Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF MESOECONOMIC COMPETITIVE ENVIRONMENT AND ITS INFLUENCE ON AC-TIVITIES SERVICE INDUSTRIES

Katochkov V.M. 1 Yakovleva N.V. 1
1 FGBOU VPO "South Ural State University" (National Research University), Chelyabinsk
By "innovation infrastructure" should be understood as a set created - on the initiative and with support from local authorities - regional industry associations and companies that provide innovative services such as business incubators, technology parks, technology transfer centers, as well as news agencies on the accumulation and dissemination of information on the available scientific and technical developments that are ready to implement or have prospects for commercialization, etc. Real estate (commercial and entertainment complexes and catering) in the service sector of the city of Chelyabinsk-millionaire is just beginning to gain momentum. The real estate market in the city is catering to the stage of development, occupancy rates of almost all shopping centers of 95 - 96%. In the city are still many old-style complexes, in which small cafe almost united by a common idea. In the majority of Chelyabinsk shopping centers tenants are chosen spontaneously. The generality of the functions of economic entities of different ownership forms and spheres of activity, in particular, a sphere of services: government agencies and independent commercial organizations operating-ing within a limited regional area, creates an objective basis for Nala-zhivaniya divergent integration of economic ties. On the basis of functional-structural analysis of the regional innovation system can offer a hypothesis about the separation process development mesoeconomic systems, according to which innovations in the fields appear as a result of innovative activity in the region. The functional-structural model of the RIS may serve as a blueprint for developing a program to create innovation infrastructure in the region.
competitive environment
service providers
mesoeconomic system
Изучение предпринимательской конкурентной среды в сфере услуг как системы мезоуровня национальной инновационной системы (НИС), в которой происходит первоначальный отбор будущих инноваций, представляет, на наш взгляд, несомненную практическую значимость, так как будет способствовать решению основной проблемы функционирования НИС - достижение эффективной интеграции научно-исследовательского сектора экономики, организаций сферы услуг и промышленности [1, 2].

В концептуальной модели региональной инновационной системы (РИС), принципиальная схема которой представлена на рисунке 1, в качестве ядра саморазвития РИС выделена инновационная инфраструктура (инновационная среда), степень развитости которой определяет эффективность механизмов передачи знаний [3, 4, 5].

Под «инновационной инфраструктурой» здесь понимается совокупность создаваемых - по инициативе и при поддержке местных властных структур - региональных отраслевых объединений и предприятий, предоставляющих инновационные услуги, таких, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, а также информационные агентства по аккумулированию и распространению информации об имеющихся научно-технических разработках, готовых к внедрению или имеющих перспективы коммерциализации, и т.п.

Органы региональной власти в лице соответствующих департаментов, ответственных за промышленную политику в регионе, городе - разрабатывают, координируют и контролируют исполнение комплексных программ стимулирования инновационной активности предприятий на своей территории, содействуют внутри- и межрегиональному взаимодействию в сфере высоких и новых технологий, тем самым способствуя зарождению региональных и локальных кластеров «сверху».

Рис. 1. Принципиальная схема РИС

На основе функционально-структурного анализа региональной инновационной системы можно предложить гипотезу об эшелонированности процессов развития мезоэкономических систем, согласно которой инновации в отраслях появляются как результат инновационной активности в регионе. Функционально-структурная модель РИС может служить концептуальной основой для разработки программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.

Концептуальное расширение системно-интеграционной теории предприятия, заключающееся в распространении её на региональные системы, позволяет определить состав функций высокотехнологичного ядра региональной экономики (финансово-инвестиционная, реализационно-маркетинговая, институциональная, информационная и др.), важнейших для формирования инновационной деятельности в регионе. Очевидно, что столь разнородные системы имеют свои специфические функции, но прежде следует определить базовые функции, общие для данного класса экономических систем [2].

Классификация и сопоставление базовых функций предприятия и основных мезоэкономических систем по отношению к внешним агентам приведены в табл. 1.

Содержание таблицы 1 акцентирует и раскрывает полифункциональность предприятия и мезоэкономических систем.

