Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MUNICIPAL METHODOLOGICAL UNION AS THE MEAN OF DEVELOPMENT OF FORM-MASTER’S READINESS TO CONCEPTUALIZING EFFECTIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Rybkina T.A. 1
1 Municipal authority Board of education of the Zlatoustovsky city district
Due to analysis of materials of grants’ competitions of Priority national project «Education», the author re-vealed typical shortcomings of generalization of effective pedagogical experience, coming across form-master activity. The necessity of training form-masters for conceptualizing his effective pedagogical experience at the system of addi-tional professional education is justified. According to this the interpretation of phenomenon of «conceptualization» is given; the role of conceptual analysis for development of an effective pedagogical experience and the real educational practice is shown. It is defined the essence and inner order of form-master preparedness to conceptualization of effec-tive pedagogical experience. Development of preparedness to conceptualization interpreted from the dialectic and materialistic position. Municipal methodological union considered as one of means of readiness to conceptualizing effective pedagogical experience. The ways of effective activity of municipal methodological unity considers from the point of view of directivity on development of form-master preparedness to conceptualization of effective pedagogical experience.
municipal methodological union
form-master’s readiness to conceptualizing pedagogical experience
conceptualizing pedagogical experience
effective pedagogical experience
form-master
Классное руководство было и остается традиционным явлением и основной формой воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении. В последние годы институту классного руководства уделяется особое внимание в связи с повышением роли классного руководителя в решении задач, которые сегодня ставят перед школой государство и общество. Приоритетный национальный проект «Образование» [8] специальное внимание уделяет вопросу о повышении статуса классного руководителя, что проявляется в признании особой важности классного руководителя, необходимости стимулирования его воспитательной деятельности и активизации воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Анализ конкурсных материалов на соискание грантов и денежных поощрений в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» показывает, что в общеобразовательных учреждениях накоплен существенный опыт, отражающий различные проявления результативности деятельности классных руководителей. В соответствующих конкурсных материалах анализируются: роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива, место классного руководителя в воспитательной системе школы, функции классного руководителя в развитии личности школьников, организация классным руководителем процесса учения школьников, способы планирования и поиска эффективных форм работы с классом. При всей значимости для реальной педагогической практики описываемый классными руководителями опыт характеризуется многочисленными недостатками. К наиболее часто встречаемым таким недостаткам можно отнести следующие факты:

  • представляемый в конкурсных материалах опыт «застывает» на этапе его описания; по существу, опыт не получает должного истолкования, не выделяется его основная идея или педагогический замысел; не раскрывается «ключ» к решению педагогической проблемы, составляющей основу опыта;
  • классные руководители затрудняются в определении и интерпретации функциональных и причинно-следственных связей между элементами опыта: задачами, замыслом, средствами, используемыми способами деятельности, достигнутыми результатами;
  • не обнаруживаются и крайне слабо показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе успехов, достигнутых классным руководителем во взаимодействии со школьниками;
  • неубедительно отражается связь анализируемого опыта с современными достижениями и передовыми идеями педагогики и психологии;
  • классные руководители затрудняются в выявлении и обосновании психологических и педагогических условий функционирования опыта.

Эти и некоторые другие данные являются убедительным свидетельством того, что классные руководители затрудняются в обобщении, систематизации и распространении опыта своей работы, т.е. в осуществлении его концептуализации. Именно поэтому, в системе дополнительного профессионального образования классных руководителей, сегодня на передний план выдвигается задача развития готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта. В качестве одного из действенных средств развития такой готовности мы рассматриваем муниципальное методическое объединение классных руководителей. В этой связи в данной статье сначала остановимся на толковании понятия «готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта».

В основе определяемого понятия лежит феномен - «концептуализация». Обращение к нему определяется тем, что концептуализация способствует осмыслению различных событий педагогической деятельности классного руководителя с позиции теории, что подчеркивает значимость концептуального анализа для развития эффективного педагогического опыта и реальной образовательной практики.

