Профильное обучение с позиции системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов рассматривается как сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося, обучающихся друг с другом, направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию [6].
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе и следуя логике Концепции модернизации российского образования, кажется очевидным, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе в целом. Исходя из этого перед образовательными учреждениями возникает необходимость подготовить выпускников самостоятельно включаться в систему профессионального выбора нарастающего потока информации, совершенствовать умения, получаемые в процессе изучения профилирующих предметов, быть ответственным за свой выбор.
Цель исследования. Важность подготовки учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов относительно избираемых ими профилирующих направлений, будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности [4].
Основой профориентационной работы при формировании профессиональной направленности учащихся является педагогическое сопровождение - особая сфера деятельности, ориентированная на взаимодействие со школьником в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятия решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней [3]. Целью такого сопровождения является создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, т.е. относиться к себе как к субъекту собственной жизни) и знакомство с миром профессий. Необходимо отметить, что в процессе педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся немаловажным является взаимодействие общеобразовательного учреждения с вузом. Подобное сотрудничество обеспечит успешность дальнейшего обучения выпускников школы в учреждениях высшего профессионального образования.
Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования был использован теоретический метод - анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и научно-методической литературы. В понятии «педагогическое сопровождение» отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.Н. Тубельский), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Ливанов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.), о педагогической поддержке (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков).
Ф.И. Фрумин, В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение [7].
А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития [5].
По мнению П.А. Элькановой, педагогическое сопровождение - это пролонгированная педагогическая поддержка [8].
С.Н. Чистякова [6] описывает педагогическое сопровождение самоопределения учащихся как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьниками по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.
Результаты исследования и их обсуждение. Разделяя эти точки зрения, мы рассматриваем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения как действие субъектов образовательно-воспитательного процесса (преподаватель, психолог, родитель, руководитель), дополняющее действие другого субъекта (обучаемого, воспитанника) для оказания помощи в формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению на основе согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и осознанного выбора профиля обучения и направления дальнейшей профессиональной деятельности.
Наибольшую значимость для учащихся педагогическое сопровождение приобретает в период, предшествующий окончанию школы. Вместе с тем это не означает, что иные периоды исключают оказание этой специфической помощи. Учащиеся старших классов, в силу возрастных особенностей, испытывают потребность в поддержке своих усилий быть самостоятельными. Интеллектуальная жизнь в этом возрасте протекает на фоне повышенной эмоциональности и максимализма. Умение учителя приходить на помощь, «помогающее поведение» способствуют решению возникающих проблем. Е.В. Бондаревская к условиям «помогающего поведения» относит:
- умение переводить поиск жизненного пути на ценностно-рефлексивный личностный уровень посредством сближения задачи и факта ее решения;
- умение востребовать не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений изменения;
- эффективность творческих решений, соответствующих новым условиям жизни, зависит от содержания базовых ценностей (помощь, справедливость, творчество) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания: мотивированием, интеллектуальной самооценкой, психологической защитой и т.д. [2].
Особенность «помогающей» деятельности учителя определяется тем, что она связана с необходимостью принятия управленческих решений, которые должны быть основаны на анализе всех факторов ситуации и возможных последствий.
Специфична позиция учителя, владеющего проблемой и поставленного в условия выбора средств ее разрешения.
Оказание помощи предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к проблеме. Помогающее поведение учителя должно быть направлено на прояснение сущности препятствий и совместный с учащимся выбор оптимального варианта их преодоления.
Повышению эффективности профориентационной работы способствует система «гимназия - вуз», не только раскрывающая новые возможности для взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, но и обеспечивающая более успешное развитие гармоничной и разносторонне развитой личности.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз» осуществляется следующими формами работы:
- профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии [1];
- психолого-педагогическая консультация, содействующая выбору профессии в соответствии с интересами, способностями учащихся, их особенностями;
- тесное взаимодействие педагогического коллектива (классный руководитель, психолог, администрация) с родителями учащихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика. Однако такая «помощь» в профессиональном самоопределении может породить проблемы, т.к. родители зачастую не видят или не хотят видеть некоторые особенности детей и исходят из собственных представлений о том, какую профессию следует выбрать их ребенку.
Педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности для самореализации учащихся, помочь осознать свое призвание, соотнести склонности и способности с требованиями предполагаемой профессиональной деятельности. Результатом педагогического сопровождения является готовность выпускников гимназии к сознательному выбору профессии, сформировавшаяся профессиональная направленность, выражающаяся в овладении учащимися ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей.
Выводы. Следовательно, профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися, предполагает системную работу многих специалистов. Концепция профориентационной работы может осуществляться только при взаимодействии различных социальных институтов, должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать классный руководитель, преподаватели, психолог, администрация школы и родители. Только систематическая профессионально ориентированная работа совместно с учреждениями высшего профессионального образования поможет учащимся не только в выборе профессии, но и окажет помощь как в организации учебной деятельности, так и в становлении жизненного самоопределения.
Рецензенты
-
Апакаев П.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
-
Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»; г. Йошкар-Ола.