  1. Производственная функция характерна для всех мезоэкономических систем, включая регион, в котором функционируют муниципальные предприятия, производящие товары и услуги для населения. В то же время основной функцией региональной власти является создание благоприятной среды для предприятий в производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики.
  2. Реализационно-маркетинговая функция. Основное содержание - маркетинг и реализация планируемой к производству и произведенной продукции.
  3. Ресурсно-спросовая функция, состоящая в спросе на трудовые, материальные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства. Потребители: предприятия - поставщики сырья, материалов, комплектующих; торгово-посреднические организации; потенциальные работники предприятия; учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для работы на предприятии; научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, внедряющие свои разработки на предприятии.
  4. Финансово-инвестиционная функция - генерация финансовых потоков, связанных с взаимным инвестированием, кредитованием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг. Выполнение этой функции особенно эффективно при взаимодействии предприятий в составе групп: сетей, кластеров, а также, что важно при переходе к инновационной экономике, участие региональной власти. Потребители - финансовые и кредитные организации, кредитующие данное предприятие и осуществляющие его депозитарное обслуживание; индивидуальные и институциональные инвесторы (акционеры).

Таблица 1 Сравнение функций предприятия с функциями объектов в мезоэкономических системах*)

 

Функции предприятия

Объекты исследования в мезоэкономических системах

Отрасль

Регион

Промышленный кластер

Сети предприятий

Производственная

+

+ -

++

+

Реализационно-маркетинговая

+

+

+ +

++

Ресурсно-спросовая

+

+

+

+

Финансово-инвестиционная

++

++

++

++

Бюджетно-налоговая

+

++

+

+

Градообразующая

+

++

+ -

+ -

Социальная

+

++

+

+

Информационно-познавательная

++

++

++

++

Образовательная

++

++

++

++

Воспитательная

+

++

+

+

Инновационная

+

+

++

++

Институциональная

++

++

+

+

Информационно-сигнальная

+

++

+

++

Консолидирующая

+

++

++

++

Стабилизирующая, антикризисная

+

++

++

++

*) Знак «+» означает наличие данной функции для данного класса объектов; знак «++» - подчеркивает особую значимость данной функции для данного класса объектов, знаком «+ -» - обозначена необязательность наличия данной функции для данного класса объектов.

5. Бюджетно-налоговая функция - наполнение местного, регионального и федерального бюджетов. Реципиенты - бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней, органы управления всех уровней.

6. Градообразующая - участие в социально-экономическом развитии территории, где расположены предприятия, территориальной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данной местности. Реципиенты - населенный пункт, где находятся предприятия, его жители.

7. Социальная - обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями; обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию; воспитание навыков коллективной работы; реализация потребности в социальной оценке личности. Потребители - работники предприятия, а также: бывшие, вышедшие на пенсию и потенциальные.

8. Информационно-познавательная - изучение в процессе деятельности особенностей товарных и ресурсных рынков, технологий, технических систем, освоение наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п.; закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний. Потребители: работники данного предприятия, приобретающие знания, навыки и опыт работы; другие предприятия, становящиеся обладателями накопленных данным предприятием знаний через обмен информацией и ресурсами (в том числе через трудовую миграцию), а также посредством наблюдения за его поведением.

9. Образовательная функция - получение отдельными работниками и коллективами технико-технологических и организационно-экономических знаний, навыков, приобретение опыта работы. Потребители: работники предприятия; работники, перешедшие на другую работу; работники, вернувшиеся на предприятие.

10. Воспитательная - создание, закрепление и развитие корпоративной культуры. Потребители - работники предприятия; само предприятие (в его будущем состоянии).

11. Инновационная - генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций. Потребители - авторы и распространители инноваций.

12. Институциональная - генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов, таких, как институты производственной дисциплины, координации, кооперации, иерархических, эргономических взаимодействий. Потребители - государство, общество в целом.

13. Информационно-сигнальная функция - распространение сигнальной информации об особенностях тех или иных секторов рынка с помощью формирования цен, объемов и структуры привлечения ресурсов, а также выпуска продукции. Потребители - участники рынка продукции, производимой предприятием, рынков, факторов производства; инвесторы; участники рынка ценных бумаг.

14. Консолидирующая - обеспечение единства экономики через межрегиональные и межотраслевые трансакции, организацию и поддержание товарно-финансовых межотраслевых и межрегиональных потоков. Потребители - государство в целом и регионы.

15. Стабилизирующая, антикризисная - обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития. Потребители - государство в целом, регионы, территории; органы Федерального, регионального и муниципального управления и власти; население.

Остановимся подробнее на градообразующем  факторе, на примере г. Челябинска.

Недвижимость (торгово-развлекательные комплексы и общепит)  в сфере услуг города-миллионника Челябинска только начинает набирать обороты.  Рынок недвижимости в сфере общепита города находится в стадии развития, уровень заполняемости практически всех торгово-развлекательных центров составляет 95 - 96 %. В городе сохраняется множество комплексов старого формата, в которых небольшие кафе практически не объединены общей идеей. В большинстве Челябинских торгово-развлекательных центрах арендаторы подбираются стихийно.

