Поставленная цель определила методологию исследования, основанную на анализе существующих в настоящее время в Российской Федерации бюджетно-налоговых отношений по перераспределению финансовых ресурсов между центром и регионами и схематичном моделировании их выравнивающего эффекта на разных бюджетных уровнях. Сравнительный анализ статистических показателей межбюджетных трансфертов, налоговых и неналоговых доходов регионов позволяет дополнить картину влияния данной модели отношений на минимизацию региональной дифференциации.
Именно задача выявления действенности данной модели определяет необходимость дальнейшего исследования и поиск путей повышения ее эффективности.
Исследование бюджетно-налоговых отношений, как и любых процессов государственного регулирования, базируется, прежде всего, на выявлении их нормативно-правовой базы. На основе анализа действующего бюджетного и налогового законодательства в таблице 1 сгруппированы наиболее значимые положения регулирующих правовых актов. Критерием группировки служит степень воздействия применения конкретного положения на процессы уменьшения региональных различий. В представленной таблице предлагается классификация основных применяемых правовых норм на группы, которые оказывают значительное, умеренное и незначительное воздействие. Приведенная группировка базируется на анализе публикаций многих ведущих отечественных экономистов по данной тематике. Необходимо отметить, что наибольшее влияние на снижение пространственной поляризации регионов оказывают положения Бюджетного (БК РФ) и Налогового (НК РФ) кодексов Российской Федерации и ежегодных законов о федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, регулирующие распределение налоговых и неналоговых доходов и перераспределение бюджетных трансфертов между федеральным и региональным уровнями бюджетов и между уровнями бюджетов субъектов и муниципальными бюджетами (включая трансферты между уровнями внебюджетных фондов). Анализ законодательства, нормативно-правовых актов и правительственных методик показал запутанность и сложность регулирования межбюджетных отношений.
Таблица 1
Группировка правовой базы бюджетно-налогового регулирования по степени воздействия на процессы уменьшения региональных различий [1,2,3]
Степень воздействия |
Сущность регулирования |
Название документа |
Реквизиты акта |
значительное |
Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ |
Гл. 16 Бюджетного Кодекса РФ |
№145-ФЗ от 31.07.98г. |
Распределение налогов и сборов и полномочий по их установлению по трем бюджетным уровням |
Ст.12 Налогового Кодекса РФ |
№ 146-ФЗ от 31.07.98г. |
|
Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации |
Ст.12 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» |
№371-ФЗ от 30.11.11г. |
|
умеренное |
Определение возможности предоставления бюджетных кредитов субъектам и муниципальным образованиям |
Ст.13 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» |
№371-ФЗ от 30.11.11г. |
Регулирование полномочий субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты |
Ст. 58 Бюджетного Кодекса РФ |
№145-ФЗ от 31.07.98г. |
|
Предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов субъектам и муниципальным образованиям |
Ст.14 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» |
№371-ФЗ от 30.11.11г. |
|
незначительное |
Реструктуризация денежных обязательств (задолженности) субъектов и муниципальных образований перед РФ |
Ст.18 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» |
№371-ФЗ от 30.11.11г. |
Списания отдельных видов задолженности субъектов и муниципальных образований перед федеральным бюджетом |
Ст.19 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» |
№371-ФЗ от 30.11.11г. |
|
Предоставление государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации |
ФЗ РФ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» |
№56-ФЗ от 30.04.08г. |
|
Нефтегазовый трансферт для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета |
Ст. 96.8. Бюджетного Кодекса РФ |
№145-ФЗ от 31.07.98г. |
Вышеприведенный законодательный и нормативно-правовой анализ позволил выявить взаимосвязь распределения налоговых и неналоговых доходов бюджетов и фондов трех уровней и выравнивающей методики перераспределения межбюджетных трансфертов в бюджетной системе федеративного государства (рис.1).
Рис. 1. Схема распределения и выравнивания доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы
Представленная схематично взаимосвязь базируется на трехуровневой структуре российского бюджетного устройства, которому соответствует классификационное перераспределение налогов, сборов и обязательных платежей налоговой системы Российской Федерации [2]. Следует особо отметить, что основой взаимосвязи является выравнивающий эффект не только от межбюджетных трансфертов, но и комплекса социальных трансфертов, позволяющих снижать дифференциацию субъектов федерации по уровню и качеству жизни населения. На основе выявленной взаимосвязи смоделирована бюджетно-налоговая схема сглаживания пространственной поляризации регионов России (рис. 2).
Рис. 2. Бюджетно-налоговая схема сглаживания социально-экономического неравенства регионов России
Исследуя бюджетную систему России в аспекте ее влияния на уменьшение региональной дифференциации, выдвинут тезис о несовершенстве правительственной методики нормирования межбюджетного перераспределения доходов ввиду ее недостаточной эффективности. Следует отметить, что в бюджетной системе преобладает значительная централизация налоговых доходов на уровне федерального центра. Это приводит к росту несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов, снижению достаточных стимулов развития их собственной доходной базы и к увеличению объемов встречных выравнивающих финансовых потоков между регионами и федеральным центром и между муниципальными образованиями и субъектами Федерации. Экономический эффект снижается из-за нерационального распределения на первичном этапе финансовых средств, приводящего к их повторному перераспределению [4]. Дальнейшее сглаживание диспропорций в доходах регионов осуществляется посредством различных трансфертных инструментов, таких, как: фонды финансовой поддержки, компенсаций и софинансирования расходов, сформированные за счет перераспределяемых дотаций, субсидий, субвенций на федеральном и региональном уровнях. Однако многочисленность видов предоставляемых трансфертов, сложность и запутанность правительственной методики определения их размеров снижает эффективность сглаживания региональной асимметрии развития регионов и может способствовать повышению коррупции при возможности «ручного управления».
