Анализ конкурсных материалов на соискание грантов и денежных поощрений в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» показывает, что в общеобразовательных учреждениях накоплен существенный опыт, отражающий различные проявления результативности деятельности классных руководителей. В соответствующих конкурсных материалах анализируются: роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива, место классного руководителя в воспитательной системе школы, функции классного руководителя в развитии личности школьников, организация классным руководителем процесса учения школьников, способы планирования и поиска эффективных форм работы с классом. При всей значимости для реальной педагогической практики описываемый классными руководителями опыт характеризуется многочисленными недостатками. К наиболее часто встречаемым таким недостаткам можно отнести следующие факты:
- представляемый в конкурсных материалах опыт «застывает» на этапе его описания; по существу, опыт не получает должного истолкования, не выделяется его основная идея или педагогический замысел; не раскрывается «ключ» к решению педагогической проблемы, составляющей основу опыта;
- классные руководители затрудняются в определении и интерпретации функциональных и причинно-следственных связей между элементами опыта: задачами, замыслом, средствами, используемыми способами деятельности, достигнутыми результатами;
- не обнаруживаются и крайне слабо показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе успехов, достигнутых классным руководителем во взаимодействии со школьниками;
- неубедительно отражается связь анализируемого опыта с современными достижениями и передовыми идеями педагогики и психологии;
- классные руководители затрудняются в выявлении и обосновании психологических и педагогических условий функционирования опыта.
Эти и некоторые другие данные являются убедительным свидетельством того, что классные руководители затрудняются в обобщении, систематизации и распространении опыта своей работы, т.е. в осуществлении его концептуализации. Именно поэтому, в системе дополнительного профессионального образования классных руководителей, сегодня на передний план выдвигается задача развития готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта. В качестве одного из действенных средств развития такой готовности мы рассматриваем муниципальное методическое объединение классных руководителей. В этой связи в данной статье сначала остановимся на толковании понятия «готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта».
В основе определяемого понятия лежит феномен - «концептуализация». Обращение к нему определяется тем, что концептуализация способствует осмыслению различных событий педагогической деятельности классного руководителя с позиции теории, что подчеркивает значимость концептуального анализа для развития эффективного педагогического опыта и реальной образовательной практики.
Исходя из анализа трудов А. А. Алферовой [1], И. . Бисько [2], И. С. Бороздиной [3], Ю. В. Ларина [6], нами установлено, что концептуализация представляет собой особый вид теоретической деятельности и активно используется при проведении экспертизы, моделирования, проектирования, исследования и т.д. Концептуализация обеспечивает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах. Целью концептуализации является: обозначение целостного представления о возможных на данный момент способах работы на теоретическом уровне, определение видения предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задание представлений об уровневой организации знаний.
Считается, что концептуализация несет в себе определенную совокупность представлений о природе изучаемого объекта, которые основываются на имеющихся теоретических выводах и заключениях, а также отражают тенденции и зависимости между отдельными элементами исследуемой области и соответствуют сложившейся системе понятий. Результатом концептуализации является построение концепции, которую можно рассматривать как комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или практической деятельности человека.
На этом основании концептуализацию эффективного педагогического опыта классного руководителя в данной статье будем понимать как особый вид теоретического исследования, связанного с осмыслением различных событий школьной практики с целью определения научной сущности понятий, отношений и механизмов, лежащих в основе решения педагогических задач в области воспитательной деятельности школьников.
Вполне очевидно, что концептуализация педагогического опыта является достаточно сложным видом теоретической деятельности, которая предусматривает наличие специальных знаний, умений и способностей у классного руководителя. В случае, когда речь идет об осуществлении концептуализации эффективного педагогического опыта классного руководителя, возникает острая необходимость в обеспечении его специальной подготовки к данному виду деятельности. В качестве результата такой подготовки мы рассматриваем готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта.
Готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта мы определяем как интегративное, внутриличностное образование, которое выражает меру овладения классным руководителем когнитивно-деятельностными, ценностно-смысловыми, эмоционально-волевыми и рефлексивно-оценочными аспектами построения концепции опыта воспитательной работы как результата его концептуализации, а также способности использования разработанного концептуального продукта в реальной воспитательной деятельности со школьниками.
Исходя из данного определения, в качестве структурных компонентов готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта мы выделяем когнитивно-деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.
Когнитивно-деятельностный компонент отражает проявления самопознания личности, знание педагогики и психологии, методики воспитательной работы, педагогическую эрудицию и в наиболее общем плане показывает, насколько осознанной является деятельность классного руководителя в ходе концептуализации педагогического опыта. Данный компонент также основан на внешних проявлениях классного руководителя, выраженных в конкретных действиях и поступках в ходе описания, сравнения, анализа, осмысления, обобщения, систематизации и концептуализации педагогического опыта. Ценностно-смысловой компонент представляет собой совокупность личностно-значимых стремлений, идеалов, убеждений, взглядов и отношений классного руководителя, определяющих его представления и намерения в плане обобщения и представления опыта педагогической деятельности. Эмоционально-волевой компонент связан с эмоциональной и волевой сферами личности, основанными на самоуважении и самолюбии, и показывает, какие эмоции и волевые качества лежат в основе концептуализации эффективного педагогического опыта. Рефлексивно-оценочный компонент определяется внутренними процессами осмысления и самоанализа, оценкой педагогической деятельности. Данный компонент проявляется в самооценке деятельности и ценностных ориентациях классного руководителя.
