В концептуальной модели региональной инновационной системы (РИС), принципиальная схема которой представлена на рисунке 1, в качестве ядра саморазвития РИС выделена инновационная инфраструктура (инновационная среда), степень развитости которой определяет эффективность механизмов передачи знаний [3, 4, 5].
Под «инновационной инфраструктурой» здесь понимается совокупность создаваемых - по инициативе и при поддержке местных властных структур - региональных отраслевых объединений и предприятий, предоставляющих инновационные услуги, таких, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, а также информационные агентства по аккумулированию и распространению информации об имеющихся научно-технических разработках, готовых к внедрению или имеющих перспективы коммерциализации, и т.п.
Органы региональной власти в лице соответствующих департаментов, ответственных за промышленную политику в регионе, городе - разрабатывают, координируют и контролируют исполнение комплексных программ стимулирования инновационной активности предприятий на своей территории, содействуют внутри- и межрегиональному взаимодействию в сфере высоких и новых технологий, тем самым способствуя зарождению региональных и локальных кластеров «сверху».
Рис. 1. Принципиальная схема РИС
На основе функционально-структурного анализа региональной инновационной системы можно предложить гипотезу об эшелонированности процессов развития мезоэкономических систем, согласно которой инновации в отраслях появляются как результат инновационной активности в регионе. Функционально-структурная модель РИС может служить концептуальной основой для разработки программы по созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
Концептуальное расширение системно-интеграционной теории предприятия, заключающееся в распространении её на региональные системы, позволяет определить состав функций высокотехнологичного ядра региональной экономики (финансово-инвестиционная, реализационно-маркетинговая, институциональная, информационная и др.), важнейших для формирования инновационной деятельности в регионе. Очевидно, что столь разнородные системы имеют свои специфические функции, но прежде следует определить базовые функции, общие для данного класса экономических систем [2].
Классификация и сопоставление базовых функций предприятия и основных мезоэкономических систем по отношению к внешним агентам приведены в табл. 1.
Содержание таблицы 1 акцентирует и раскрывает полифункциональность предприятия и мезоэкономических систем.
- Производственная функция характерна для всех мезоэкономических систем, включая регион, в котором функционируют муниципальные предприятия, производящие товары и услуги для населения. В то же время основной функцией региональной власти является создание благоприятной среды для предприятий в производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики.
- Реализационно-маркетинговая функция. Основное содержание - маркетинг и реализация планируемой к производству и произведенной продукции.
- Ресурсно-спросовая функция, состоящая в спросе на трудовые, материальные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства. Потребители: предприятия - поставщики сырья, материалов, комплектующих; торгово-посреднические организации; потенциальные работники предприятия; учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для работы на предприятии; научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, внедряющие свои разработки на предприятии.
- Финансово-инвестиционная функция - генерация финансовых потоков, связанных с взаимным инвестированием, кредитованием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг. Выполнение этой функции особенно эффективно при взаимодействии предприятий в составе групп: сетей, кластеров, а также, что важно при переходе к инновационной экономике, участие региональной власти. Потребители - финансовые и кредитные организации, кредитующие данное предприятие и осуществляющие его депозитарное обслуживание; индивидуальные и институциональные инвесторы (акционеры).
Таблица 1 Сравнение функций предприятия с функциями объектов в мезоэкономических системах*)
Функции предприятия |
Объекты исследования в мезоэкономических системах |
|||
Отрасль |
Регион |
Промышленный кластер |
Сети предприятий |
|
Производственная |
+ |
+ - |
++ |
+ |
Реализационно-маркетинговая |
+ |
+ |
+ + |
++ |
Ресурсно-спросовая |
+ |
+ |
+ |
+ |
Финансово-инвестиционная |
++ |
++ |
++ |
++ |
Бюджетно-налоговая |
+ |
++ |
+ |
+ |
Градообразующая |
+ |
++ |
+ - |
+ - |
Социальная |
+ |
++ |
+ |
+ |
Информационно-познавательная |
++ |
++ |
++ |
++ |
Образовательная |
++ |
++ |
++ |
++ |
Воспитательная |
+ |
++ |
+ |
+ |
Инновационная |
+ |
+ |
++ |
++ |
Институциональная |
++ |
++ |
+ |
+ |
Информационно-сигнальная |
+ |
++ |
+ |
++ |
Консолидирующая |
+ |
++ |
++ |
++ |
Стабилизирующая, антикризисная |
+ |
++ |
++ |
++ |
*) Знак «+» означает наличие данной функции для данного класса объектов; знак «++» - подчеркивает особую значимость данной функции для данного класса объектов, знаком «+ -» - обозначена необязательность наличия данной функции для данного класса объектов.
