Рассмотрим данное понятие с точки зрения каждого компонента и уточним термин «виртуальная телекоммуникативная образовательная среда».
Первоначально уточним понятие «образовательная среда» в узком и широком аспектах.
Образовательная среда в узком аспекте - это часть внешнего пространства, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, модели и стандарты, направленные на обеспечение учебного процесса.
Образовательная среда в широком аспекте - это часть внешнего пространства, противостоящая человеку в окружающем его мире, заполненная информационными ресурсами и включающая в себя образовательные технологии, выступающие как система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результат личностного, социального и профессионального развития человека в образовательном учреждении; совокупность сконструированных специальным образом под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.
Далее имеет значение понятие виртуальная среда как абстрактно-мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя, создание подобия реальной обстановки с помощью компьютерных устройств, мультимедиаоперационных и телекоммуникативных средств [1]. При этом телекоммуникации - особая система территориально распределенных интегрированных информативно-визуальных и компьютерных сетей, предназначенных для обеспечения надежной, оперативной и защищенной передачи данных между структурными подразделениями организаций и призванных обеспечить доступ пользователей к единым общим и локальным ресурсам вузовских информационных систем. Телекоммуникативность - способность включения субъектов обучения в телекоммуникационный процесс, а именно процесс виртуального общения посредством передачи учебного контента от головного вуза к территориально распределенным дистанционным центрам [1].
Исходя из всего вышесказанного виртуальная телекоммуникативная образовательная среда - это часть внешнего пространства, объединенного сплошной сетью информативно-визуальных, компьютерных, мультимедиаоперационных образовательных средств и предназначенного для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Это особым образом организованная комплексная система, реализующая с помощью разветвленной мультимедийной инфраструктуры ощущение непосредственного вхождения в учебный процесс и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Это образовательный процесс, подобие реальной обстановки, представленной в сознании субъектов обучения как реально происходящее посредством телекомпьютерных устройств (звуком, зрительными образами, тактильными ощущениями) [1].
Виртуальная телекоммуникативная образовательная среда позволяет осуществить непрерывный образовательный процесс в любом месте дислокации, будь то головной вуз или распределенные центры дистанционного обучения, и погрузить обучающихся в языковую атмосферу, тождественную реальной. Мы рассматриваем такую виртуальную среду как единый макромодуль, в который входят образовательный контент головного вуза (приемопередающий спутник, видео, звук, данные, модуль односторонней спутниковой передачи, модуль двусторонней спутниковой передачи, модуль приема данных, модуль приема и передачи данных, образовательный контент распределенного вуза, виртуальный модуль, информационный модуль, обучающий модуль ЛОКП - лингвистические обучающие компьютерные программы, учебные элементы каждого модуля, электронные формы контроля - текущий, промежуточный, рубежный, итоговый, уровни языковой компетенции, система оценивания языковых компетенций студентов).
В рассматриваемой нами виртуальной телекоммуникативной образовательной среде, в которой мы организовываем подготовку студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка, важны следующие дефиниции: постепенная наполняемость модуля, абсолютная идентичность воспроизведения, универсальность воспроизведения, эффект прогнозируемого ожидания.
- Постепенная наполняемость модуля. Под постепенной наполняемостью модуля мы понимаем планомерное замещение элементов виртуальной среды реальными. Это осуществляется посредством интерактивного обучения (коллективные и компьютерные тренинги, слайд- и видеолекции, импрессинговые фильмы, деловая игра), повышения социокультурного уровня работников и студентов вуза. Приобретая коммуникативные навыки в виртуальной среде, студенты переносят их в реальный образовательный процесс, моделируют подобные ситуации во время коллективных тренингов.
- Абсолютная идентичность воспроизведения. Под абсолютной идентичностью воспроизведения мы понимаем абсолютное 100%-ное «наложение» виртуальной телекоммуникативной среды на реальную образовательную среду. При этом мы принимаем во внимание четыре вида речевой деятельности - аудирование, чтение, письмо, устную речь (монологическую и диалогическую). Тем не менее целесообразно учесть одно исключение: наложение приобретенных фонетических навыков не всегда совпадает с произносительными навыками носителей языка.