Исходя из анализа трудов А. А. Алферовой [1], И. . Бисько [2], И. С. Бороздиной [3], Ю. В. Ларина [6], нами установлено, что концептуализация представляет собой особый вид теоретической деятельности и активно используется при проведении экспертизы, моделирования, проектирования, исследования и т.д. Концептуализация обеспечивает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах. Целью концептуализации является: обозначение целостного представления о возможных на данный момент способах работы на теоретическом уровне, определение видения предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задание представлений об уровневой организации знаний.

Считается, что концептуализация несет в себе определенную совокупность представлений о природе изучаемого объекта, которые основываются на имеющихся теоретических выводах и заключениях, а также отражают тенденции и зависимости между отдельными элементами исследуемой области и соответствуют сложившейся системе понятий. Результатом концептуализации является построение концепции, которую можно рассматривать как комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или практической деятельности человека.

На этом основании концептуализацию эффективного педагогического опыта классного руководителя в данной статье будем понимать как особый вид теоретического исследования, связанного с осмыслением различных событий школьной практики с целью определения научной сущности понятий, отношений и механизмов, лежащих в основе решения педагогических задач в области воспитательной деятельности школьников.

Вполне очевидно, что концептуализация педагогического опыта является достаточно сложным видом теоретической деятельности, которая предусматривает наличие специальных знаний, умений и способностей у классного руководителя. В случае, когда речь идет об осуществлении концептуализации эффективного педагогического опыта классного руководителя, возникает острая необходимость в обеспечении его специальной подготовки к данному виду деятельности. В качестве результата такой подготовки мы рассматриваем готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта.

Готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта мы определяем как интегративное, внутриличностное образование, которое выражает меру овладения классным руководителем когнитивно-деятельностными, ценностно-смысловыми, эмоционально-волевыми и рефлексивно-оценочными аспектами построения концепции опыта воспитательной работы как результата его концептуализации, а также способности использования разработанного концептуального продукта в реальной воспитательной деятельности со школьниками.

Исходя из данного определения, в качестве структурных компонентов готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта мы выделяем когнитивно-деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.

Когнитивно-деятельностный компонент отражает проявления самопознания личности, знание педагогики и психологии, методики воспитательной работы, педагогическую эрудицию и в наиболее общем плане показывает, насколько осознанной является деятельность классного руководителя в ходе концептуализации педагогического опыта. Данный компонент также основан на внешних проявлениях классного руководителя, выраженных в конкретных действиях и поступках в ходе описания, сравнения, анализа, осмысления, обобщения, систематизации и концептуализации педагогического опыта. Ценностно-смысловой компонент представляет собой совокупность личностно-значимых стремлений, идеалов, убеждений, взглядов и отношений классного руководителя, определяющих его представления и намерения в плане обобщения и представления опыта педагогической деятельности. Эмоционально-волевой компонент связан с эмоциональной и волевой сферами личности, основанными на самоуважении и самолюбии, и показывает, какие эмоции и волевые качества лежат в основе концептуализации эффективного педагогического опыта. Рефлексивно-оценочный компонент определяется внутренними процессами осмысления и самоанализа, оценкой педагогической деятельности. Данный компонент проявляется в самооценке деятельности и ценностных ориентациях классного руководителя.

Развитие готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта мы рассматриваем с диалектико-материалистических позиций как поступательный, направленный процесс приобретения классным руководителем интеллектуальными, психологическими и социальными новообразованиями за счет овладения знаниями, умениями и способностями осуществлять выявление, обобщение и систематизацию опыта педагогической работы.

Выше мы уже отмечали, что в качестве действенного средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта может выступать методическое объединение классных руководителей. Используя возможности муниципального методического объединения, обеспечивая создание для каждого классного руководителя наиболее благоприятных и комфортных условий для развития, раскрытия способностей и творчества, можно совершенствовать устойчивый интерес к освоению способов и техник обобщения, систематизации и представления собственного опыта педагогической деятельности. Этот выводы вполне согласуется с рядом исследований, в которых изучаются педагогические возможности методических объединений.

