Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Рыбкина Т.А. 1
1 Муниципальное учреждение Управление образования Златоустовского городского округа
Исходя из анализа материалов на соискание грантов и денежных поощрений в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», выявлены типичные недостатки в обобщении эффективного педагогического опыта, встречающиеся в деятельности классного руководителя. Обоснована необходимость подготовки классных руководителей к концептуализации эффективного педагогического опыта в системе дополнительного профессионального образования. В соответствии с этим дана характеристика феномена «концептуализация»; показана роль концептуального анализа для развития эффективного педагогического опыта и реальной образовательной практики. Определены сущность и внутреннее строение готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта». Развитие готовности к концептуализации интерпретируется с диалектико-материалистических позиций. В качестве одного из действенных средств развития готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта рассматривается муниципальное методическое объединение классных руководителей. Определены пути повышения эффективности деятельности муници-пального методического объединения с точки зрения направленности на развитие готовности классных руководителей к концептуализации эффективного педагогического опыта.
муниципальное методическое объединение
готовность классного руководителя к концептуализации педагогического опыта
концептуализация педагогического опыта
эффективные педагогический опыт
классный руководитель
1. Алферов, А. А. Исторический процесс и его философская концептуализация: дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.08 / А. А. Алферов. - Ростов-н/Д., 2005. - 367 с.
2. Бисько, И. А. Концептуализация механизмов развития личности на базе универсальной методологии педагогики / И. А. Бисько, А. Т. Бисько. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. - 169 с.
3. Бороздина, И. С. Категоризация, концептуализация и вербализация пространственных отношений и объектов: монография / И. С. Бороздина. - Курск: Курский госун-т, 2009. - 197 с.
4. Васенина, Т. И. Методическое объединение как условие развития профессиональной компетентности педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Т. И. Васенина. - Челябинск, 2008. - 20 с.
5. Елькина, В. А. Совершенствование повышения квалификации руководителей методических объединений как фактор активизации методической работы с педагогическими кадрами: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Елькина. - Челябинск, 1990. - 24 c.
6. Ларин, Ю. В. Мировоззренческо-методологические основы постижения культуры: Проблема концептуализации: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 24.00.01 / Ю. В. Ларин. - Тюмень, 2004. - 38 с.
7. Малева, Н. И. Диагностико-технологическое управление циклом профессионального совершенствования учителей в условиях методического объединения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Н. И. Малева. - Йошкар-Ола, 2003. - 242 с.
8. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo [дата обращения: 12.02.2012] .
9. Тягур, Р. С. Система работы методического объединения в подготовке учителей начальных классов к осуществлению дифференцированного обучения учеников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. С. Тягур. - Киев, 1993. - 26 c.
Классное руководство было и остается традиционным явлением и основной формой воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении. В последние годы институту классного руководства уделяется особое внимание в связи с повышением роли классного руководителя в решении задач, которые сегодня ставят перед школой государство и общество. Приоритетный национальный проект «Образование» [8] специальное внимание уделяет вопросу о повышении статуса классного руководителя, что проявляется в признании особой важности классного руководителя, необходимости стимулирования его воспитательной деятельности и активизации воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Анализ конкурсных материалов на соискание грантов и денежных поощрений в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» показывает, что в общеобразовательных учреждениях накоплен существенный опыт, отражающий различные проявления результативности деятельности классных руководителей. В соответствующих конкурсных материалах анализируются: роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива, место классного руководителя в воспитательной системе школы, функции классного руководителя в развитии личности школьников, организация классным руководителем процесса учения школьников, способы планирования и поиска эффективных форм работы с классом. При всей значимости для реальной педагогической практики описываемый классными руководителями опыт характеризуется многочисленными недостатками. К наиболее часто встречаемым таким недостаткам можно отнести следующие факты:

  • представляемый в конкурсных материалах опыт «застывает» на этапе его описания; по существу, опыт не получает должного истолкования, не выделяется его основная идея или педагогический замысел; не раскрывается «ключ» к решению педагогической проблемы, составляющей основу опыта;
  • классные руководители затрудняются в определении и интерпретации функциональных и причинно-следственных связей между элементами опыта: задачами, замыслом, средствами, используемыми способами деятельности, достигнутыми результатами;
  • не обнаруживаются и крайне слабо показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе успехов, достигнутых классным руководителем во взаимодействии со школьниками;
  • неубедительно отражается связь анализируемого опыта с современными достижениями и передовыми идеями педагогики и психологии;
  • классные руководители затрудняются в выявлении и обосновании психологических и педагогических условий функционирования опыта.

