Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Шкромада В.И. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород
Анализируется состояние бюджетно-налоговых отношений в Российской Федерации на предмет определения эффективности их влияния на уменьшение региональной дифференциации. Проведена группировка правовой базы бюджетно-налогового регулирования в России по степени воздействия на минимизацию региональных различий. Определены группы значительного, умеренного и незначительного влияния. Выявлена взаимосвязь распределения налоговых и неналоговых доходов бюджетов и фондов трех уровней и методики перераспределения межбюджетных трансфертов. Выделена, схематично изображена и обоснована модель бюджетно-налогового сглаживания социально-экономического неравенства регионов России. Результаты исследования подтверждают выдвинутый тезис о несовершенстве правительственной методики нормирования межбюджетного перераспределения доходов ввиду ее недостаточной эффективности в сглаживании пространственной поляризации регионов. Основной задачей, требующей решения, является низкий стимулирующий эффект бюджетно-налоговых отношений для развития собственных региональных источников доходов.
региональная дифференциация
межбюджетные трансферты
региональные и местные налоги
федеральные
налоговая система
сглаживание пространственной поляризации регионов
бюджетно-налоговые отношения
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2011. – 374 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2011. – 374 с.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ // Российская газета: Федеральный выпуск. – № 5651, 07.12.11.
4. Саая С. Н. Межбюджетные отношения как главный экономический механизм в выравнивании уровней социально-экономического развития территорий // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. 10.12.07. URL: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=139 (дата обращения 16.12.2011).
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/reservefund/mission/ (дата обращения 20.02.2012).
6. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belg.gks.ru (дата обращения 01.03.2012).
Проблеме бюджетного выравнивания социально-экономического расслоения регионов посвящено значительное количество российских экономических публикаций. В частности, этому направлению научных исследований посвящены работы таких ученых, как В. А. Герасименко, Н. С. Епифанова, М. В. Ряскова, С. Н. Саая, П. Шинкоренко, В. И. Щедров и др. При этом в анализируемых работах мало внимания уделяется уточнению модели распределения доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы Российской Федерации в целях сглаживания  социально-экономического неравенства ее регионов. Решение данной задачи требует дополнительной конкретизации, так как совершенствование формирования существующей бюджетно-налоговой модели сглаживания диспропорций в первую очередь способствует укреплению финансовой самостоятельности бюджетов регионов. Исходя из актуальности вышеизложенной задачи, цель данной работы состоит в необходимости, на основе моделирования действующего распределения доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы Российской Федерации для сглаживания  социально-экономического неравенства ее регионов выделить основные проблемы и их влияние на региональную дифференциацию.

Поставленная цель определила методологию исследования, основанную на анализе существующих в настоящее время в Российской Федерации бюджетно-налоговых отношений по перераспределению финансовых ресурсов между центром и регионами и схематичном моделировании их выравнивающего эффекта на разных бюджетных уровнях. Сравнительный анализ  статистических показателей межбюджетных трансфертов, налоговых и неналоговых доходов регионов позволяет дополнить картину влияния данной модели отношений на минимизацию региональной дифференциации.

Именно задача выявления действенности данной модели определяет необходимость дальнейшего исследования и поиск путей повышения ее эффективности.

Исследование бюджетно-налоговых отношений, как и любых процессов государственного регулирования, базируется, прежде всего, на выявлении их нормативно-правовой базы. На основе анализа действующего бюджетного и налогового законодательства в таблице 1 сгруппированы наиболее значимые положения регулирующих правовых актов. Критерием группировки служит степень воздействия применения конкретного положения на процессы уменьшения региональных различий. В представленной таблице предлагается классификация основных применяемых правовых норм на группы, которые оказывают значительное, умеренное и незначительное воздействие. Приведенная группировка базируется на анализе публикаций многих ведущих отечественных экономистов по данной тематике. Необходимо отметить, что наибольшее влияние на снижение пространственной поляризации регионов оказывают положения Бюджетного (БК РФ) и Налогового (НК РФ) кодексов Российской Федерации и ежегодных законов о федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, регулирующие распределение налоговых и неналоговых доходов и перераспределение бюджетных трансфертов между федеральным и региональным уровнями бюджетов и между уровнями бюджетов субъектов и муниципальными бюджетами (включая трансферты между уровнями внебюджетных фондов). Анализ законодательства, нормативно-правовых актов и правительственных методик показал запутанность и сложность регулирования межбюджетных отношений.

