Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM "GYMNASIA (SCHOOL)-HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION"

Protasova N.B. 1
1 The state General budget institution Republic of Mari El "Economic-legal gymnasia"
The analysis of the problem of pedagogical accompaniment of students’ professional self-determination in continuing education is conducted in this article. The importance of preparing students for choosing future professions defines high significance of pre-profile preparation in the basic school as a teaching activities system providing self-determination. The foundation of career guidance work in the formation of students’ professional orientation is the pedagogical support. In this article the author offers his own view on pedagogical accompaniment as the performance of the subject of education and the educational process (a teacher, a psychologist, a parent, a leader), supplementing the action of another subject (a student, an educatee) to support the formation of students’ willingness to professional self-determination based on the harmonization of the individual and socio-professional needs and deliberate choice of profile training and further professional activities. The “gymnasia-school” system revealing new possibilities not only for educational institutions with institutions of higher education, but also providing more successful development of harmonious and versatile developed personality promotes career guidance work improvement. The concept of professionally orientated work can be carried out only with the collaboration of various social institutions. It must include various complementary forms and be systematic, i. e. it should include a homeroom teacher, teachers, a psychologist, school authorities and parents. Only systematic job-oriented work in connection with institutions of higher professional education helps students not only in the choice of profession, but also assists in the organization of both training activities and the development of life determination.
the work on vocational guidance
profile education
students` professional self-determination
teacher`s support
Введение

Профильное обучение с позиции системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов рассматривается как сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося, обучающихся друг с другом, направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию [6].

Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе и следуя логике Концепции модернизации российского образования, кажется очевидным, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе в целом. Исходя из этого перед образовательными учреждениями возникает необходимость подготовить выпускников самостоятельно включаться в систему профессионального выбора нарастающего потока информации, совершенствовать умения, получаемые в процессе изучения профилирующих предметов, быть ответственным за свой выбор.

Цель исследования. Важность подготовки учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов относительно избираемых ими профилирующих направлений, будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности [4].

Основой профориентационной работы при формировании профессиональной направленности учащихся является педагогическое сопровождение - особая сфера деятельности, ориентированная на взаимодействие со школьником в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятия решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней [3]. Целью такого сопровождения является создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, т.е. относиться к себе как к субъекту собственной жизни) и знакомство с миром профессий. Необходимо отметить, что в процессе педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся немаловажным является взаимодействие общеобразовательного учреждения с вузом. Подобное сотрудничество обеспечит успешность дальнейшего обучения выпускников школы в учреждениях высшего профессионального образования.

Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования был использован теоретический метод - анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и научно-методической литературы. В понятии «педагогическое сопровождение» отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.Н. Тубельский), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Ливанов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.), о педагогической поддержке (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков).

Ф.И. Фрумин, В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение [7].

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития [5].

По мнению П.А. Элькановой, педагогическое сопровождение - это пролонгированная педагогическая поддержка [8].

С.Н. Чистякова [6] описывает педагогическое сопровождение самоопределения учащихся как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьниками по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Результаты исследования и их обсуждение. Разделяя эти точки зрения, мы рассматриваем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения как действие субъектов образовательно-воспитательного процесса (преподаватель, психолог, родитель, руководитель), дополняющее действие другого субъекта (обучаемого, воспитанника) для оказания помощи в формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению на основе согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и осознанного выбора профиля обучения и направления дальнейшей профессиональной деятельности.

Наибольшую значимость для учащихся педагогическое сопровождение приобретает в период, предшествующий окончанию школы. Вместе с тем это не означает, что иные периоды исключают оказание этой специфической помощи. Учащиеся старших классов, в силу возрастных особенностей, испытывают потребность в поддержке своих усилий быть самостоятельными. Интеллектуальная жизнь в этом возрасте протекает на фоне повышенной эмоциональности и максимализма. Умение учителя приходить на помощь, «помогающее поведение» способствуют решению возникающих проблем. Е.В. Бондаревская к условиям «помогающего поведения» относит:

  • умение переводить поиск жизненного пути на ценностно-рефлексивный личностный уровень посредством сближения задачи и факта ее решения;
  • умение востребовать не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений изменения;
  • эффективность творческих решений, соответствующих новым условиям жизни, зависит от содержания базовых ценностей (помощь, справедливость, творчество) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания: мотивированием, интеллектуальной самооценкой, психологической защитой и т.д. [2].

Особенность «помогающей» деятельности учителя определяется тем, что она связана с необходимостью принятия управленческих решений, которые должны быть основаны на анализе всех факторов ситуации и возможных последствий.

Специфична позиция учителя, владеющего проблемой и поставленного в условия выбора средств ее разрешения.

Оказание помощи предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к проблеме. Помогающее поведение учителя должно быть направлено на прояснение сущности препятствий и совместный с учащимся выбор оптимального варианта их преодоления.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует система «гимназия - вуз», не только раскрывающая новые возможности для взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, но и обеспечивающая более успешное развитие гармоничной и разносторонне развитой личности.

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз» осуществляется следующими формами работы:

  • профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии [1];
  • психолого-педагогическая консультация, содействующая выбору профессии в соответствии с интересами, способностями учащихся, их особенностями;
  • тесное взаимодействие педагогического коллектива (классный руководитель, психолог, администрация) с родителями учащихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика. Однако такая «помощь» в профессиональном самоопределении может породить проблемы, т.к. родители зачастую не видят или не хотят видеть некоторые особенности детей и исходят из собственных представлений о том, какую профессию следует выбрать их ребенку.

Педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности для самореализации учащихся, помочь осознать свое призвание, соотнести склонности и способности с требованиями предполагаемой профессиональной деятельности. Результатом педагогического сопровождения является готовность выпускников гимназии к сознательному выбору профессии, сформировавшаяся профессиональная направленность, выражающаяся в овладении учащимися ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей.

Выводы. Следовательно, профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися, предполагает системную работу многих специалистов. Концепция профориентационной работы может осуществляться только при взаимодействии различных социальных институтов, должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать классный руководитель, преподаватели, психолог, администрация школы и родители. Только систематическая профессионально ориентированная работа совместно с учреждениями высшего профессионального образования поможет учащимся не только в выборе профессии, но и окажет помощь как в организации учебной деятельности, так и в становлении жизненного самоопределения.

Рецензенты

  • Апакаев П.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»; г. Йошкар-Ола.