Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МАСТЕР-КЛАСС КАК МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Галкина Е.Н. 1
1 ГОУ ВПО «Волжский инженерно-педагогический университет», Н.Новгород
Внедрение ФГОС предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Одним из эффективных методов проведения занятий для обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях являются мастер-классы. Мастер-классы можно использовать как метод проведения занятий в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях. Использовать виды мастер-классов можно в процессе подготовки будущих специалистов сферы обслуживания они могут способствовать формированию и совершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, которые ему пригодятся в различных видах профессиональной деятельности. Для специалистов индустрии питания основными видами деятельности являются организации питания, организации обслуживания, маркетинговой деятельности, контроле качества продукции и услуг, выполнении работ по рабочим профессиям и др. Реализация перечисленных видов деятельности невозможна без формирования совокупности коммуникативных умений, являющихся составной частью общекультурных и профессиональных компетенций. Структура коммуникативных умений включает: диалогово-речевые, информационно-технологические, аудио-контактные, аналитико-управленческие, оценочно-рефлексивные умения. Перечисленные группы коммуникативных умений могут быть сформированы с помощью использования мастер-классов в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях.
специалисты сферы обслуживания.
мастер-класс
коммуникативные умения
1. Атаулова О. В. К вопросу о структурной схеме урока. - М.: Эслан, 2003. - С.117-119.
2. Жеребцова О. Сервировка стола. Практическое руководство. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 32 с.
3. Решетникова А. В. Методология проведения мастер-классов, семинаров и тренингов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 80 с.
4. Русских Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия// Методист. - 2003. - №1. - С.30-39.
5. Слюдеева Е. В. Организация и проведение мастер-класса. - Новомичуринск, 2009. - 20 с.
6. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100114 «Организация обслуживания в общественном питании». - М., 2010. - 34 с.
8. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. - М.: Генезис, 2010. - 342 с.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения для среднего профессионального образования изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Внедрение ФГОС предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий [7]. 

В педагогической практике используются различные методы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, психологические и иные тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии и др.

Одним из эффективных методов проведения занятий для обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях являются мастер-классы. Мастер-класс - это метод проведения занятия, которая основана на практических действиях, с помощью демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи [5]. Мастер-классы можно использовать как метод проведения занятий в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях.

При обучении в учреждениях среднего профессионального образования можно выделить следующие виды мастер-классов:

  1. Производственные - это мастер-классы, которые проводятся специалистами на предприятиях, с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим технологиям;
  2. Учебно-образовательные - это мастер-классы, которые проводятся преподавателем или мастером производственного обучения, с целью совершенствования умений и навыков, необходимых обучающимся в будущей профессиональной деятельности;
  3. Учебно-профессиональные - это мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня.

Использовать виды мастер-классов можно в процессе подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, они могут способствовать формированию и совершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, которые ему пригодятся в различных видах профессиональной деятельности.  Для специалистов индустрии питания основными видами деятельности являются: организация питания, организация обслуживания, маркетинговой деятельности, контроля качества продукции  и услуг, выполнения работ  по рабочим профессиям и др.  Реализация перечисленных видов деятельности невозможна без формирования совокупности коммуникативных умений, являющихся составной частью общекультурных и профессиональных компетенций.

Коммуникативные умения специалистов сферы обслуживания - это составляющая профессиональных умений, совокупность осознанных, целенаправленных освоенных умственных и практических действий на основе продуктивного применения знаний о профессиональной деятельности специалистов сферы обслуживания, функций и структуры общения, основных техник коммуникации, обеспечивающих реализацию следующих видов деятельности: организация питания, организация обслуживания, маркетинговая деятельность, контроль качества продукции  и услуг, выполнение работ  по рабочим профессиям и должностям служащих в организациях общественного питания.

Структура коммуникативных умений включает: диалогово-речевые, информационно-технологические, аудио-контактные, аналитико-управленческие, оценочно-рефлексивные умения.

Перечисленные группы коммуникативных умений могут быть сформированы с помощью использования мастер-классов в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях (табл.1).

