В Государственном образовательном стандарте (полного) общего образования нашли своё отражение современные подходы к повышению качества образования, которые выражаются в необходимости формирования ключевых компетентностей и компетенций у учащихся. Под ключевыми компетенциями в государственном стандарте понимается «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач», а их совокупность рассматривается как «целостная система знаний, умений и навыков, а также как самостоятельная деятельность и личная ответственность обучающихся», позволяющая школьнику эффективно социализироваться в современном обществе [3].
Актуализация поиска новых методов обучения и воспитания в свете формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности логично подводит к обращению к одному из таких действенных методов, которым является ученическое самоуправление в школе. Сформировать у учащихся готовность взять в свои руки в будущем социальную и гражданскую ответственность возможно только путем их активного включения в демократическое самоуправление посредством ученического самоуправления. Проблема ученического самоуправления - грань более общей, фундаментальной проблемы демократизации жизни школы и подготовки учащихся к общественному самоуправлению. Вот почему школа сегодня призвана стать школой демократии, подготовки учащихся к реальному управлению жизнью общества.
Цель исследования: выявить потенциальные возможности ученического самоуправления как фактора формирования социальной компетентности учащихся.
Методы исследования: теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования; эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа.
Материал исследования. Для организации системы ученического самоуправления в гимназии была создана комплексно-целевая программа развития ученического самоуправления.
Технология создания и внедрения комплексно-целевой программы развития ученического самоуправления состоит из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих программы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение социальной среды.
Создание программы началось с исходного анализа воспитательного процесса, который показал:
1. Общую готовность педагогических кадров к построению единой
воспитательной системы гимназии и организации ученического самоуправления, но выявил необходимость развития информационной и практической деятельности учителей по этому вопросу, необходимость организации обучения классных руководителей по вопросам организации ученического самоуправления в своих классных коллективах;
2. Результаты анкетирования учащихся показали:
- желание учащихся участвовать в решении вопросов школьной жизнедеятельности;
- большинство учащихся признали, что традиционные гимназические праздники, иные применяемые в гимназии формы самореализации творческой активности ребят, являются основой воспитательного взаимодействия и открывают возможности для их участия в организации таких форм;
- структурными единицами при организации ученического самоуправления учащиеся хотели бы принять следующий вариант: мастерские, основа работы в классах, а в лабораториях осуществлялась бы работа по различным направлениям на уровне всей гимназии; лаборатория - это разновозрастное межклассное, тематическое, творческое объединение школьников. Ученический совет, по мнению учащихся, должен являться высшим органом самоуправления учащихся в гимназии;
- анкетирование учащихся показало также необходимость изменения взглядов на взаимодействие учителя и ученика, усиление их субъект-субъектного характера.
3. Результаты анкетирования родителей выявили следующие направления для воспитательной деятельности посредством ученического самоуправления:
- большинство родителей хотели бы развивать самостоятельность ребенка как качество личности, это качество они определяли как одно из самых необходимых в современном обществе;
- воспитание гражданской ответственности родители видят как составную часть социально-зрелой личности;
- родители хотели бы, чтобы в гимназии уделяли больше внимания каждому ребенку, создавали более благоприятные условия для развития личности каждого ученика;
- повышение уровня культуры детей, обучающихся в гимназии, родители определили как актуальную проблему.
После проведенного анализа творческой группой учителей была составлена комплексно-целевая программа развития ученического самоуправления. Целью этой программы стало создание в гимназии оптимальных условий для формирования социальной компетентности учащихся через организацию системы ученического самоуправления и построение отношений сотворчества, взаимоуважения между участниками образовательного процесса.
Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Проектирование новой воспитательной модели ученического самоуправления школы в контексте государственно-общественного управления.
- Создание условий для расширения выбора учащимися различных видов деятельности и формирования потребностей к самоорганизации, саморазвитию и самовыражению, в том числе, самореализации в социальном творчестве.
- Создание условий для выявления, развития и самореализации организаторских и коммуникативных, менеджерских (управленческих) способностей учащихся.
Организация совместной деятельности учащихся и взрослых, основанной на отношениях сотрудничества и сотворчества, при решении управленческих задач в новых формах организации ученического самоуправления (школьные лаборатории, проекты и др.) предполагает:
- Определение нормативно-правовых отношений между участниками системы школьного самоуправления.
- Разработка модели формирования социальной компетентности учащихся и диагностика его способности к самоуправлению как одного из компонентов этой зрелости.
- Выявление взаимосвязи между уровнем развития в гимназии ученического самоуправления и уровнем развития социальной компетентности учащихся.
- Создание условий для формирования готовности педагогов гимназии к организации ученического самоуправления и формированию социальной компетентности учащихся.
Программа предполагала реализацию задач в 4 этапа опытно-экспериментальной работы.
На первом (подготовительном) этапе решались задачи формирования представления о демократическом обществе у всех участников образовательного процесса, но особенно у учителей, их обучения основам менеджмента. Началось формирование творческих групп учителей. С 2009 года в гимназии организованы и успешно работают три творческие группы педагогов, классных руководителей, в них входит 46 педагогов гимназии, что составляет около 38 % от общего числа работающих в гимназии педагогов. Остальные педагоги присоединились к работе творческих групп в более позднее время. Формировалась готовность педагогов к организации ученического самоуправления.