Эти и некоторые другие данные являются убедительным свидетельством того, что классные руководители затрудняются в обобщении, систематизации и распространении опыта своей работы, т.е. в осуществлении его концептуализации. Именно поэтому, в системе дополнительного профессионального образования классных руководителей, сегодня на передний план выдвигается задача развития готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта. В качестве одного из действенных средств развития такой готовности мы рассматриваем муниципальное методическое объединение классных руководителей. В этой связи в данной статье сначала остановимся на толковании понятия «готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта».

В основе определяемого понятия лежит феномен - «концептуализация». Обращение к нему определяется тем, что концептуализация способствует осмыслению различных событий педагогической деятельности классного руководителя с позиции теории, что подчеркивает значимость концептуального анализа для развития эффективного педагогического опыта и реальной образовательной практики.

Исходя из анализа трудов А. А. Алферовой [1], И. . Бисько [2], И. С. Бороздиной [3], Ю. В. Ларина [6], нами установлено, что концептуализация представляет собой особый вид теоретической деятельности и активно используется при проведении экспертизы, моделирования, проектирования, исследования и т.д. Концептуализация обеспечивает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах. Целью концептуализации является: обозначение целостного представления о возможных на данный момент способах работы на теоретическом уровне, определение видения предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задание представлений об уровневой организации знаний.

Считается, что концептуализация несет в себе определенную совокупность представлений о природе изучаемого объекта, которые основываются на имеющихся теоретических выводах и заключениях, а также отражают тенденции и зависимости между отдельными элементами исследуемой области и соответствуют сложившейся системе понятий. Результатом концептуализации является построение концепции, которую можно рассматривать как комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или практической деятельности человека.

На этом основании концептуализацию эффективного педагогического опыта классного руководителя в данной статье будем понимать как особый вид теоретического исследования, связанного с осмыслением различных событий школьной практики с целью определения научной сущности понятий, отношений и механизмов, лежащих в основе решения педагогических задач в области воспитательной деятельности школьников.

Вполне очевидно, что концептуализация педагогического опыта является достаточно сложным видом теоретической деятельности, которая предусматривает наличие специальных знаний, умений и способностей у классного руководителя. В случае, когда речь идет об осуществлении концептуализации эффективного педагогического опыта классного руководителя, возникает острая необходимость в обеспечении его специальной подготовки к данному виду деятельности. В качестве результата такой подготовки мы рассматриваем готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта.

Готовность к концептуализации эффективного педагогического опыта мы определяем как интегративное, внутриличностное образование, которое выражает меру овладения классным руководителем когнитивно-деятельностными, ценностно-смысловыми, эмоционально-волевыми и рефлексивно-оценочными аспектами построения концепции опыта воспитательной работы как результата его концептуализации, а также способности использования разработанного концептуального продукта в реальной воспитательной деятельности со школьниками.

Исходя из данного определения, в качестве структурных компонентов готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта мы выделяем когнитивно-деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты.

Когнитивно-деятельностный компонент отражает проявления самопознания личности, знание педагогики и психологии, методики воспитательной работы, педагогическую эрудицию и в наиболее общем плане показывает, насколько осознанной является деятельность классного руководителя в ходе концептуализации педагогического опыта. Данный компонент также основан на внешних проявлениях классного руководителя, выраженных в конкретных действиях и поступках в ходе описания, сравнения, анализа, осмысления, обобщения, систематизации и концептуализации педагогического опыта. Ценностно-смысловой компонент представляет собой совокупность личностно-значимых стремлений, идеалов, убеждений, взглядов и отношений классного руководителя, определяющих его представления и намерения в плане обобщения и представления опыта педагогической деятельности. Эмоционально-волевой компонент связан с эмоциональной и волевой сферами личности, основанными на самоуважении и самолюбии, и показывает, какие эмоции и волевые качества лежат в основе концептуализации эффективного педагогического опыта. Рефлексивно-оценочный компонент определяется внутренними процессами осмысления и самоанализа, оценкой педагогической деятельности. Данный компонент проявляется в самооценке деятельности и ценностных ориентациях классного руководителя.

Развитие готовности к концептуализации эффективного педагогического опыта мы рассматриваем с диалектико-материалистических позиций как поступательный, направленный процесс приобретения классным руководителем интеллектуальными, психологическими и социальными новообразованиями за счет овладения знаниями, умениями и способностями осуществлять выявление, обобщение и систематизацию опыта педагогической работы.