Таблица 1. Формирование коммуникативных умений с помощью использования мастер-классов

Теоретическое обучение

Производственное обучение

Внеаудиторное обучение

1. Цель

  • формирование диалогово-речевых (правильно строить речь, грамотно строить диалог), аудио-контактных (выслушать собеседника) умений.
  • формирование информационно-технологических умений (преподнести персоналу информацию об организации работ по обслуживанию клиентов, о  работе производства, о контроле соблюдения технологического процесса производства).
  • формирование аналитико-управленческих (анализировать производственные ситуации, урегулировать производственные конфликты) и оценочно-рефлексивных (оценить ответную реакцию собеседника, корректировать техники общения)  умений.

 

2. Вид мастер-класса

учебно-образовательный мастер-класс

производственный, учебно-образовательный мастер-класс

учебно-профессиональный мастер-класс

3. Методы, средства

методы: решение проблемных ситуаций (разрешение конфликтной ситуации), демонстрация опыта (обслуживание посетителя, сервировка стола) и др.

средства: компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал, мультимедийные презентации, технологические карты и др.

4. Деятельность преподавателя (мастера), студентов

Деятельность преподавателя:

 

  • методическая разработка мастер-класса;
  • проведение и организация мастер-класса.

 

 

 

 

Деятельность студентов:

  • участие в мастер-классе под руководством преподавателя (участие в диалоге, составление меню, акций для предприятий общественного питания, восприятие материала, который рассказывают другие студенты и др.).

Деятельность мастера:

  • методическая разработка мастер-класса;
  • организация проведения мастер-класса на предприятии общественного питания или в лаборатории образовательного учреждения;
  • проведение мастер-класса.

 

 

Деятельность студентов:

  • участие в мастер-классе под руководством мастера (участие в решении проблемных ситуаций -обслуживание посетителей, правильная сервировка стола в различных заведениях общественного питания и др.).

Деятельность студентов (организаторов):

  • подготовка к проведению мастер-класса (создание мультимедийных презентаций, разработка раздаточного материала и др.);
  • распределение обязанностей между студентами, проводящими мастер-класс;
  • проведение мастер-класса.

Деятельность студентов (слушателей):

  • участие в мастер-классе под руководством студентов (организаторов): решение и анализ конфликтных ситуаций, оценка реакции собеседника на поведение в конфликтной ситуации.

Для эффективной организации мастер-класса необходимо соблюдать следующие требования [3], [5], [8]:

  1. Мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
  2. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
  3. При проведении мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения проблемы: выделение проблемы - панель (этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости) - объединение в группы для решения проблемы - работа с материалом - представление результатов работы - обсуждение и корректировка результатов работы.

В качестве примера мастер-класс для специалистов индустрии питания может быть проведён следующим образом (табл.2): [1], [2], [4], [5], [6].

 Таблица 2. Структура внеаудиторного мастер-класса: «Сервировка стола»

Структура мастер-класса

Деятельность студентов (организаторов)

Деятельность студентов (слушателей)

1. Организационный момент: приветствие, цель мастер-класса, выделение проблемы.

Приветствие, постановка цели мастер-класса, выделение проблемы.

Восприятие и осознание цели и проблемы мастер-класса.

2. Актуализация опорных знаний: беседа со студентами по следующим вопросам:

- Что такое сервировка?

- Какие виды сервировки стола Вы знаете?

- Чем виды сервировки стола отличаются друг от друга?

Задают вопросы, слушают и корректируют ответы.

Отвечают на вопросы, слушают ответы других студентов (слушателей) и правильные ответы студентов (организаторов).

3. Объединение студентов в группы для решения проблемы. Работа с материалом.

Объединение студентов в группы для решения проблемы. Объяснение правильных видов сервировок стола с помощью мультимедийной презентации и наглядных сервировок стола.

Выдача заданий для различной сервировки стола каждой группе.

Восприятие и осознание материала, выполнение заданий группами.

4. Представление результатов работы.

Оценка, корректировка выполненных заданий.

Исправление неточностей, представление работы, высказывание замечаний к работам студентов (слушателей) других групп.

5. Рефлексия.

Выдача рефлексивно-оценочных листов, определение победителей.

Заполнение рефлексивно-оценочных листов.

Таким образом, использование мастер-классов в подготовке будущих специалистов сферы обслуживания будет являться эффективным методом проведения занятия, который способствует формированию совокупности профессиональных коммуникативных умений, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста на рынке труда.

Рецензенты:

  • Груздева М. Л., д.п.н., доцент, профессор, ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет», г. Нижний Новгород.
  • Лагунова М. В., д.п.н., профессор,  профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Галкина Е.Н. МАСТЕР-КЛАСС КАК МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5831 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674