- Универсальность воспроизведения. Воспроизводить материал можно повсеместно, независимо от степени удаленности от «пилотного» центра. Это достигается посредством разветвленной информационной телекоммуникативной мультимедийной сети, которая обеспечивает качественное образование в равной степени и в отдаленных районах, и в крупных мегаполисах.
- Эффект прогнозируемого ожидания. Под эффектом прогнозируемого ожидания мы подразумеваем ожидаемую разницу между реальной и предполагаемой динамикой качественных показателей по всем параметрам: в языковых компетенциях студентов, структурных компонентах модели: потребностно-мотивационном, эмоционально-волевом, когнитивном, деятельностном, оценочном с учетом создания для этого необходимых условий посредством включения в учебный процесс единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.
В соответствии с квалификационными характеристиками специалистов, заканчивающих высшее учебное заведение, ставятся следующие основные задачи: специалист должен уметь самостоятельно работать на иностранном языке со специальной литературой, с каталогами, патентами, зарубежными журналами по профилю вуза, выделять новую информацию и ключевые фрагменты текста, приобрести навыки и умение вести беседу с зарубежными коллегами на профессиональные темы при участии в международных конференциях. Для выполнения всех этих задач мы используем дистанционно-модульный подход при изучении иностранного языка, который, на наш взгляд, не только обеспечивает достижения квалификационных характеристик, но и подготавливает студента к вхождению в социально-профессиональную среду.
Для этой цели необходима интеграция как новых обучающих технологий, так и традиционных. Как показали различные исследования, одной из наиболее эффективных технологий является модульное обучение студентов иностранному языку.
Основная идея этой технологии состоит в расчленении содержания каждой дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами. Как отмечала в своих исследованиях П.А. Юцявичене, «модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей блок целевых действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей» [2; 3].
Дистанционно-модульный подход предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Студенты должны знать перечень основных понятий, знаний и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после его изучения [4; 5].
На основании вышеизложенного и опираясь на практический опыт по исследуемой теме, мы делаем следующие выводы.
- Наиболее эффективным средством организации подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду является дистанционно-модульный подход при изучении иностранного языка с применением возможностей виртуальной телекоммуникативной образовательной среды.
- Социально-профессиональная направленность подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду способствует пробуждению интереса к будущей специальности, мобилизует внутренний потенциал студентов (психический, эмоциональный, волевой) на овладение будущей профессией, развивает творческий поиск, инициативу и мышление будущих специалистов.
- Основной акцент в дистанционно-модульном подходе к изучению иностранного языка в виртуальной телекоммуникативной образовательной среде делается на организацию различных видов самостоятельной деятельности обучаемых и изменение статуса преподавателя (из передатчика информации он превращается в координатора учебного процесса).
- Обучение студентов в условиях единой виртуальной телекоммуникативной образовательной среды способствует интерактивному взаимодействию и моделированию ролевых ситуаций, которые обеспечивают организацию подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка, что необходимо для быстрой и безболезненной адаптации в профессиональной деятельности.
- Экспериментально установлено, что качество усвоения знаний, передаваемых опосредованно (через учебники, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, интернет-семинары и др.), по меньшей мере, не уступает качеству обучения методам прямых контактов с преподавателем. Это позволяет использовать принцип экстерриториальности при подборе профессорско-преподавательского состава (ППС). Потенциальная компетентность экстерриториального (проживающего в различных городах и странах) ППС неизмеримо выше традиционного, набираемого в одном городе.
- Изменяются формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным (лекция, семинар, контрольные и проверочные работы) приходят активные формы обучения (ролевые игры, коллективные и индивидуальные тренинги, разновидности дискуссий и т.д.). Появляются возможности партнерства как основы взаимодействия преподавателя и обучаемых.
- Изменение целей, содержания и формы обучения оказывает существенное влияние на организацию подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка.
Рецензенты:
- Шабанов А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия», г. Новосибирск.
- Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор НИР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.
Библиографическая ссылка
Попова О.В., Кокшаров С.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ВХОЖДЕНИЮ В ЕДИНУЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5681 (дата обращения: 14.12.2024).