Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ГИМНАЗИЯ-ВУЗ»

Протасова Н.Б. 1
1 ГБОУ РМЭ "Экономико-правовая гимназия"
В статье проведен анализ проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в системе непрерывного образования. Важность подготовки учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе как системы педагогической деятельности, содействующей самоопределению. Основой профорентационной работы при формировании профессиональной направленности учащихся является педагогическое сопровождение. Автором в работе предложен свой взгляд на педагогическое сопровождение как действие субъектов образовательно-воспитательного процесса (преподаватель, психолог, родитель, руководитель), дополняющее действие другого субъекта (обучаемого, воспитанника) для оказания поддержки в формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению на основе согласования индивидуальных и социально-профессиональных потребностей и осознанного выбора профиля обучения и направления дальнейшей профессиональной деятельности. Повышению эффективности профориентационной работы способствует система «гимназия-вуз», раскрывающая новые возможности не только для взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, но и обеспечивающая более успешное развитие гармоничной и разносторонне развитой личности. Концепция профориентационной работы может осуществляться только при взаимодействии различных социальных институтов, должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать классный руководитель, преподаватели, психолог, администрация школы и родители. Только систематическая профессионально ориентированная работа совместно с учреждениями высшего профессионального образования поможет учащимся не только в выборе профессии, но и окажет помощь в организации, как учебной деятельности, так и становления жизненного самоопределения.
профориентационная работа
профильное обучение
профессиональное самоопределение учащихся
педагогическое сопровождение
1. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. - 2003. - № 1. - С. 37-43.
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). - Ростов н/Д : Изд. РГПУ. - 2006. - Т. 1. - 420 с.
3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 32-39.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования // Вестник образования. - 2002. - № 4. - С. 5-26.
5. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 3(10). - С. 7-24.
6. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : методич. пособ. для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М. : Изд. центр «Академия», 2007. - 128 с.
7. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб. : Речь, 2004. - 210 с.
8. Эльканова П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 19 с.
Введение

Профильное обучение с позиции системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов рассматривается как сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося, обучающихся друг с другом, направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию [6].

Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе и следуя логике Концепции модернизации российского образования, кажется очевидным, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе в целом. Исходя из этого перед образовательными учреждениями возникает необходимость подготовить выпускников самостоятельно включаться в систему профессионального выбора нарастающего потока информации, совершенствовать умения, получаемые в процессе изучения профилирующих предметов, быть ответственным за свой выбор.

Цель исследования. Важность подготовки учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов относительно избираемых ими профилирующих направлений, будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности [4].

Основой профориентационной работы при формировании профессиональной направленности учащихся является педагогическое сопровождение - особая сфера деятельности, ориентированная на взаимодействие со школьником в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятия решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней [3]. Целью такого сопровождения является создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, т.е. относиться к себе как к субъекту собственной жизни) и знакомство с миром профессий. Необходимо отметить, что в процессе педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся немаловажным является взаимодействие общеобразовательного учреждения с вузом. Подобное сотрудничество обеспечит успешность дальнейшего обучения выпускников школы в учреждениях высшего профессионального образования.

Материал и методика исследования. В качестве основного метода исследования был использован теоретический метод - анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и научно-методической литературы. В понятии «педагогическое сопровождение» отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.Н. Тубельский), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.Л. Ливанов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.), о педагогической поддержке (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков).

Ф.И. Фрумин, В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение [7].

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития [5].

По мнению П.А. Элькановой, педагогическое сопровождение - это пролонгированная педагогическая поддержка [8].

С.Н. Чистякова [6] описывает педагогическое сопровождение самоопределения учащихся как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьниками по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Результаты исследования и их обсуждение. Разделяя эти точки зрения, мы рассматриваем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения как действие субъектов образовательно-воспитательного процесса (преподаватель, психолог, родитель, руководитель), дополняющее действие другого субъекта (обучаемого, воспитанника) для оказания помощи в формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению на основе согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и осознанного выбора профиля обучения и направления дальнейшей профессиональной деятельности.

Наибольшую значимость для учащихся педагогическое сопровождение приобретает в период, предшествующий окончанию школы. Вместе с тем это не означает, что иные периоды исключают оказание этой специфической помощи. Учащиеся старших классов, в силу возрастных особенностей, испытывают потребность в поддержке своих усилий быть самостоятельными. Интеллектуальная жизнь в этом возрасте протекает на фоне повышенной эмоциональности и максимализма. Умение учителя приходить на помощь, «помогающее поведение» способствуют решению возникающих проблем. Е.В. Бондаревская к условиям «помогающего поведения» относит:

  • умение переводить поиск жизненного пути на ценностно-рефлексивный личностный уровень посредством сближения задачи и факта ее решения;
  • умение востребовать не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений изменения;
  • эффективность творческих решений, соответствующих новым условиям жизни, зависит от содержания базовых ценностей (помощь, справедливость, творчество) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания: мотивированием, интеллектуальной самооценкой, психологической защитой и т.д. [2].

Особенность «помогающей» деятельности учителя определяется тем, что она связана с необходимостью принятия управленческих решений, которые должны быть основаны на анализе всех факторов ситуации и возможных последствий.

Специфична позиция учителя, владеющего проблемой и поставленного в условия выбора средств ее разрешения.

Оказание помощи предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к проблеме. Помогающее поведение учителя должно быть направлено на прояснение сущности препятствий и совместный с учащимся выбор оптимального варианта их преодоления.

Повышению эффективности профориентационной работы способствует система «гимназия - вуз», не только раскрывающая новые возможности для взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, но и обеспечивающая более успешное развитие гармоничной и разносторонне развитой личности.

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз» осуществляется следующими формами работы:

  • профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии [1];
  • психолого-педагогическая консультация, содействующая выбору профессии в соответствии с интересами, способностями учащихся, их особенностями;
  • тесное взаимодействие педагогического коллектива (классный руководитель, психолог, администрация) с родителями учащихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика. Однако такая «помощь» в профессиональном самоопределении может породить проблемы, т.к. родители зачастую не видят или не хотят видеть некоторые особенности детей и исходят из собственных представлений о том, какую профессию следует выбрать их ребенку.

Педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности для самореализации учащихся, помочь осознать свое призвание, соотнести склонности и способности с требованиями предполагаемой профессиональной деятельности. Результатом педагогического сопровождения является готовность выпускников гимназии к сознательному выбору профессии, сформировавшаяся профессиональная направленность, выражающаяся в овладении учащимися ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей.

Выводы. Следовательно, профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися, предполагает системную работу многих специалистов. Концепция профориентационной работы может осуществляться только при взаимодействии различных социальных институтов, должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать классный руководитель, преподаватели, психолог, администрация школы и родители. Только систематическая профессионально ориентированная работа совместно с учреждениями высшего профессионального образования поможет учащимся не только в выборе профессии, но и окажет помощь как в организации учебной деятельности, так и в становлении жизненного самоопределения.

Рецензенты

  • Апакаев П.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»; г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Протасова Н.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ГИМНАЗИЯ-ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5850 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674