Таблица 1

Группировка правовой базы бюджетно-налогового регулирования по степени воздействия на процессы уменьшения региональных различий [1,2,3]

Степень воздействия

Сущность регулирования

Название документа

Реквизиты акта

значительное

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ

Гл. 16 Бюджетного Кодекса РФ

№145-ФЗ от 31.07.98г.

Распределение налогов и сборов и полномочий по их установлению по трем бюджетным уровням

Ст.12 Налогового Кодекса РФ

№ 146-ФЗ от 31.07.98г.

Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

Ст.12 ФЗ РФ  «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

№371-ФЗ от 30.11.11г.

умеренное

Определение возможности предоставления бюджетных кредитов субъектам и муниципальным образованиям

Ст.13 ФЗ РФ  «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

№371-ФЗ от 30.11.11г.

Регулирование полномочий субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

Ст. 58 Бюджетного Кодекса РФ

№145-ФЗ от 31.07.98г.

Предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов субъектам и муниципальным образованиям

Ст.14 ФЗ РФ  «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

№371-ФЗ от 30.11.11г.

незначительное

Реструктуризация денежных обязательств (задолженности) субъектов и муниципальных образований перед РФ

Ст.18 ФЗ РФ  «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

№371-ФЗ от 30.11.11г.

Списания  отдельных видов задолженности субъектов и муниципальных образований перед федеральным бюджетом

Ст.19 ФЗ РФ  «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

№371-ФЗ от 30.11.11г.

Предоставление государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации

 ФЗ РФ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

№56-ФЗ от 30.04.08г.

Нефтегазовый трансферт для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета

Ст. 96.8. Бюджетного Кодекса РФ

№145-ФЗ от 31.07.98г.

Вышеприведенный законодательный и нормативно-правовой анализ позволил выявить взаимосвязь распределения налоговых и неналоговых доходов бюджетов и фондов трех уровней и выравнивающей методики перераспределения межбюджетных трансфертов в бюджетной системе федеративного государства (рис.1).

pic

Рис. 1. Схема распределения и выравнивания доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы

Представленная схематично взаимосвязь базируется на трехуровневой структуре российского бюджетного устройства, которому соответствует классификационное перераспределение налогов, сборов и обязательных платежей налоговой системы Российской Федерации [2]. Следует особо отметить, что основой взаимосвязи является выравнивающий эффект не только от межбюджетных трансфертов, но и комплекса социальных трансфертов, позволяющих снижать дифференциацию субъектов федерации по уровню и качеству жизни населения. На основе выявленной взаимосвязи смоделирована бюджетно-налоговая схема сглаживания пространственной поляризации регионов России (рис. 2).

pic 

Рис. 2. Бюджетно-налоговая схема сглаживания  социально-экономического неравенства регионов России

Исследуя бюджетную систему России в аспекте ее влияния на уменьшение региональной дифференциации, выдвинут тезис о несовершенстве правительственной методики нормирования межбюджетного перераспределения доходов ввиду ее недостаточной эффективности. Следует отметить, что в бюджетной системе преобладает значительная централизация налоговых доходов на уровне федерального центра. Это приводит к росту несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов, снижению достаточных стимулов развития их собственной доходной базы и к увеличению объемов встречных выравнивающих финансовых потоков между регионами и федеральным центром и между муниципальными образованиями и субъектами Федерации.  Экономический эффект снижается из-за нерационального распределения на первичном этапе финансовых средств, приводящего к их повторному перераспределению [4]. Дальнейшее сглаживание диспропорций в доходах регионов осуществляется посредством различных трансфертных инструментов, таких, как: фонды финансовой поддержки, компенсаций и софинансирования расходов, сформированные за счет перераспределяемых дотаций, субсидий, субвенций на федеральном и региональном уровнях. Однако многочисленность видов предоставляемых трансфертов, сложность и запутанность правительственной методики определения их размеров снижает эффективность сглаживания региональной асимметрии развития регионов и может способствовать повышению коррупции при возможности «ручного управления».

Для подтверждения выдвинутого тезиса о несовершенстве применяемой Правительством РФ методики распределения межбюджетных трансфертов был проведен статистический анализ выделенных сумм дотаций, субсидий и субвенций (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение сумм дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и доходов консолидированных бюджетов федеральных округов [3,6]

Федеральные округи РФ

Сумма дотаций, тыс. руб.

Доля в общей сумме, %

Доходы бюджетов на 1 чел., руб.

