Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VERBAL, DISCURSIVE AND CREATIVE THINKING SYNERGY IN TEACHING DESIGN AS A PROFESSION

Troitskiy A.S. 1 Vasin S.A. 1 Khadartsev A.A. 1
1 Tula State University
The characteristics of forming professional thinking levels of both being taught and teach-ing creative work on design as a profession from the point of synergy is given. The characteristic of is evident-effective and is evident-shaped thinking, creative thinking is given. The notions of discourse and discursiveness in pedagogics are determined. Communication of philosophy of a postmodernism with problems of a verbal reality, concept of a discourse – with nonlinearity is defined. The subject discursive analysts – casual fluctuations is shown. The surrealism and ab-stractionism are positioned as the arisen new reality from chaos, and creative possibility of the artist, as transfer of disorder in the certain art form. At comprehension of plurality of essence of human nature necessity of creation of the image most approached to the original is declared. The vicissitude of the shift from classical linear determinism to creative chaos (hybris) and the role of verbal, discursive and creative thinking as a stimulating factor of activating stimulating proc-esses.
design.
pedagogics
determinism
discourse
chaos
Знание художественных техник, применение средств художественной выразительности в разных видах изобразительного искусства (базовая худо­жественно-графическая культура), наряду с проектной культурой, получаемой при обучении технологии дизайна, - должны быть присущи уже студенту-первокурснику. Для этого целесообразно осуществлять подготовку абитури­ентов на специальных подготовительных курсах. Необходима также комплексная, синергичная - диагностическая, развивающая, коррекционная работа психологов, педагогов, социальных работников, врачей, педагогов - по выявлению оптимального выбора профессии и возможности овладения ею. Творческое развитие лично­сти будет затруднено, если учащимся будут прививаться только навыки реа­листического изображения.

По мнению М. К. Ласковой [5] в становлении профессионального мышления можно выделить несколько ви­дов мышления. Это наглядно-действенное мышление, развивающееся в про­цессе восприятия и изображения объектов реального мира, при выполнении натюрмортов, постановок, освоении приемов художественно-графической деятельности. Это наглядно-образное мышление, заключающееся в обучении умению создавать образ без объекта восприятия, подвергая его мысленному видоизменению. То-есть, осуществлять создание нового образа (по отноше­нию к исходному), обогащенного эмоциональной оценкой художника. Это - творческое мышление, когда включается воображение как психический процесс, трансформирующий знакомые образы в новые изображения. По­этому составной частью творческого мышления является образное мышле­ние, оперирующее создаваемыми образами. В образном мышлении слова яв­ляются лишь средством выражения и интерпретации уже выполненных пре­образований образов. Образ отражает не отдельные изолированные стороны действительности, а является целостной мысленной картиной отдельного участка действительности. Разновидностью образного мышления является объемно-пространственное мышление. Мышление оперирует понятиями и образами как двумя сторонами единого процесса. Художественный образ через единичное передает общее. Через отображение случайного - передает закономерное.

Представляется целесообразным установление связей между словесно-дискурсивным и образным мышлением, а также степени их влияния на каче­ство и результаты деятельности профессионала-дизайнера.

С 70-х годов XX века существует понятие дискурса. Дискурс (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент. По другим данным - от лат. discere - блуждать). Это изучение речи, наряду с лингвистическими, социокультур­ными, психологическими, прагматическими факторами. Анализ дискурса - это междисциплинарная область знаний, основанная на использовании линг­вистического инструментария, а также психологических (в том числе психо­аналитических), этнокультурных, семиотических, социологических и пр. ис­следований речи. Имеется в виду «погруженная в жизнь» речь. Этот анализ способствует выявлению внеязыковых сведений о семантике анализируемого текста (информации о восприятии сообщения, условиях производства), о подлинных целях участников коммуникации и их установках, о специфике «культурного знания» определенной эпохи, об «образе читателя», на которо­го ориентировался автор при создании произведения. В результате такого анализа осуществляется экспликация (от лат. explicatio - объяснение, истол­кование) социального, когнитивного (от лат. cognitio - познание) и других измерений речевого взаимодействия.

Дискурс представляется одним из направлений постмодернизма (пост­модернизм - состояние современной культуры, включающей в себя постнеклассическую философскую парадигму, искусство и массовую культуру) в точке пересечения постмодернистской философии языка, семиотики (науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем), лингвистики (структурной и психолингвистики), социологии знания и когнитивной антропологии (науки о человеке как объекте познания). Философия постмодернизма актуализи­рует проблемы вербальной (словесной, в т.ч. речевой) реальности и представ­ляется чрезвычайно значимой. Историко-философская традиция понимает дискурс как рационально-логическую процедуру декодирования имманент­ного (внутренне присущего) миру смысла. Постмодернистское мышление де­лает акцент на нонсенсе (бессмыслице, нелепости) как открытой возможно­сти смысла и на трансгрессивном (трансгрессия - понятие, обозначающее достижение субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо, при пе­ресечении границ и выхода за пределы) прорыве из смысла в его открытость.