Выше мы уже отмечали, что в качестве действенного средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта может выступать методическое объединение классных руководителей. Используя возможности муниципального методического объединения, обеспечивая создание для каждого классного руководителя наиболее благоприятных и комфортных условий для развития, раскрытия способностей и творчества, можно совершенствовать устойчивый интерес к освоению способов и техник обобщения, систематизации и представления собственного опыта педагогической деятельности. Этот выводы вполне согласуется с рядом исследований, в которых изучаются педагогические возможности методических объединений.

Анализ исследований Т. И. Васениной [4], В. А. Елькиной [5], Н. И. Малевой [7] приводит нас к выводу о том, что в рамках методического объединения появляется реальная возможность обеспечить стремление классного руководителя к лучшим образцам педагогической деятельности, развитие рефлексивного мышления, видение и возможность выбора альтернатив. В рамках методического объединения имеются благоприятные условия для совершенствования субъектной позиции классного руководителя, его самосознания, самостоятельности и самооценки, важных с точки зрения развития их готовности к концептуализации педагогического опыта.

Муниципальное методическое объединение классных руководителей обладает мощным арсеналом активных и деятельностных форм, среди которых: коллективное обсуждение научной, методической, педагогической литературы (педагогические чтения, диспуты и др.); реферирование книг, пособий, статей; обзоры научной, методической, педагогической литературы; составление рекомендательных списков литературы, библиографических карточек, аннотаций; книжные выставки, устраиваемые совместно с библиотекой; доклады, лекции на научные, методические и педагогические темы; педагогические консультации; изучение психологических особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, составление предложений по улучшению обучения и воспитания обучающихся; разнообразные виды совместной практической работы классных руководителей, в том числе подбор дидактического материала к внеклассным занятиям; изготовление и подбор наглядных пособий; оборудование классных кабинетов и др.

Соответственно можно говорить о том, что педагогический потенциал муниципального методического объединения можно использовать в качестве средства развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта. При этом сами возможности методического объединения в решении исследуемой задачи мы видим в двух планах (аспектах): а) создание для классных руководителей условий, благоприятных для выявления, осмысления и оценки существующего (имеющегося) эффективного педагогического опыта; б) оказание непосредственной адресной помощи конкретным классным руководителям, которые испытывают затруднения в процессе осуществления концептуализации опыта.

По существу, эти выводы указывают на необходимость сочетания в процессе работы методических объединений общих условий сопровождения теоретической деятельности по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта с адресно применяемыми мерами. В качестве форм реализации общих условий поддержки классных руководителей в развитии их готовности к концептуализации педагогического опыта можно рассматривать следующие: организация работы муниципального методического объединения в форме сетевой модели, которая обеспечит открытость методического (образовательного) пространства муниципалитета; сочетание групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования классных руководителей; создание индивидуальных методических портфолио, отражающих достижения классных руководителей в области воспитания подрастающего поколения.

Адресно применяемые меры обусловливают не только мотивы осуществления концептуализации эффективного педагогического опыта, но и оказывают решающее влияние на личную профессиональную и жизненную позицию классного руководителя, побуждают его на то, чтобы вполне конкретным образом проявить себя в практике педагогической деятельности.

Следует сделать акцент на том, что правильно организованная работа муниципального методического объединения будет направлена, с одной стороны, на активизацию теоретической деятельности классных руководителей по выявлению, осмыслению и оценке педагогического опыта, с другой стороны, - на обеспечение их профессиональной самореализации в социально и профессионально значимых направлениях. Необходимо помочь классным руководителям с предполагаемыми направлениями осмысления педагогического опыта, определением его основных идей и сущностных характеристик, выявлением закономерностей и принципов существования такого опыта, вскрытием условий его успешного функционирования в практике воспитательной работы в школе. В таком случае с большей долей уверенности можно говорить о том, что муниципальное методическое объединение является средством развития готовности классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта.

Таким образом, в данной статье нами обосновано, что готовность классного руководителя к концептуализации эффективного педагогического опыта является следствием целенаправленной подготовки, которая осуществляется в муниципальном методическом объединении. Результат этой подготовки зависит от того, насколько эффективно в рамках муниципальной методической службы организована деятельность методического объединения классных руководителей.

Рецензенты:

  • Ильясов Д. Ф., д.п.н, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ЧИППКРО, г. Челябинск.
  • Резанович И. В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Рыбкина Т.А. МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5886 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674