Для того,  чтобы исследовать рынок недвижимости в сфере общепита г. Челябинска и получить эффективные достоверные результаты для исследования, была выбрана выборка 53 объектов под предприятия общественного питания, из них 15 объектов - это действующие кафе и рестораны г. Челябинска; 21 - коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске; 7 - коммерческие предложения по строящимся торгово-развлекательным комплексам; 10 - коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах. Результаты анкетирования отражены в табл. 2.

Таблица 2 Сведения о объектах сферы услуг г. Челябинска

Объект общепита

Площадь М2

Арендная ставка (руб. в год)

Расходы на маркетинг (руб. в год)

Операционные расходы (руб. в год)

Действующие кафе и рестораны г. Челябинска

1

Кафе «Крошка-Картошка»

53,6

1219400

37800

187600

2

Кафе «Пицца-Холидей»

103,7

2359175

72660

362950

4

Кафе «Блинофф»

374

8508500

140000

700000

5

Кафе «Das Калбаs»

210

4777500

147000

735000

6

Кафе «Уральские пельмени»

38

864500

26880

133000

7

Ресторан «Уральские пельмени»

250

3600000

-//-

-//-

9

Кафе  «Бельэтаж»

65

856800

-//-

36000

12

Кафе «Анталия»

110

2502500

76860

385000

13

Кафе «Гриль-мастер»

45

1023750

31500

157500

14

Кафе «Sabway»

43,5

989625

30450

152250

15

Ресторан «Арарат»

330

3465000

495000

990000

Коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске

16

г. Челябинск, ул. Каслинская, 101-а

239,7

3000000

-//-

-//-

17

г. Челябинск, ул. Ст. Разина, 4

1102,9

9264360

-//-

-//-

19

БД «Спиридонов»

241,2

4341600

-//-

Не включе

но

20

ТК «Башня»

55,3

2322600

-//-

-//-

21

ТК «Башня»

563

23646000

-//-

-//-

22

г. Челябинск, пр-т Ленина, 11

282,2

745008

-//-

-//-

25

Калининский р-н

280

2016000

-//-

-//-

26

Советский р-н

53

900000

-//-

-//-

27

Ленинский р-н

889,3

1718124

-//-

-//-

28

Центральный р-н

170

1320000

-//-

-//-

30

Центральный р-н

400

4320000

-//-

-//-

31

Центральный р-н

385

4158000

-//-

-//-

32

Калининский р-н

200

3600000

-//-

-//-

33

г. Челябинск, ул. Гагарина, 27

42

352800

-//-

-//-

34

г. Челябинск, ул. Салютная, 10

158

1137600

-//-

-//-

35

р-н Северо-Запад

380

2400000

-//-

-//-

36

ТК «Каменный»

62,2

970320

-//-

-//-

Коммерческие предложения по строящимся ТРК

37

ТРЦ Родник»

60

2310000

-//-

252000

38

ТРЦ «Родник»

76

2793000

-//-

319200

39

ТК «Ритейл-Парк»

800

-//-

-//-

-//-

40

ТРК «Фиеста»

1

87500

875

Включено в аренду

42

ТК «Западный луч»

-//-

-//-

-//-

-//-

43

ТРК «Гагаринский»

1

24000

-//-

-//-

Коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах

44

ТРК «Фокус»

1

42000

-//-

-//-

45

ТРК «Горки»

1

22750

1500

3000

46

ТК «КС»

1

13200

-//-

-//-

47

ТРК «Куба»

1

10000

-//-

-//-

48

КТК «Северо-западный»

1

60000

-//-

-//-

49

ТК «Синегорье»

1

30000

-//-

-//-

50

«Челябинский торговый центр»

1

32400

-//-

-//-

53

ПТК «Никитинский»

1

42000

-//-

-//-

Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что общность функций субъектов хозяйствования различных форм собственности и сфер деятельности, в частности, сферы услуг: государственных учреждений и независимых коммерческих организаций, функционирующих в пределах ограниченного регионального пространства, создает объективную основу для налаживания разнонаправленных интеграционных экономических связей.

Такого рода связи могут явиться инструментом естественного развития в настоящее время двух видов организации территориально опосредованных взаимодействий: государственно-частное партнерство и кластерная форма активизации инновационной деятельности в регионах.

Рецензенты:

  • Шиндина Т.А., д.э.н., декан факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Киселева В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики фирмы и рынков факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.