По мнению М. К. Ласковой [5] в становлении профессионального мышления можно выделить несколько видов мышления. Это наглядно-действенное мышление, развивающееся в процессе восприятия и изображения объектов реального мира, при выполнении натюрмортов, постановок, освоении приемов художественно-графической деятельности. Это наглядно-образное мышление, заключающееся в обучении умению создавать образ без объекта восприятия, подвергая его мысленному видоизменению. То-есть, осуществлять создание нового образа (по отношению к исходному), обогащенного эмоциональной оценкой художника. Это - творческое мышление, когда включается воображение как психический процесс, трансформирующий знакомые образы в новые изображения. Поэтому составной частью творческого мышления является образное мышление, оперирующее создаваемыми образами. В образном мышлении слова являются лишь средством выражения и интерпретации уже выполненных преобразований образов. Образ отражает не отдельные изолированные стороны действительности, а является целостной мысленной картиной отдельного участка действительности. Разновидностью образного мышления является объемно-пространственное мышление. Мышление оперирует понятиями и образами как двумя сторонами единого процесса. Художественный образ через единичное передает общее. Через отображение случайного - передает закономерное.
Представляется целесообразным установление связей между словесно-дискурсивным и образным мышлением, а также степени их влияния на качество и результаты деятельности профессионала-дизайнера.
С 70-х годов XX века существует понятие дискурса. Дискурс (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент. По другим данным - от лат. discere - блуждать). Это изучение речи, наряду с лингвистическими, социокультурными, психологическими, прагматическими факторами. Анализ дискурса - это междисциплинарная область знаний, основанная на использовании лингвистического инструментария, а также психологических (в том числе психоаналитических), этнокультурных, семиотических, социологических и пр. исследований речи. Имеется в виду «погруженная в жизнь» речь. Этот анализ способствует выявлению внеязыковых сведений о семантике анализируемого текста (информации о восприятии сообщения, условиях производства), о подлинных целях участников коммуникации и их установках, о специфике «культурного знания» определенной эпохи, об «образе читателя», на которого ориентировался автор при создании произведения. В результате такого анализа осуществляется экспликация (от лат. explicatio - объяснение, истолкование) социального, когнитивного (от лат. cognitio - познание) и других измерений речевого взаимодействия.
Дискурс представляется одним из направлений постмодернизма (постмодернизм - состояние современной культуры, включающей в себя постнеклассическую философскую парадигму, искусство и массовую культуру) в точке пересечения постмодернистской философии языка, семиотики (науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем), лингвистики (структурной и психолингвистики), социологии знания и когнитивной антропологии (науки о человеке как объекте познания). Философия постмодернизма актуализирует проблемы вербальной (словесной, в т.ч. речевой) реальности и представляется чрезвычайно значимой. Историко-философская традиция понимает дискурс как рационально-логическую процедуру декодирования имманентного (внутренне присущего) миру смысла. Постмодернистское мышление делает акцент на нонсенсе (бессмыслице, нелепости) как открытой возможности смысла и на трансгрессивном (трансгрессия - понятие, обозначающее достижение субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо, при пересечении границ и выхода за пределы) прорыве из смысла в его открытость.
В рамках постмодернистской концепции дискурс интерпретируется в свете идей нелинейности (термин из математики, когда графики зависимостей описываются не прямыми линиями, а также фундаментальное свойство живой природы, проявляющееся в связи простого и сложного, в переходах от хаоса к порядку и наоборот).
