структуры социальной компетентности учащихся   как интегративного критерия качества образования, нами создана воспитательная модель ученического самоуправления и определены этапы развития ученического самоуправления (схема 1).

В  гимназии самоуправление   рассматривается,  прежде всего, как управлением самим собой. Соответственно программа по развитию ученического  самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как  личности  и  самопознание.

Поделив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям, можно добиться  проявления каждого ребенка в деятельности гимназии, в ее больших и малых делах. Под руководством опытных  и целеустремленных педагогов дети должны  быть   

Схема 1. Воспитательная модель ученического самоуправления


сориентированы  на вечные, абсолютные   ценности (терминальные - высшие: человек, жизнь, общество, труд, родина;  инструментальные ценности - общепринятые: совесть, свобода, честность, доброта, справедливость, великодушие и др.). Исходя   из концепции 

воспитания гимназии № 7, это ценности, которые детерминируют в формировании личностной композиции социально-ценностных отношений ребенка, способствующей выполнению диапазона различных социальных ролей, а социальная роль, в свою очередь, является генетическим носителем социальных ценностей. Стало быть, нам необходимо формировать у детей свою систему ценностных отношений к вышеназванным ценностям. Такая система создается в процессе различных жизнеотношенческих  ситуаций в совместной деятельности, во взаимодействии ребенка и педагога. Данные концептуальные идеи, на наш взгляд, являются системообразующими  в  нашей программе. 

Для реализации данной модели используются следующие средства воспитания: социальное творчество (игры, дела, поручения),  стратегия жизни (программы, уставы, УЦП), социальность (связи в коллективе, акции, слеты), символы, ритуалы, нормы жизни, навыки.

Для того, чтобы эти средства были реализованы эффективно, перед нами стояла задача создать свою собственную авторскую воспитательную систему на основе организации ученического самоуправления и сформированного социокультурного  воспитательного пространства. А, как известно, воспитательное социокультурное пространство состоит из сети педагогических событий, механизмом его является взаимодействие педагога и ребенка в процессе совместной деятельности. И все это обосновывает создание воспитательной модели ученического самоуправления.

На третьем (практическом) этапе велась реализация и совершенствование модели  ученического самоуправления.

Педагогический коллектив совместно с учащимися включился в разработку конкретных документов по регулированию работы органов ученического самоуправления, вел консультативную помощь активу учеников, подбирались эффективные технологии и методики для успешной реализации проектов и работы гимназических  лабораторий.  

Особое внимание на практическом этапе эксперимента уделялось привлечению родителей к работе с органами ученического самоуправления.

Четвертый (итоговый) этап эксперимента направлен на анализ и оценку результатов реализации новой воспитательной модели ученического самоуправления в условиях ее совершенствования на практике.

Подведение итогов работы системы ученического самоуправления осуществлялось на ученических собраниях, педсовете и родительских собраниях путем анализа достигнутых результатов. Проводилась диагностика уровня сформированности социальной компетентности учащихся, а также анализ результатов диагностики профессионального роста педагогов гимназии.

Результаты анкетирования участников ученического самоуправления показали, что    94 % гимназистов с желанием работают в ученическом самоуправлении. К заслугам организации ученического самоуправления они относят: увеличение количества интересных и полезных дел, подготовка и участие в районных конкурсах, во многих они получили призовые места, развитие самостоятельности и ответственности, улучшение взаимоотношений с учителями.

Это говорит о том, что у учащихся в процессе ученического самоуправления формируются навыки самоорганизации, понимание интересов и возможностей других, готовность к участию в общественной жизни;  учебная, личностная  и социальная зрелость выпускника.

Эффективность воспитательной системы на основе организации ученического самоуправления определяется, прежде всего, воспитанностью  и успешностью выпускников. Учащиеся  гимназии не курят, не употребляют алкоголь, наркотики и не совершают правонарушений  (информация более чем за 10 лет). Выпускники гимназии успешны и востребованы на современном рынке труда. Высокие баллы по ЕГЭ позволяют им поступать в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга, а  также за рубежом. 

Реализация комплексно-целевой программы развития ученического самоуправления позволяет повысить уровень социальной компетентности учащихся, раскрыть индивидуальность ребенка, подчеркнуть только ему присущий имидж, развивает оригинальность мышления гимназиста, помогает развить уверенность в себе, научить его самоконтролю и саморегуляции, поддерживать постоянный интерес к учению, развивает способность к рефлексии.

Рецензенты:

  • Хузиахметов А. Х.,   д. п. н., профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
  • Закирова В. Г., д. п. н.,  профессор Казанского (Приволжского) федерального университета,  г. Казань.