5. Бюджетно-налоговая функция - наполнение местного, регионального и федерального бюджетов. Реципиенты - бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней, органы управления всех уровней.
6. Градообразующая - участие в социально-экономическом развитии территории, где расположены предприятия, территориальной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данной местности. Реципиенты - населенный пункт, где находятся предприятия, его жители.
7. Социальная - обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями; обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию; воспитание навыков коллективной работы; реализация потребности в социальной оценке личности. Потребители - работники предприятия, а также: бывшие, вышедшие на пенсию и потенциальные.
8. Информационно-познавательная - изучение в процессе деятельности особенностей товарных и ресурсных рынков, технологий, технических систем, освоение наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п.; закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний. Потребители: работники данного предприятия, приобретающие знания, навыки и опыт работы; другие предприятия, становящиеся обладателями накопленных данным предприятием знаний через обмен информацией и ресурсами (в том числе через трудовую миграцию), а также посредством наблюдения за его поведением.
9. Образовательная функция - получение отдельными работниками и коллективами технико-технологических и организационно-экономических знаний, навыков, приобретение опыта работы. Потребители: работники предприятия; работники, перешедшие на другую работу; работники, вернувшиеся на предприятие.
10. Воспитательная - создание, закрепление и развитие корпоративной культуры. Потребители - работники предприятия; само предприятие (в его будущем состоянии).
11. Инновационная - генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций. Потребители - авторы и распространители инноваций.
12. Институциональная - генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов, таких, как институты производственной дисциплины, координации, кооперации, иерархических, эргономических взаимодействий. Потребители - государство, общество в целом.
13. Информационно-сигнальная функция - распространение сигнальной информации об особенностях тех или иных секторов рынка с помощью формирования цен, объемов и структуры привлечения ресурсов, а также выпуска продукции. Потребители - участники рынка продукции, производимой предприятием, рынков, факторов производства; инвесторы; участники рынка ценных бумаг.
14. Консолидирующая - обеспечение единства экономики через межрегиональные и межотраслевые трансакции, организацию и поддержание товарно-финансовых межотраслевых и межрегиональных потоков. Потребители - государство в целом и регионы.
15. Стабилизирующая, антикризисная - обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития. Потребители - государство в целом, регионы, территории; органы Федерального, регионального и муниципального управления и власти; население.
Остановимся подробнее на градообразующем факторе, на примере г. Челябинска.
Недвижимость (торгово-развлекательные комплексы и общепит) в сфере услуг города-миллионника Челябинска только начинает набирать обороты. Рынок недвижимости в сфере общепита города находится в стадии развития, уровень заполняемости практически всех торгово-развлекательных центров составляет 95 - 96 %. В городе сохраняется множество комплексов старого формата, в которых небольшие кафе практически не объединены общей идеей. В большинстве Челябинских торгово-развлекательных центрах арендаторы подбираются стихийно.
Для того, чтобы исследовать рынок недвижимости в сфере общепита г. Челябинска и получить эффективные достоверные результаты для исследования, была выбрана выборка 53 объектов под предприятия общественного питания, из них 15 объектов - это действующие кафе и рестораны г. Челябинска; 21 - коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске; 7 - коммерческие предложения по строящимся торгово-развлекательным комплексам; 10 - коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах. Результаты анкетирования отражены в табл. 2.
