Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИНЕРГЕТИКА СЛОВЕСНО-ДИСКУРСИВНОГО И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ – ДИЗАЙН

Троицкий А.С. 1 Васин С.А. 1 Хадарцев А.А. 1
1 ФГОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Дана характеристика этапов формирования профессионального мышления обучаю-щих и обучаемых художественному творчеству по специальности – дизайн – с позиции синергетики. Дана характеристика наглядно-действенного и наглядно-образного мышле-ния, творческого мышления. Определены понятия дискурса и дискурсивности в педагоги-ке. Определена связь философиипостмодернизма с проблемами вербальной реальности, понятия дискурса – с нелинейностью. Показан предмет дискурсивной аналитики – слу-чайные флуктуации. Сюрреализм и абстракционизм позиционируются как возникшая но-вая реальность из хаоса, а креативная возможность художника, как перевод неупорядо-ченности в определенную художественную форму. При осознании множественности сущ-ности человеческой натуры декларирована необходимость сотворения образа, наиболее приближенного к подлинному. Показана стадийность перехода от классического линейно-го детерминизма к креативному, созидающему хаосу (хюбрису), роль словесно-дискурсивного и образного мышления, как побудительного фактора активации процессов самоорганизации.
дизайн
педагогика
детерминизм
дискурс
хаос
1. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы): Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1995.
2. Кривцун О. А. Эстетика. Навчальний посібник. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 447 c.
3. Костин В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978. - 112 с.
4. Романов В. Л. Социальная самоорганизация как процесс становления человека и общества // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. URL: http://www.jeducation.ru/1_2004/42.html (дата обращения: 12.01.2012).
5. Ласкова М. К. Становление и развитие профессионального мышления студентов дизайнеров // Синергетика образования: научный журнал. URL: http://www.sinobr.ru/rels/rel12.html (дата обращения: 12.01.2012).
Знание художественных техник, применение средств художественной выразительности в разных видах изобразительного искусства (базовая худо­жественно-графическая культура), наряду с проектной культурой, получаемой при обучении технологии дизайна, - должны быть присущи уже студенту-первокурснику. Для этого целесообразно осуществлять подготовку абитури­ентов на специальных подготовительных курсах. Необходима также комплексная, синергичная - диагностическая, развивающая, коррекционная работа психологов, педагогов, социальных работников, врачей, педагогов - по выявлению оптимального выбора профессии и возможности овладения ею. Творческое развитие лично­сти будет затруднено, если учащимся будут прививаться только навыки реа­листического изображения.

По мнению М. К. Ласковой [5] в становлении профессионального мышления можно выделить несколько ви­дов мышления. Это наглядно-действенное мышление, развивающееся в про­цессе восприятия и изображения объектов реального мира, при выполнении натюрмортов, постановок, освоении приемов художественно-графической деятельности. Это наглядно-образное мышление, заключающееся в обучении умению создавать образ без объекта восприятия, подвергая его мысленному видоизменению. То-есть, осуществлять создание нового образа (по отноше­нию к исходному), обогащенного эмоциональной оценкой художника. Это - творческое мышление, когда включается воображение как психический процесс, трансформирующий знакомые образы в новые изображения. По­этому составной частью творческого мышления является образное мышле­ние, оперирующее создаваемыми образами. В образном мышлении слова яв­ляются лишь средством выражения и интерпретации уже выполненных пре­образований образов. Образ отражает не отдельные изолированные стороны действительности, а является целостной мысленной картиной отдельного участка действительности. Разновидностью образного мышления является объемно-пространственное мышление. Мышление оперирует понятиями и образами как двумя сторонами единого процесса. Художественный образ через единичное передает общее. Через отображение случайного - передает закономерное.

Представляется целесообразным установление связей между словесно-дискурсивным и образным мышлением, а также степени их влияния на каче­ство и результаты деятельности профессионала-дизайнера.

С 70-х годов XX века существует понятие дискурса. Дискурс (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент. По другим данным - от лат. discere - блуждать). Это изучение речи, наряду с лингвистическими, социокультур­ными, психологическими, прагматическими факторами. Анализ дискурса - это междисциплинарная область знаний, основанная на использовании линг­вистического инструментария, а также психологических (в том числе психо­аналитических), этнокультурных, семиотических, социологических и пр. ис­следований речи. Имеется в виду «погруженная в жизнь» речь. Этот анализ способствует выявлению внеязыковых сведений о семантике анализируемого текста (информации о восприятии сообщения, условиях производства), о подлинных целях участников коммуникации и их установках, о специфике «культурного знания» определенной эпохи, об «образе читателя», на которо­го ориентировался автор при создании произведения. В результате такого анализа осуществляется экспликация (от лат. explicatio - объяснение, истол­кование) социального, когнитивного (от лат. cognitio - познание) и других измерений речевого взаимодействия.

Дискурс представляется одним из направлений постмодернизма (пост­модернизм - состояние современной культуры, включающей в себя постнеклассическую философскую парадигму, искусство и массовую культуру) в точке пересечения постмодернистской философии языка, семиотики (науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем), лингвистики (структурной и психолингвистики), социологии знания и когнитивной антропологии (науки о человеке как объекте познания). Философия постмодернизма актуализи­рует проблемы вербальной (словесной, в т.ч. речевой) реальности и представ­ляется чрезвычайно значимой. Историко-философская традиция понимает дискурс как рационально-логическую процедуру декодирования имманент­ного (внутренне присущего) миру смысла. Постмодернистское мышление де­лает акцент на нонсенсе (бессмыслице, нелепости) как открытой возможно­сти смысла и на трансгрессивном (трансгрессия - понятие, обозначающее достижение субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо, при пе­ресечении границ и выхода за пределы) прорыве из смысла в его открытость.