В % к среднему по РФ

Рейтинг ФО по доходам на 1 чел.

Российская Федерация

396995657,90

100,00

32736

100,0

 

Дальневосточный ФО

100035823,8

25,2

43802

133,8

3

Северо-Кавказский ФО

87189916,8

21,9

10298

31,5

8

Сибирский ФО

66144227,7

16,7

29635

90,5

4

Центральный ФО

50672652,8

12,8

47468

145,0

2

Приволжский ФО

44464953,5

11,2

24010

73,3

5

Южный ФО

22851884,1

5,8

21737

66,4

6

Северо-Западный ФО

14863247,3

3,7

21562

65,9

7

Уральский ФО

10772951,9

2,7

49459

151,1

1

Основой сравнительного анализа явилось ранжированное сопоставление сумм выделяемых трансфертов с уровнем собственного вложения субъектов в доходы региона и Федерации. Для иллюстрации в силу ограниченности объемов статьи приведено только соотношение сумм, выделенных на 2012 год дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов по федеральным округам [3] как инструментов с наибольшим выравнивающим эффектом, и среднего уровня налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов федеральных округов [5] в расчете на одного жителя. Можно видеть, что величина дотаций не всегда соотносится с уровнем доходов округов.

Эти выводы подтверждаются и составленной таблицей распределения налоговых и неналоговых доходов между бюджетами и фондами бюджетной системы (табл. 3).

Таблица 3

Распределение доходов на примере Белгородской области в 2010 году [3,5]

Группа платежей

Источник распределяемых доходов

Поступило, млн  руб.

ФБ

РБ

МБ

Σ

Платежи, направляемые только в Федеральный бюджет

Налог на добавленную стоимость (НДС)

10357

х

х

 

 

 

10404

Водный налог

38

х

х

Доходы государства от внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

0

х

х

Платные госуслуги, продажа госактивов

9

х

х

18%

Платежи, направляемые в Региональный бюджет

Региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес)

 

х

 

4913

 

х

 

 

4913

Отчисления от региональных гослотерей

х

0

х

9%

Платежи, направляемые в Местный бюджет

Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог)

х

х

2550

 

3287

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

х

х

737

6%

Платежи, поступающие в бюджеты всех трех уровней

 

Государственная пошлина

73

0

78

 

 

 

163

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3

0

5

Пользование природными ресурсами

0

0

0

Безвозмездные поступления

0

0

0

Задолженности и перерасчеты

1

1

2

0,3%

Платежи, перераспределяемые между  Региональным и Местным бюджетами

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

х

12969

5709

 

 

 

19594

Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСНО)

х

879

2

Единый сельскохозяйственный налог

х

11

24

Отчисления от федеральных и региональных налогов (по решению региона)

 

х

 

0

 

0

 

35%

Платежи, перераспределяемые между  Федеральным и Региональным бюджетами

Остальные федеральные налоги (акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

 

2066

 

15077

 

х

 

 

 

 

17144

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

0

1

х

Административные платежи и сборы

0

0

х

30%

Платежи, направляемые во внебюджетные фонды

Взносы в Федеральные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФ ОМС)

 

764

 

х

 

х

 

940

Взносы в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования

 

х

 

176

 

х

1,7%

Всего поступило, млн. руб.:

13311

34027

9107

56445

В % к общей сумме:

23,6

60,3

16,1

100

Анализ исполнения бюджетов по Белгородской области в 2010 году подтверждает тезис о несовершенстве модели выравнивания регионов. Относительно высокая доля доходов, направляемых в региональный бюджет (60,3 %), в общих доходах региона нивелируется очень низкой долей доходов, поступающих в местные бюджеты (16,1 %). Дотаций на бюджетное выравнивание региону в 2012 году выделено в сумме 565,4 млн руб.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости совершенствования действующей модели бюджетно-налоговых отношений как фактора уменьшения региональной дифференциации. Основным направлением дальнейших исследований целесообразно выбрать совершенствование налоговых инструментов для преодоления тенденций иждивенчества в регионах, повышения самостоятельности субъектов и их мотивации к росту собственных доходов.

Рецензенты:

Ферару Г. С., профессор кафедры организации и управления, д.э.н.,

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина, г. Белгород.

Ягуткин С. М., профессор кафедры экономической теории и экономики АПК, д.э.н., Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Я. Горина, г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Шкромада В.И. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР МИНИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5810 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674