Таблица 2 Сведения о объектах сферы услуг г. Челябинска
№ |
Объект общепита |
Площадь М2 |
Арендная ставка (руб. в год) |
Расходы на маркетинг (руб. в год) |
Операционные расходы (руб. в год) |
Действующие кафе и рестораны г. Челябинска |
|||||
1 |
Кафе «Крошка-Картошка» |
53,6 |
1219400 |
37800 |
187600 |
2 |
Кафе «Пицца-Холидей» |
103,7 |
2359175 |
72660 |
362950 |
4 |
Кафе «Блинофф» |
374 |
8508500 |
140000 |
700000 |
5 |
Кафе «Das Калбаs» |
210 |
4777500 |
147000 |
735000 |
6 |
Кафе «Уральские пельмени» |
38 |
864500 |
26880 |
133000 |
7 |
Ресторан «Уральские пельмени» |
250 |
3600000 |
-//- |
-//- |
9 |
Кафе «Бельэтаж» |
65 |
856800 |
-//- |
36000 |
12 |
Кафе «Анталия» |
110 |
2502500 |
76860 |
385000 |
13 |
Кафе «Гриль-мастер» |
45 |
1023750 |
31500 |
157500 |
14 |
Кафе «Sabway» |
43,5 |
989625 |
30450 |
152250 |
15 |
Ресторан «Арарат» |
330 |
3465000 |
495000 |
990000 |
Коммерческие предложения по аренде помещений под объекты общественного питания в г. Челябинске |
|||||
16 |
г. Челябинск, ул. Каслинская, 101-а |
239,7 |
3000000 |
-//- |
-//- |
17 |
г. Челябинск, ул. Ст. Разина, 4 |
1102,9 |
9264360 |
-//- |
-//- |
19 |
БД «Спиридонов» |
241,2 |
4341600 |
-//- |
Не включе но |
20 |
ТК «Башня» |
55,3 |
2322600 |
-//- |
-//- |
21 |
ТК «Башня» |
563 |
23646000 |
-//- |
-//- |
22 |
г. Челябинск, пр-т Ленина, 11 |
282,2 |
745008 |
-//- |
-//- |
25 |
Калининский р-н |
280 |
2016000 |
-//- |
-//- |
26 |
Советский р-н |
53 |
900000 |
-//- |
-//- |
27 |
Ленинский р-н |
889,3 |
1718124 |
-//- |
-//- |
28 |
Центральный р-н |
170 |
1320000 |
-//- |
-//- |
30 |
Центральный р-н |
400 |
4320000 |
-//- |
-//- |
31 |
Центральный р-н |
385 |
4158000 |
-//- |
-//- |
32 |
Калининский р-н |
200 |
3600000 |
-//- |
-//- |
33 |
г. Челябинск, ул. Гагарина, 27 |
42 |
352800 |
-//- |
-//- |
34 |
г. Челябинск, ул. Салютная, 10 |
158 |
1137600 |
-//- |
-//- |
35 |
р-н Северо-Запад |
380 |
2400000 |
-//- |
-//- |
36 |
ТК «Каменный» |
62,2 |
970320 |
-//- |
-//- |
Коммерческие предложения по строящимся ТРК |
|||||
37 |
ТРЦ Родник» |
60 |
2310000 |
-//- |
252000 |
38 |
ТРЦ «Родник» |
76 |
2793000 |
-//- |
319200 |
39 |
ТК «Ритейл-Парк» |
800 |
-//- |
-//- |
-//- |
40 |
ТРК «Фиеста» |
1 |
87500 |
875 |
Включено в аренду |
42 |
ТК «Западный луч» |
-//- |
-//- |
-//- |
-//- |
43 |
ТРК «Гагаринский» |
1 |
24000 |
-//- |
-//- |
Коммерческие предложения в действующих торгово-развлекательных центрах |
|||||
44 |
ТРК «Фокус» |
1 |
42000 |
-//- |
-//- |
45 |
ТРК «Горки» |
1 |
22750 |
1500 |
3000 |
46 |
ТК «КС» |
1 |
13200 |
-//- |
-//- |
47 |
ТРК «Куба» |
1 |
10000 |
-//- |
-//- |
48 |
КТК «Северо-западный» |
1 |
60000 |
-//- |
-//- |
49 |
ТК «Синегорье» |
1 |
30000 |
-//- |
-//- |
50 |
«Челябинский торговый центр» |
1 |
32400 |
-//- |
-//- |
53 |
ПТК «Никитинский» |
1 |
42000 |
-//- |
-//- |
Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что общность функций субъектов хозяйствования различных форм собственности и сфер деятельности, в частности, сферы услуг: государственных учреждений и независимых коммерческих организаций, функционирующих в пределах ограниченного регионального пространства, создает объективную основу для налаживания разнонаправленных интеграционных экономических связей.
Такого рода связи могут явиться инструментом естественного развития в настоящее время двух видов организации территориально опосредованных взаимодействий: государственно-частное партнерство и кластерная форма активизации инновационной деятельности в регионах.
Рецензенты:
- Шиндина Т.А., д.э.н., декан факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
- Киселева В.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики фирмы и рынков факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Каточков В.М., Яковлева Н.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5656 (дата обращения: 06.12.2023).