В исследованиях последних лет изучалась роль медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих и других факторов на формирование миопии [3; 4; 6]. Но в них не проводилась комплексная оценка силы влияния этих факторов риска, не определялась иерархия действия, что, по нашему мнению, целесообразно использовать при разработке программ групповой и индивидуальной профилактики миопии среди школьников. Особенно актуальна и необходима разработка таких профилактических программ для школьников школ-гимназий, в которые внедрены инновационные программы, предполагающие значительные зрительные нагрузки.
Цель исследования: на основе вычисления и оценки силы влияния, построения иерархии действия различных факторов создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам.
Методы и материал исследований. В работе применялись социально-гигиенические, социологические и статистический методы исследования. Объект исследования - учащиеся школы-гимназии № 19 г. Казани. Школьники были распределены по группам сравнения: первая группа - школьники с нормальным зрением (172 человека) и вторая группа - школьники с миопией (185 человек). При анализе учитывалось и возрастное распределение детей по условным группам: младших классов (7-9 лет) - 106 человек, средних (12-14 лет) - 142 человека и старших (16-17 лет) - 109 человек школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось на базе школы-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего». Реализовать высокотехнологичные подходы в обучении детей помогает инновационный проект, в основе которого принцип «1:1» (1 ученик = 1 компьютер). В рамках данного проекта в гимназии установлены интерактивные доски, предоставлены электронные планшеты, разработан так называемый электронный портфель: электронный дневник, электронные учебники, база цифровых медиаресурсов, при этом интегрировано устройство с единым образовательным порталом. Преподавание ряда предметов - химии, физики, биологии и естествознания - ведется на английском языке. Обучение английскому и татарскому языкам начинается с первого класса, в последующем дополнительно вводится обучение французскому, немецкому, испанскому и китайскому языкам.
Одновременно с офтальмологическим осмотром были собраны сведения, характеризующие условия обучения, учебные нагрузки, а также другие негативные факторы, способствующие снижению зрения у школьников. Эти факторы были сведены в 5 групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и факторы нарушений в фактических рационах питания.
В группу медико-биологических вошло наибольшее число факторов, по которым определялись достоверные различия: возраст, пол, наследственная отягощенность, наличие хронического заболевания, частота простудных заболеваний, уровень физического развития, наличие или отсутствие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие или отсутствие травм головы либо глаз. Из социально-гигиенических нами оценивались наиболее «весомые»: состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи. Группа поведенческих факторов включала в себя: уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличие или отсутствие хобби со зрительными нагрузками (компьютерные игры, онлайн- и смс-общения, моделирование с использованием мелких деталей и т.п.), длительность просмотра теле- и видеопередач, длительная и частая работа на компьютере, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы.
Среди поведенческих факторов важными являются следующие: продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе, наличие психологических нагрузок в школе, дома. В пятую группу факторов в нашем исследовании были включены показатели несбалансированности фактического питания учащихся. Необходимо отметить, что все учтенные нами факторы оказывают существенное влияние на развитие миопии у школьников. Суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки у мальчиков составляет 52,8% (Р<0,5), у девочек 51,7% (Р<0,5), на втором месте - поведенческие: 39,00% (Р<0,5) и 41,61% (Р<0,5), третьем - питания: 36,46% (Р<0,5) и 41,38% (Р<0,5), четвертом - медико-биологические: 24,80% (Р<0,5) и 29,09% (Р<0,5), пятом - социально-гигиенические: 20,69% (Р<0,5) и 27,74% (Р<0,5).
Вычисление и оценка силы влияния различных фактов риска дает возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у детей. Методика индивидуального прогнозирования позволяет выделить группы школьников с различными степенями риска развития миопии. Проведенное нами индивидуальное прогнозирование риска развития миопии 1235 школьников показало, что по мере увеличения возраста число детей с благоприятным прогнозом за каждый год уменьшается на 6,3%, со средней степенью риска и с неблагоприятным прогнозом возрастает на такое же количество.
Заключение. Итоговая сумма прогностических коэффициентов дает возможность определить для каждого школьника степень риска миопии и установить группу прогноза. На основании данного подхода возможно разрабатывать персонифицированные рекомендации по профилактике миопии с прицельным устранением или ослаблением действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.
Таким образом, разработанная нами прогностическая матрица по оценке рисков развития миопии предназначена для использования на этапе доврачебной скрининг-диагностики. Врачи-офтальмологи получают не только дополнительную информацию, повышающую качество диагностического процесса, но и возможность оптимизировать профилактическую работу по охране зрения школьников.
Рецензенты:
- Низамов Ильдус Галеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.
- Садыкова Тамара Ильдусовна, д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.