В педагогической практике используются различные методы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, психологические и иные тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии и др.
Одним из эффективных методов проведения занятий для обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях являются мастер-классы. Мастер-класс - это метод проведения занятия, которая основана на практических действиях, с помощью демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи [5]. Мастер-классы можно использовать как метод проведения занятий в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях.
При обучении в учреждениях среднего профессионального образования можно выделить следующие виды мастер-классов:
- Производственные - это мастер-классы, которые проводятся специалистами на предприятиях, с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим технологиям;
- Учебно-образовательные - это мастер-классы, которые проводятся преподавателем или мастером производственного обучения, с целью совершенствования умений и навыков, необходимых обучающимся в будущей профессиональной деятельности;
- Учебно-профессиональные - это мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня.
Использовать виды мастер-классов можно в процессе подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, они могут способствовать формированию и совершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, которые ему пригодятся в различных видах профессиональной деятельности. Для специалистов индустрии питания основными видами деятельности являются: организация питания, организация обслуживания, маркетинговой деятельности, контроля качества продукции и услуг, выполнения работ по рабочим профессиям и др. Реализация перечисленных видов деятельности невозможна без формирования совокупности коммуникативных умений, являющихся составной частью общекультурных и профессиональных компетенций.
Коммуникативные умения специалистов сферы обслуживания - это составляющая профессиональных умений, совокупность осознанных, целенаправленных освоенных умственных и практических действий на основе продуктивного применения знаний о профессиональной деятельности специалистов сферы обслуживания, функций и структуры общения, основных техник коммуникации, обеспечивающих реализацию следующих видов деятельности: организация питания, организация обслуживания, маркетинговая деятельность, контроль качества продукции и услуг, выполнение работ по рабочим профессиям и должностям служащих в организациях общественного питания.
Структура коммуникативных умений включает: диалогово-речевые, информационно-технологические, аудио-контактные, аналитико-управленческие, оценочно-рефлексивные умения.
Перечисленные группы коммуникативных умений могут быть сформированы с помощью использования мастер-классов в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях (табл.1).
Таблица 1. Формирование коммуникативных умений с помощью использования мастер-классов
Теоретическое обучение |
Производственное обучение |
Внеаудиторное обучение |
||
1. Цель |
||||
|
|
|
||
2. Вид мастер-класса |
||||
учебно-образовательный мастер-класс |
производственный, учебно-образовательный мастер-класс |
учебно-профессиональный мастер-класс |
||
3. Методы, средства |
||||
методы: решение проблемных ситуаций (разрешение конфликтной ситуации), демонстрация опыта (обслуживание посетителя, сервировка стола) и др. средства: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал, мультимедийные презентации, технологические карты и др. |
||||
4. Деятельность преподавателя (мастера), студентов |
||||
Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
|
Деятельность мастера:
Деятельность студентов:
|
Деятельность студентов (организаторов):
Деятельность студентов (слушателей):
|
Для эффективной организации мастер-класса необходимо соблюдать следующие требования [3], [5], [8]:
- Мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
- Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
- При проведении мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения проблемы: выделение проблемы - панель (этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости) - объединение в группы для решения проблемы - работа с материалом - представление результатов работы - обсуждение и корректировка результатов работы.
В качестве примера мастер-класс для специалистов индустрии питания может быть проведён следующим образом (табл.2): [1], [2], [4], [5], [6].
Таблица 2. Структура внеаудиторного мастер-класса: «Сервировка стола»
Структура мастер-класса |
Деятельность студентов (организаторов) |
Деятельность студентов (слушателей) |
1. Организационный момент: приветствие, цель мастер-класса, выделение проблемы. |
Приветствие, постановка цели мастер-класса, выделение проблемы. |
Восприятие и осознание цели и проблемы мастер-класса. |
2. Актуализация опорных знаний: беседа со студентами по следующим вопросам: - Что такое сервировка? - Какие виды сервировки стола Вы знаете? - Чем виды сервировки стола отличаются друг от друга? |
Задают вопросы, слушают и корректируют ответы. |
Отвечают на вопросы, слушают ответы других студентов (слушателей) и правильные ответы студентов (организаторов). |
3. Объединение студентов в группы для решения проблемы. Работа с материалом. |
Объединение студентов в группы для решения проблемы. Объяснение правильных видов сервировок стола с помощью мультимедийной презентации и наглядных сервировок стола. Выдача заданий для различной сервировки стола каждой группе. |
Восприятие и осознание материала, выполнение заданий группами. |
4. Представление результатов работы. |
Оценка, корректировка выполненных заданий. |
Исправление неточностей, представление работы, высказывание замечаний к работам студентов (слушателей) других групп. |
5. Рефлексия. |
Выдача рефлексивно-оценочных листов, определение победителей. |
Заполнение рефлексивно-оценочных листов. |
Таким образом, использование мастер-классов в подготовке будущих специалистов сферы обслуживания будет являться эффективным методом проведения занятия, который способствует формированию совокупности профессиональных коммуникативных умений, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста на рынке труда.
Рецензенты:
- Груздева М. Л., д.п.н., доцент, профессор, ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», г. Нижний Новгород.
- Лагунова М. В., д.п.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.