В рамках постмодернистской концепции дискурс интерпретируется в свете идей нелинейности (термин из математики, когда графики зависимо­стей описываются не прямыми линиями, а также фундаментальное свойство живой природы, проявляющееся в связи простого и сложного, в переходах от хаоса к порядку и наоборот).

Всякая интерпретация дискурса накладывает на него ограничения, ибо исключается семантическая, словесная новизна, которая присуща комменти­руемому тексту. В дискурсе таятся возможности случайности, спонтанности, возможности выхода за рамки предсказуемых состояний. Попытки организо­вать извне креативный хаос или хюбрис (от греч. ubris - необузданный, не­воздержанный, термин для обозначения стихийных процессов, задающих не­устойчивые параметры функционирования системы и открывающих возмож­ности новых форм бытия этой системы) - пресекают подлинную новизну мысли, связанную со случайным, заранее не заданным, результатом. Всякое событие как случайная флуктуация (колебание, отклонение от наиболее ве­роятного состояния) является предметом дикурсивной аналитики. Хюбрис - аналог хаоса, неупорядоченного исходного состояния среды, в терминах си­нергетики. Самоупорядочивание   хюбриса   соответствует   диссипативным, рассеиваемым структурам сред, изучаемых синергетикой. Нормативная де­терминация, причинная обусловленность хюбриса - принципиально не воз­можна. Хюбрис имманентно креативен и специфически продуктивен.  Понятие хюбриса аналогично синергетическому термину хаос, поскольку неупорядоченное, неравновесное состояние системы из-за случайных и незначительных флуктуаций имеет возможность самоупорядочиваться. Но воздействию, детерминации извне хюбрис в принципе не поддается. Только внешние управляющие воздействия, изменяющие параметры порядка системы, могут переориентировать вектор ее состояния. Однако и в таком случае сохраняется непредсказуемость последствий, основанная на внутренней, имманентной креативности хюбриса.

В педагогике художественного творчества классический линейный де­терминизм в условиях смен парадигм сменяется нелинейным креативным, созидающим хаосом. Дискурсивностъ, как креативный потенциал смыслопорождения с позиций европейской классики соотносится с хаосом. Это имма­нентная способность неравновесной среды дискурса к нелинейной самоорга­низации [4].

Сюрреализм и абстракционизм в значительной степени явились исторически - свидетельством способности к преобразованию окружающего мира, то есть они побуждали возникновение новой реальности из хаоса действительности. Мальфо считал классические детерминистские теории искусства обязывающей эстетикой, которая доминировала в искусстве на временном этапе между Ренессансом и концом XIX  века. При этом средствами искусства создавалась иллюзия действительности, как правило, социально ориентированная. А креативной возможностью художника является способность переводить неупорядоченность, хаос в ту или иную художественную форму. При этом природа уподобляется словарю, в котором между словами отсутствует смысловая связь. А художник в состоянии уловить смысл этих «слов» (природных и социальных фактов и явлений) и воплотить его в своем произведении [2].

Появление «неклассических форм» в изобразительном искусстве вызвало отторжение в обществе (и сейчас имеющее место). Однако  цикличность развития природы предполагает не «смерть искусства», подобную «тепловой смерти Вселенной, о которой также много говорилось, а только конец определенного этапа развития искусства и переход его в новую фазу развития». Так, художник, в традиционной манере пишущий портрет, считает, что он отображает реальность изображаемого лица. На самом деле при этом на холст наносится только схематичный набор отдельных черт, избранных сознанием художника. В реальности каждый человек (и изображаемый, и изображающий) содержит в себе великое множество сущностей. Однако осознание неисчерпаемости этих взаимодействующих натур  обусловливает необходимость поиска образа, наиболее приближенного к подлинному, без упрощений [3].

Художественное и образное воображения отличаются содержанием деятельности и вектором направления общения. Художественное воображение обеспечивает моделирование художником своего внутреннего, субъективного мира. Образное мышление функционально и генетически обеспечивает моделирование и познание внешнего (объективного) мира. Индивидуальность художника (и зрителя) стимулируется «взаимопоглощением содержания и формы художественного произведения в пиках его созидания (вдохновения) и  эстетического восприятия» [1].

Эта индивидуальность системна и динамична, она отражает противоречия между содержательными (личностными) и формообразующими (органическими) морфо-функциональными подсистемами человека. И здесь немаловажно применение в педагогике накопленных знаний о физиологическом базисе художественного творчества (функциональной асимметрии больших полушарий мозга, психофизических процессах, их зависимости от внешних воздействий).

Понимание обучающим субъектом словесно-дискурсивного и образного мышления, при правильном построении образовательной обучающей модели, обусловливает побудительную возможность воздействия на параметры порядка обучаемого субъекта с целью инициации в нем процессов самоорганизации.  

Рецензенты:

  • Петровичев В. М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.
  • Петрищенко Н. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.