В рамках постмодернистской концепции дискурс интерпретируется в свете идей нелинейности (термин из математики, когда графики зависимо­стей описываются не прямыми линиями, а также фундаментальное свойство живой природы, проявляющееся в связи простого и сложного, в переходах от хаоса к порядку и наоборот).

Всякая интерпретация дискурса накладывает на него ограничения, ибо исключается семантическая, словесная новизна, которая присуща комменти­руемому тексту. В дискурсе таятся возможности случайности, спонтанности, возможности выхода за рамки предсказуемых состояний. Попытки организо­вать извне креативный хаос или хюбрис (от греч. ubris - необузданный, не­воздержанный, термин для обозначения стихийных процессов, задающих не­устойчивые параметры функционирования системы и открывающих возмож­ности новых форм бытия этой системы) - пресекают подлинную новизну мысли, связанную со случайным, заранее не заданным, результатом. Всякое событие как случайная флуктуация (колебание, отклонение от наиболее ве­роятного состояния) является предметом дикурсивной аналитики. Хюбрис - аналог хаоса, неупорядоченного исходного состояния среды, в терминах си­нергетики. Самоупорядочивание   хюбриса   соответствует   диссипативным, рассеиваемым структурам сред, изучаемых синергетикой. Нормативная де­терминация, причинная обусловленность хюбриса - принципиально не воз­можна. Хюбрис имманентно креативен и специфически продуктивен.  Понятие хюбриса аналогично синергетическому термину хаос, поскольку неупорядоченное, неравновесное состояние системы из-за случайных и незначительных флуктуаций имеет возможность самоупорядочиваться. Но воздействию, детерминации извне хюбрис в принципе не поддается. Только внешние управляющие воздействия, изменяющие параметры порядка системы, могут переориентировать вектор ее состояния. Однако и в таком случае сохраняется непредсказуемость последствий, основанная на внутренней, имманентной креативности хюбриса.

В педагогике художественного творчества классический линейный де­терминизм в условиях смен парадигм сменяется нелинейным креативным, созидающим хаосом. Дискурсивностъ, как креативный потенциал смыслопорождения с позиций европейской классики соотносится с хаосом. Это имма­нентная способность неравновесной среды дискурса к нелинейной самоорга­низации [4].

Сюрреализм и абстракционизм в значительной степени явились исторически - свидетельством способности к преобразованию окружающего мира, то есть они побуждали возникновение новой реальности из хаоса действительности. Мальфо считал классические детерминистские теории искусства обязывающей эстетикой, которая доминировала в искусстве на временном этапе между Ренессансом и концом XIX  века. При этом средствами искусства создавалась иллюзия действительности, как правило, социально ориентированная. А креативной возможностью художника является способность переводить неупорядоченность, хаос в ту или иную художественную форму. При этом природа уподобляется словарю, в котором между словами отсутствует смысловая связь. А художник в состоянии уловить смысл этих «слов» (природных и социальных фактов и явлений) и воплотить его в своем произведении [2].

Появление «неклассических форм» в изобразительном искусстве вызвало отторжение в обществе (и сейчас имеющее место). Однако  цикличность развития природы предполагает не «смерть искусства», подобную «тепловой смерти Вселенной, о которой также много говорилось, а только конец определенного этапа развития искусства и переход его в новую фазу развития». Так, художник, в традиционной манере пишущий портрет, считает, что он отображает реальность изображаемого лица. На самом деле при этом на холст наносится только схематичный набор отдельных черт, избранных сознанием художника. В реальности каждый человек (и изображаемый, и изображающий) содержит в себе великое множество сущностей. Однако осознание неисчерпаемости этих взаимодействующих натур  обусловливает необходимость поиска образа, наиболее приближенного к подлинному, без упрощений [3].

Художественное и образное воображения отличаются содержанием деятельности и вектором направления общения. Художественное воображение обеспечивает моделирование художником своего внутреннего, субъективного мира. Образное мышление функционально и генетически обеспечивает моделирование и познание внешнего (объективного) мира. Индивидуальность художника (и зрителя) стимулируется «взаимопоглощением содержания и формы художественного произведения в пиках его созидания (вдохновения) и  эстетического восприятия» [1].

Эта индивидуальность системна и динамична, она отражает противоречия между содержательными (личностными) и формообразующими (органическими) морфо-функциональными подсистемами человека. И здесь немаловажно применение в педагогике накопленных знаний о физиологическом базисе художественного творчества (функциональной асимметрии больших полушарий мозга, психофизических процессах, их зависимости от внешних воздействий).

Понимание обучающим субъектом словесно-дискурсивного и образного мышления, при правильном построении образовательной обучающей модели, обусловливает побудительную возможность воздействия на параметры порядка обучаемого субъекта с целью инициации в нем процессов самоорганизации.  

Рецензенты:

  • Петровичев В. М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.
  • Петрищенко Н. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.

Библиографическая ссылка

Троицкий А.С., Васин С.А., Хадарцев А.А. СИНЕРГЕТИКА СЛОВЕСНО-ДИСКУРСИВНОГО И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ – ДИЗАЙН // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5654 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674