Работа с ученическим коллективом была нацелена на стимулированиеактивности учащихся в организации и проведении гимназических мероприятий, а так же на выявление отношения учащихся к гимназии, учителям, меры их готовности к самостоятельной деятельности в различных сферах школьной жизни. Основной результат подготовительного этапа - разработка общей программы развития ученического самоуправления.
Второй (поисковый) этап предусматривал проектирование воспитательной модели ученического самоуправления, формирующей социальную компетентность учащихся. На основе научно-исследовательского анализа структуры социальной компетентности учащихся как интегративного критерия качества образования, нами создана воспитательная модель ученического самоуправления и определены этапы развития ученического самоуправления (схема 1).
В гимназии самоуправление рассматривается, прежде всего, как управлением самим собой. Соответственно программа по развитию ученического самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и самопознание.
Поделив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям, можно добиться проявления каждого ребенка в деятельности гимназии, в ее больших и малых делах. Под руководством опытных и целеустремленных педагогов дети должны быть
Схема 1. Воспитательная модель ученического самоуправления
сориентированы на вечные, абсолютные ценности (терминальные - высшие: человек, жизнь, общество, труд, родина; инструментальные ценности - общепринятые: совесть, свобода, честность, доброта, справедливость, великодушие и др.). Исходя из концепции
воспитания гимназии № 7, это ценности, которые детерминируют в формировании личностной композиции социально-ценностных отношений ребенка, способствующей выполнению диапазона различных социальных ролей, а социальная роль, в свою очередь, является генетическим носителем социальных ценностей. Стало быть, нам необходимо формировать у детей свою систему ценностных отношений к вышеназванным ценностям. Такая система создается в процессе различных жизнеотношенческих ситуаций в совместной деятельности, во взаимодействии ребенка и педагога. Данные концептуальные идеи, на наш взгляд, являются системообразующими в нашей программе.
Для реализации данной модели используются следующие средства воспитания: социальное творчество (игры, дела, поручения), стратегия жизни (программы, уставы, УЦП), социальность (связи в коллективе, акции, слеты), символы, ритуалы, нормы жизни, навыки.
Для того, чтобы эти средства были реализованы эффективно, перед нами стояла задача создать свою собственную авторскую воспитательную систему на основе организации ученического самоуправления и сформированного социокультурного воспитательного пространства. А, как известно, воспитательное социокультурное пространство состоит из сети педагогических событий, механизмом его является взаимодействие педагога и ребенка в процессе совместной деятельности. И все это обосновывает создание воспитательной модели ученического самоуправления.
На третьем (практическом) этапе велась реализация и совершенствование модели ученического самоуправления.
Педагогический коллектив совместно с учащимися включился в разработку конкретных документов по регулированию работы органов ученического самоуправления, вел консультативную помощь активу учеников, подбирались эффективные технологии и методики для успешной реализации проектов и работы гимназических лабораторий.
Особое внимание на практическом этапе эксперимента уделялось привлечению родителей к работе с органами ученического самоуправления.
Четвертый (итоговый) этап эксперимента направлен на анализ и оценку результатов реализации новой воспитательной модели ученического самоуправления в условиях ее совершенствования на практике.
Подведение итогов работы системы ученического самоуправления осуществлялось на ученических собраниях, педсовете и родительских собраниях путем анализа достигнутых результатов. Проводилась диагностика уровня сформированности социальной компетентности учащихся, а также анализ результатов диагностики профессионального роста педагогов гимназии.
Результаты анкетирования участников ученического самоуправления показали, что 94 % гимназистов с желанием работают в ученическом самоуправлении. К заслугам организации ученического самоуправления они относят: увеличение количества интересных и полезных дел, подготовка и участие в районных конкурсах, во многих они получили призовые места, развитие самостоятельности и ответственности, улучшение взаимоотношений с учителями.
Это говорит о том, что у учащихся в процессе ученического самоуправления формируются навыки самоорганизации, понимание интересов и возможностей других, готовность к участию в общественной жизни; учебная, личностная и социальная зрелость выпускника.
Эффективность воспитательной системы на основе организации ученического самоуправления определяется, прежде всего, воспитанностью и успешностью выпускников. Учащиеся гимназии не курят, не употребляют алкоголь, наркотики и не совершают правонарушений (информация более чем за 10 лет). Выпускники гимназии успешны и востребованы на современном рынке труда. Высокие баллы по ЕГЭ позволяют им поступать в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга, а также за рубежом.
Реализация комплексно-целевой программы развития ученического самоуправления позволяет повысить уровень социальной компетентности учащихся, раскрыть индивидуальность ребенка, подчеркнуть только ему присущий имидж, развивает оригинальность мышления гимназиста, помогает развить уверенность в себе, научить его самоконтролю и саморегуляции, поддерживать постоянный интерес к учению, развивает способность к рефлексии.
Рецензенты:
- Хузиахметов А. Х., д. п. н., профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
- Закирова В. Г., д. п. н., профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Аракчеева О.Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5899 (дата обращения: 14.11.2024).