Развитие готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта мы рассматриваем с диалектико-материалистических позиций как поступательный, направленный процесс приобретения классным руководителем интеллектуальными, психологическими и социальными новообразованиями за счет овладения знаниями, умениями и способностями осуществлять выявление, обобщение и систематизацию опыта педагогической работы.
Выше мы уже отмечали, что в качестве действенного средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта может выступать методическое объединение классных руководителей. Используя возможности муниципального методического объединения, обеспечивая создание для каждого классного руководителя наиболее благоприятных и комфортных условий для развития, раскрытия способностей и творчества, можно совершенствовать устойчивый интерес к освоению способов и техник обобщения, систематизации и представления собственного опыта педагогической деятельности. Этот выводы вполне согласуется с рядом исследований, в которых изучаются педагогические возможности методических объединений.
Анализ исследований Т. И. Васениной [4], В. А. Елькиной [5], Н. И. Малевой [7] приводит нас к выводу о том, что в рамках методического объединения появляется реальная возможность обеспечить стремление классного руководителя к лучшим образцам педагогической деятельности, развитие рефлексивного мышления, видение и возможность выбора альтернатив. В рамках методического объединения имеются благоприятные условия для совершенствования субъектной позиции классного руководителя, его самосознания, самостоятельности и самооценки, важных с точки зрения развития их готовности к концептуализации педагогического опыта.
Муниципальное методическое объединение классных руководителей обладает мощным арсеналом активных и деятельностных форм, среди которых: коллективное обсуждение научной, методической, педагогической литературы (педагогические чтения, диспуты и др.); реферирование книг, пособий, статей; обзоры научной, методической, педагогической литературы; составление рекомендательных списков литературы, библиографических карточек, аннотаций; книжные выставки, устраиваемые совместно с библиотекой; доклады, лекции на научные, методические и педагогические темы; педагогические консультации; изучение психологических особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, составление предложений по улучшению обучения и воспитания обучающихся; разнообразные виды совместной практической работы классных руководителей, в том числе подбор дидактического материала к внеклассным занятиям; изготовление и подбор наглядных пособий; оборудование классных кабинетов и др.
Соответственно можно говорить о том, что педагогический потенциал муниципального методического объединения можно использовать в качестве средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта. При этом сами возможности методического объединения в решении исследуемой задачи мы видим в двух планах (аспектах): а) создание для классных руководителей условий, благоприятных для выявления, осмысления и оценки существующего (имеющегося) эффективного педагогического опыта; б) оказание непосредственной адресной помощи конкретным классным руководителям, которые испытывают затруднения в процессе осуществления концептуализации опыта.
По существу, эти выводы указывают на необходимость сочетания в процессе работы методических объединений общих условий сопровождения теоретической деятельности по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта с адресно применяемыми мерами. В качестве форм реализации общих условий поддержки классных руководителей в развитии их готовности к концептуализации педагогического опыта можно рассматривать следующие: организация работы муниципального методического объединения в форме сетевой модели, которая обеспечит открытость методического (образовательного) пространства муниципалитета; сочетание групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования классных руководителей; создание индивидуальных методических портфолио, отражающих достижения классных руководителей в области воспитания подрастающего поколения.
Адресно применяемые меры обусловливают не только мотивы осуществления концептуализации эффективного педагогического опыта, но и оказывают решающее влияние на личную профессиональную и жизненную позицию классного руководителя, побуждают его на то, чтобы вполне конкретным образом проявить себя в практике педагогической деятельности.
Следует сделать акцент на том, что правильно организованная работа муниципального методического объединения будет направлена, с одной стороны, на активизацию теоретической деятельности классных руководителей по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта, с другой стороны, - на обеспечение их профессиональной самореализации в социально и профессионально значимых направлениях. Необходимо помочь классным руководителям с предполагаемыми направлениями осмысления педагогического опыта, определением его основных идей и сущностных характеристик, выявлением закономерностей и принципов существования такого опыта, вскрытием условий его успешного функционирования в практике воспитательной работы в школе. В таком случае с большей долей уверенности можно говорить о том, что муниципальное методическое объединение является средством развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта.
Таким образом, в данной статье нами обосновано, что готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта является следствием целенаправленной подготовки, которая осуществляется в муниципальном методическом объединении. Результат этой подготовки зависит от того, насколько эффективно в рамках муниципальной методической службы организована деятельность методического объединения классных руководителей.
Рецензенты:
- Ильясов Д. Ф., д.п.н, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ЧИППКРО, г. Челябинск.
- Резанович И. В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.