Всякая интерпретация дискурса накладывает на него ограничения, ибо исключается семантическая, словесная новизна, которая присуща комментируемому тексту. В дискурсе таятся возможности случайности, спонтанности, возможности выхода за рамки предсказуемых состояний. Попытки организовать извне креативный хаос или хюбрис (от греч. ubris - необузданный, невоздержанный, термин для обозначения стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования системы и открывающих возможности новых форм бытия этой системы) - пресекают подлинную новизну мысли, связанную со случайным, заранее не заданным, результатом. Всякое событие как случайная флуктуация (колебание, отклонение от наиболее вероятного состояния) является предметом дикурсивной аналитики. Хюбрис - аналог хаоса, неупорядоченного исходного состояния среды, в терминах синергетики. Самоупорядочивание хюбриса соответствует диссипативным, рассеиваемым структурам сред, изучаемых синергетикой. Нормативная детерминация, причинная обусловленность хюбриса - принципиально не возможна. Хюбрис имманентно креативен и специфически продуктивен. Понятие хюбриса аналогично синергетическому термину хаос, поскольку неупорядоченное, неравновесное состояние системы из-за случайных и незначительных флуктуаций имеет возможность самоупорядочиваться. Но воздействию, детерминации извне хюбрис в принципе не поддается. Только внешние управляющие воздействия, изменяющие параметры порядка системы, могут переориентировать вектор ее состояния. Однако и в таком случае сохраняется непредсказуемость последствий, основанная на внутренней, имманентной креативности хюбриса.
В педагогике художественного творчества классический линейный детерминизм в условиях смен парадигм сменяется нелинейным креативным, созидающим хаосом. Дискурсивностъ, как креативный потенциал смыслопорождения с позиций европейской классики соотносится с хаосом. Это имманентная способность неравновесной среды дискурса к нелинейной самоорганизации [4].
Сюрреализм и абстракционизм в значительной степени явились исторически - свидетельством способности к преобразованию окружающего мира, то есть они побуждали возникновение новой реальности из хаоса действительности. Мальфо считал классические детерминистские теории искусства обязывающей эстетикой, которая доминировала в искусстве на временном этапе между Ренессансом и концом XIX века. При этом средствами искусства создавалась иллюзия действительности, как правило, социально ориентированная. А креативной возможностью художника является способность переводить неупорядоченность, хаос в ту или иную художественную форму. При этом природа уподобляется словарю, в котором между словами отсутствует смысловая связь. А художник в состоянии уловить смысл этих «слов» (природных и социальных фактов и явлений) и воплотить его в своем произведении [2].
Появление «неклассических форм» в изобразительном искусстве вызвало отторжение в обществе (и сейчас имеющее место). Однако цикличность развития природы предполагает не «смерть искусства», подобную «тепловой смерти Вселенной, о которой также много говорилось, а только конец определенного этапа развития искусства и переход его в новую фазу развития». Так, художник, в традиционной манере пишущий портрет, считает, что он отображает реальность изображаемого лица. На самом деле при этом на холст наносится только схематичный набор отдельных черт, избранных сознанием художника. В реальности каждый человек (и изображаемый, и изображающий) содержит в себе великое множество сущностей. Однако осознание неисчерпаемости этих взаимодействующих натур обусловливает необходимость поиска образа, наиболее приближенного к подлинному, без упрощений [3].
Художественное и образное воображения отличаются содержанием деятельности и вектором направления общения. Художественное воображение обеспечивает моделирование художником своего внутреннего, субъективного мира. Образное мышление функционально и генетически обеспечивает моделирование и познание внешнего (объективного) мира. Индивидуальность художника (и зрителя) стимулируется «взаимопоглощением содержания и формы художественного произведения в пиках его созидания (вдохновения) и эстетического восприятия» [1].
Эта индивидуальность системна и динамична, она отражает противоречия между содержательными (личностными) и формообразующими (органическими) морфо-функциональными подсистемами человека. И здесь немаловажно применение в педагогике накопленных знаний о физиологическом базисе художественного творчества (функциональной асимметрии больших полушарий мозга, психофизических процессах, их зависимости от внешних воздействий).
Понимание обучающим субъектом словесно-дискурсивного и образного мышления, при правильном построении образовательной обучающей модели, обусловливает побудительную возможность воздействия на параметры порядка обучаемого субъекта с целью инициации в нем процессов самоорганизации.
Рецензенты:
- Петровичев В. М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.
- Петрищенко Н. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.