Анализ исследований Т. И. Васениной [4], В. А. Елькиной [5], Н. И. Малевой [7] приводит нас к выводу о том, что в рамках методического объединения появляется реальная возможность обеспечить стремление классного руководителя к лучшим образцам педагогической деятельности, развитие рефлексивного мышления, видение и возможность выбора альтернатив. В рамках методического объединения имеются благоприятные условия для совершенствования субъектной позиции классного руководителя, его самосознания, самостоятельности и самооценки, важных с точки зрения развития их готовности к концептуализации педагогического опыта.

Муниципальное методическое объединение классных руководителей обладает мощным арсеналом активных и деятельностных форм, среди которых: коллективное обсуждение научной, методической, педагогической литературы (педагогические чтения, диспуты и др.); реферирование книг, пособий, статей; обзоры научной, методической, педагогической литературы; составление рекомендательных списков литературы, библиографических карточек, аннотаций; книжные выставки, устраиваемые совместно с библиотекой; доклады, лекции на научные, методические и педагогические темы; педагогические консультации; изучение психологических особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, составление предложений по улучшению обучения и воспитания обучающихся; разнообразные виды совместной практической работы классных руководителей, в том числе подбор дидактического материала к внеклассным занятиям; изготовление и подбор наглядных пособий; оборудование классных кабинетов и др.

Соответственно можно говорить о том, что педагогический потенциал муниципального методического объединения можно использовать в качестве средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта. При этом сами возможности методического объединения в решении исследуемой задачи мы видим в двух планах (аспектах): а) создание для классных руководителей условий, благоприятных для выявления, осмысления и оценки существующего (имеющегося) эффективного педагогического опыта; б) оказание непосредственной адресной помощи конкретным классным руководителям, которые испытывают затруднения в процессе осуществления концептуализации опыта.

По существу, эти выводы указывают на необходимость сочетания в процессе работы методических объединений общих условий сопровождения теоретической деятельности по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта с адресно применяемыми мерами. В качестве форм реализации общих условий поддержки классных руководителей в развитии их готовности к концептуализации педагогического опыта можно рассматривать следующие: организация работы муниципального методического объединения в форме сетевой модели, которая обеспечит открытость методического (образовательного) пространства муниципалитета; сочетание групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования классных руководителей; создание индивидуальных методических портфолио, отражающих достижения классных руководителей в области воспитания подрастающего поколения.

Адресно применяемые меры обусловливают не только мотивы осуществления концептуализации эффективного педагогического опыта, но и оказывают решающее влияние на личную профессиональную и жизненную позицию классного руководителя, побуждают его на то, чтобы вполне конкретным образом проявить себя в практике педагогической деятельности.

Следует сделать акцент на том, что правильно организованная работа муниципального методического объединения будет направлена, с одной стороны, на активизацию теоретической деятельности классных руководителей по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта, с другой стороны, - на обеспечение их профессиональной самореализации в социально и профессионально значимых направлениях. Необходимо помочь классным руководителям с предполагаемыми направлениями осмысления педагогического опыта, определением его основных идей и сущностных характеристик, выявлением закономерностей и принципов существования такого опыта, вскрытием условий его успешного функционирования в практике воспитательной работы в школе. В таком случае с большей долей уверенности можно говорить о том, что муниципальное методическое объединение является средством развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта.

Таким образом, в данной статье нами обосновано, что готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта является следствием целенаправленной подготовки, которая осуществляется в муниципальном методическом объединении. Результат этой подготовки зависит от того, насколько эффективно в рамках муниципальной методической службы организована деятельность методического объединения классных руководителей.

Рецензенты:

  • Ильясов Д. Ф., д.п.н, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ЧИППКРО, г. Челябинск.
  • Резанович И. В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.