Рассмотрим данное понятие с точки зрения каждого компонента и уточним термин «виртуальная телекоммуникативная образовательная среда».
Первоначально уточним понятие «образовательная среда» в узком и широком аспектах.
Образовательная среда в узком аспекте - это часть внешнего пространства, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, модели и стандарты, направленные на обеспечение учебного процесса.
Образовательная среда в широком аспекте - это часть внешнего пространства, противостоящая человеку в окружающем его мире, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, выступающие как система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результат личностного, социального и профессионального развития человека в образовательном учреждении; совокупность сконструированных специальным образом под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.
Далее имеет значение понятие виртуальная среда как абстрактно-мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя, создание подобия реальной обстановки с помощью компьютерных устройств, мультимедиаоперационных и телекоммуникативных средств [1]. При этом телекоммуникации - особая система территориально распределенных интегрированных информативно-визуальных и компьютерных сетей, предназначенных для обеспечения надежной, оперативной и защищенной передачи данных между структурными подразделениями организаций и призванных обеспечить доступ пользователей к единым общим и локальным ресурсам вузовских информационных систем. Телекоммуникативность - способность включения субъектов обучения в телекоммуникационный процесс, а именно процесс виртуального общения посредством передачи учебного контента от головного вуза к территориально распределенным дистанционным центрам [1].
Исходя из всего вышесказанного виртуальная телекоммуникативная образовательная среда - это часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно-визуальных, компьютерных, мультимедиаоперационных образовательных средств и предназначенного для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Это особым образом организованная комплексная система, реализующая с помощью разветвленной мультимедийной инфраструктуры ощущение непосредственного вхождения в учебный процесс и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Это образовательный процесс, подобие реальной обстановки, представленной в сознании субъектов обучения как реально происходящее посредством телекомпьютерных устройств (звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями) [1].
Виртуальная телекоммуникативная образовательная среда позволяет осуществить непрерывный образовательный процесс в любом месте дислокации, будь то головной вуз или распределенные центры дистанционного обучения, и погрузить обучающихся в языковую атмосферу, тождественную реальной. Мы рассматриваем такую виртуальную среду как единый макромодуль, в который входят образовательный контент головного вуза (приемопередающий спутник, видео, звук, данные, модуль односторонней спутниковой передачи, модуль двусторонней спутниковой передачи, модуль приема данных, модуль приема и передачи данных, образовательный контент распределенного вуза, виртуальный модуль, информационный модуль, обучающий модуль ЛОКП - лингвистические обучающие компьютерные программы, учебные элементы каждого модуля, электронные формы контроля - текущий, промежуточный, рубежный, итоговый, уровни языковой компетенции, система оценивания языковых компетенций студентов).
В рассматриваемой нами виртуальной телекоммуникативной образовательной среде, в которой мы организовываем подготовку студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка, важны следующие дефиниции: постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.
- Постепенная наполняемость модуля. Под постепенной наполняемостью модуля мы понимаем планомерное замещение элементов виртуальной среды реальными. Это осуществляется посредством интерактивного обучения (коллективные и компьютерные тренинги, слайд- и видеолекции, импрессинговые фильмы, деловая игра), повышения социокультурного уровня работников и студентов вуза. Приобретая коммуникативные навыки в виртуальной среде, студенты переносят их в реальный образовательный процесс, моделируют подобные ситуации во время коллективных тренингов.
- Абсолютная идентичность воспроизведения. Под абсолютной идентичностью воспроизведения мы понимаем абсолютное 100%-ное «наложение» виртуальной телекоммуникативной среды на реальную образовательную среду. При этом мы принимаем во внимание четыре вида речевой деятельности - аудирование, чтение, письмо, устную речь (монологическую и диалогическую). Тем не менее целесообразно учесть одно исключение: наложение приобретенных фонетических навыков не всегда совпадает с произносительными навыками носителей языка.
- Универсальность воспроизведения. Воспроизводить материал можно повсеместно, независимо от степени удаленности от «пилотного» центра. Это достигается посредством разветвленной информационной телекоммуникативной мультимедийной сети, которая обеспечивает качественное образование в равной степени и в отдаленных районах, и в крупных мегаполисах.
- Эффект прогнозируемого ожидания. Под эффектом прогнозируемого ожидания мы подразумеваем ожидаемую разницу между реальной и предполагаемой динамикой качественных показателей по всем параметрам: в языковых компетенциях студентов, структурных компонентах модели: потребностно-мотивационном, эмоционально-волевом, когнитивном, деятельностном, оценочном с учетом создания для этого необходимых условий посредством включения в учебный процесс единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.
В соответствии с квалификационными характеристиками специалистов, заканчивающих высшее учебное заведение, ставятся следующие основные задачи: специалист должен уметь самостоятельно работать на иностранном языке со специальной литературой, с каталогами, патентами, зарубежными журналами по профилю вуза, выделять новую информацию и ключевые фрагменты текста, приобрести навыки и умение вести беседу с зарубежными коллегами на профессиональные темы при участии в международных конференциях. Для выполнения всех этих задач мы используем дистанционно-модульный подход при изучении иностранного языка, который, на наш взгляд, не только обеспечивает достижения квалификационных характеристик, но и подготавливает студента к вхождению в социально-профессиональную среду.
Для этой цели необходима интеграция как новых обучающих технологий, так и традиционных. Как показали различные исследования, одной из наиболее эффективных технологий является модульное обучение студентов иностранному языку.
Основная идея этой технологии состоит в расчленении содержания каждой дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами. Как отмечала в своих исследованиях П.А. Юцявичене, «модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей блок целевых действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей» [2; 3].
Дистанционно-модульный подход предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Студенты должны знать перечень основных понятий, знаний и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после его изучения [4; 5].
На основании вышеизложенного и опираясь на практический опыт по исследуемой теме, мы делаем следующие выводы.
- Наиболее эффективным средством организации подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду является дистанционно-модульный подход при изучении иностранного языка с применением возможностей виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.
- Социально-профессиональная направленность подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду способствует пробуждению интереса к будущей специальности, мобилизует внутренний потенциал студентов (психический, эмоциональный, волевой) на овладение будущей профессией, развивает творческий поиск, инициативу и мышление будущих специалистов.
- Основной акцент в дистанционно-модульном подходе к изучению иностранного языка в виртуальной телекоммуникативной образовательной среде делается на организацию различных видов самостоятельной деятельности обучаемых и изменение статуса преподавателя (из передатчика информации он превращается в координатора учебного процесса).
- Обучение студентов в условиях единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые обеспечивают организацию подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка, что необходимо для быстрой и безболезненной адаптации в профессиональной деятельности.
- Экспериментально установлено, что качество усвоения знаний, передаваемых опосредованно (через учебники, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, интернет-семинары и др.), по меньшей мере, не уступает качеству обучения методам прямых контактов с преподавателем. Это позволяет использовать принцип экстерриториальности при подборе профессорско-преподавательского состава (ППС). Потенциальная компетентность экстерриториального (проживающего в различных городах и странах) ППС неизмеримо выше традиционного, набираемого в одном городе.
- Изменяются формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным (лекция, семинар, контрольные и проверочные работы) приходят активные формы обучения (ролевые игры, коллективные и индивидуальные тренинги, разновидности дискуссий и т.д.). Появляются возможности партнерства как основы взаимодействия преподавателя и обучаемых.
- Изменение целей, содержания и формы обучения оказывает существенное влияние на организацию подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка.
Рецензенты:
- Шабанов А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», г. Новосибирск.
- Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор НИР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.