Для подтверждения выдвинутого тезиса о несовершенстве применяемой Правительством РФ методики распределения межбюджетных трансфертов был проведен статистический анализ выделенных сумм дотаций, субсидий и субвенций (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение сумм дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и доходов консолидированных бюджетов федеральных округов [3,6]
Федеральные округи РФ |
Сумма дотаций, тыс. руб. |
Доля в общей сумме, % |
Доходы бюджетов на 1 чел., руб. |
В % к среднему по РФ |
Рейтинг ФО по доходам на 1 чел. |
Российская Федерация |
396995657,90 |
100,00 |
32736 |
100,0 |
|
Дальневосточный ФО |
100035823,8 |
25,2 |
43802 |
133,8 |
3 |
Северо-Кавказский ФО |
87189916,8 |
21,9 |
10298 |
31,5 |
8 |
Сибирский ФО |
66144227,7 |
16,7 |
29635 |
90,5 |
4 |
Центральный ФО |
50672652,8 |
12,8 |
47468 |
145,0 |
2 |
Приволжский ФО |
44464953,5 |
11,2 |
24010 |
73,3 |
5 |
Южный ФО |
22851884,1 |
5,8 |
21737 |
66,4 |
6 |
Северо-Западный ФО |
14863247,3 |
3,7 |
21562 |
65,9 |
7 |
Уральский ФО |
10772951,9 |
2,7 |
49459 |
151,1 |
1 |
Основой сравнительного анализа явилось ранжированное сопоставление сумм выделяемых трансфертов с уровнем собственного вложения субъектов в доходы региона и Федерации. Для иллюстрации в силу ограниченности объемов статьи приведено только соотношение сумм, выделенных на 2012 год дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов по федеральным округам [3] как инструментов с наибольшим выравнивающим эффектом, и среднего уровня налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов федеральных округов [5] в расчете на одного жителя. Можно видеть, что величина дотаций не всегда соотносится с уровнем доходов округов.
Эти выводы подтверждаются и составленной таблицей распределения налоговых и неналоговых доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы (табл. 3).
Таблица 3
Распределение доходов на примере Белгородской области в 2010 году [3,5]
Группа платежей |
Источник распределяемых доходов |
Поступило, млн руб. |
|||
ФБ |
РБ |
МБ |
Σ |
||
Платежи, направляемые только в Федеральный бюджет |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
10357 |
х |
х |
10404 |
Водный налог |
38 |
х |
х |
||
Доходы государства от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) |
0 |
х |
х |
||
Платные госуслуги, продажа госактивов |
9 |
х |
х |
18% |
|
Платежи, направляемые в Региональный бюджет |
Региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) |
х |
4913 |
х |
4913 |
Отчисления от региональных гослотерей |
х |
0 |
х |
9% |
|
Платежи, направляемые в Местный бюджет |
Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) |
х |
х |
2550 |
3287 |
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) |
х |
х |
737 |
6% |
|
Платежи, поступающие в бюджеты всех трех уровней
|
Государственная пошлина |
73 |
0 |
78 |
163 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
3 |
0 |
5 |
||
Пользование природными ресурсами |
0 |
0 |
0 |
||
Безвозмездные поступления |
0 |
0 |
0 |
||
Задолженности и перерасчеты |
1 |
1 |
2 |
0,3% |
|
Платежи, перераспределяемые между Региональным и Местным бюджетами |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
х |
12969 |
5709 |
19594 |
Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСНО) |
х |
879 |
2 |
||
Единый сельскохозяйственный налог |
х |
11 |
24 |
||
Отчисления от федеральных и региональных налогов (по решению региона) |
х |
0 |
0 |
35% |
|
Платежи, перераспределяемые между Федеральным и Региональным бюджетами |
Остальные федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
2066 |
15077 |
х |
17144 |
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов |
0 |
1 |
х |
||
Административные платежи и сборы |
0 |
0 |
х |
30% |
|
Платежи, направляемые во внебюджетные фонды |
Взносы в Федеральные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФ ОМС) |
764 |
х |
х |
940 |
Взносы в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования |
х |
176 |
х |
1,7% |
|
Всего поступило, млн. руб.: |
13311 |
34027 |
9107 |
56445 |
|
В % к общей сумме: |
23,6 |
60,3 |
16,1 |
100 |
Анализ исполнения бюджетов по Белгородской области в 2010 году подтверждает тезис о несовершенстве модели выравнивания регионов. Относительно высокая доля доходов, направляемых в региональный бюджет (60,3 %), в общих доходах региона нивелируется очень низкой долей доходов, поступающих в местные бюджеты (16,1 %). Дотаций на бюджетное выравнивание региону в 2012 году выделено в сумме 565,4 млн руб.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости совершенствования действующей модели бюджетно-налоговых отношений как фактора уменьшения региональной дифференциации. Основным направлением дальнейших исследований целесообразно выбрать совершенствование налоговых инструментов для преодоления тенденций иждивенчества в регионах, повышения самостоятельности субъектов и их мотивации к росту собственных доходов.
Рецензенты:
Ферару Г. С., профессор кафедры организации и управления, д.э.н.,
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина, г. Белгород.
Ягуткин С. М., профессор кафедры экономической теории и экономики АПК, д.э.н., Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина, г. Белгород.