Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Мингазова Э.Н. 1 Шиллер С.И. 2
1 ГОУ ВПО «Казанский Государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России» Казань, Россия (410012, Казань, ул.Бутлерова, 49)
2 Офтальмологическая клиника «Кузляр», Казань, Россия (420073, Казань, ул. А.Кутуя, 44а
Исследования проводились в школе-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего», в которой учащиеся длительное время имеют зрительные нагрузки (использование многообразных электронных средств обучения, проектная деятельность на основе «IT-деревни», обучение на английском языке и др. Учащиеся были распределены по группам сравнения: с нормальным зрением и школьники с миопией. Одновременно были собраны сведения о наличие или отсутствие негативных факторов, способствующих снижению зрения у школьников, которые были сведены в 5 групп. В группу медико-биологических факторов вошли возраст, пол, наследственная отягощенность, наличие хронического заболевания, частота простудных заболеваний, оценка физического развития, наличие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие травм головы либо глаз. В группу социально-гигиенических - состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи. В группу поведенческих - уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличия или отсутствия хобби со зрительными нагрузками, длительность просмотра телепередач и видео, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы, продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе и др. Пятой была группа факторов несбалансированности фактического питания учащихся. Суммарные силы влияния факторов зрительной нагрузки наибольшие, у мальчиков составляют 52,8%, у девочек - 51,7%, на втором месте поведенческие, соответственно 39,00% и 41,61% , третьем – питания - 36,46% и 41,38% , четвертом – медико-биологические - 24,80% и 29,09%, пятом - социально-гигиенические – 20,69% и 27,74% . Вычисление и оценка различных факторов дает возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у детей. Основные индивидуальные рекомендации по профилактике миопии у школьника, должны быть направлены на устранение или ослабление действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.
факторы риска
миопия
школьники
прогнозирование
профилактика
1. Баранов A.A. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Руководство для врачей. - М., 2006. - С. 349.
2. Беляева М.Ю. Состояние зрительных функций у учащихся школ-гимназий в современных условиях // Сб. тезис. 7-й научно-практич. конф. «Актуальные проблемы офтальмологии». - М., 2004. - С. 7-10.
3. Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей // Вестн. офтальмол. - 2006. - № 2. - С. 24-26.
4. Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков // Вестник офтальмологии. - 2008. - Т. 124. - № 5. - С. 50-52.
5. Ермолаев А.В. Социологическое обоснование комплекса мероприятий по профилактике глазной патологии у детей : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Астрахань, 2004. - 23 с.
6. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение. - Казань, 2004. - 176 с.
7. Нефедовская Л.Ф. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. Серия «Социальная педиатрия». - М., 2008. - 240 с.
8. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиена и санитария. - 2007. - № 4. - С. 53-59.
 Введение. Состояние здоровья подрастающего поколения является основой благополучия общества, государства в ближайшем будущем. В современных реформах здравоохранения приоритетным направлением является развитие системы мер по охране здоровья детей [1; 8]. Однако на протяжении последних десятилетий в нашей стране сохраняются тенденции роста заболеваемости детского населения, особенно значительного среди детей школьного возраста. Именно среди контингента детей-школьников определяется и самый интенсивный рост случаев миопии [2; 5; 7].

В исследованиях последних лет изучалась роль медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих и других факторов на формирование миопии [3; 4; 6]. Но в них не проводилась комплексная оценка силы влияния этих факторов риска, не определялась иерархия действия, что, по нашему мнению, целесообразно использовать при разработке программ групповой и индивидуальной профилактики миопии среди школьников. Особенно актуальна и необходима разработка таких профилактических программ для школьников школ-гимназий, в которые внедрены инновационные программы, предполагающие значительные зрительные нагрузки.

Цель исследования: на основе вычисления и оценки силы влияния, построения иерархии действия различных факторов создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам.

Методы и материал исследований. В работе применялись социально-гигиенические, социологические и статистический методы исследования. Объект исследования - учащиеся школы-гимназии № 19 г. Казани. Школьники были распределены по группам сравнения: первая группа - школьники с нормальным зрением (172 человека) и вторая группа - школьники с миопией (185 человек). При анализе учитывалось и возрастное распределение детей по условным группам: младших классов (7-9 лет) - 106 человек, средних (12-14 лет) - 142 человека и старших (16-17 лет) - 109 человек школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось на базе школы-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего». Реализовать высокотехнологичные подходы в обучении детей помогает инновационный проект, в основе которого принцип «1:1» (1 ученик = 1 компьютер). В рамках данного проекта в гимназии установлены интерактивные доски, предоставлены электронные планшеты, разработан так называемый электронный портфель: электронный дневник, электронные учебники, база цифровых медиаресурсов, при этом интегрировано устройство с единым образовательным порталом. Преподавание ряда предметов - химии, физики, биологии и естествознания - ведется на английском языке. Обучение английскому и татарскому языкам начинается с первого класса, в последующем дополнительно вводится обучение французскому, немецкому, испанскому и китайскому языкам.  

Одновременно с офтальмологическим осмотром были собраны сведения, характеризующие условия обучения, учебные нагрузки, а также другие негативные факторы, способствующие снижению зрения у школьников. Эти факторы были сведены в 5 групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и факторы нарушений в фактических рационах питания.

В группу медико-биологических вошло наибольшее число факторов, по которым определялись достоверные различия: возраст, пол, наследственная отягощенность, наличие хронического заболевания, частота простудных заболеваний, уровень физического развития, наличие или отсутствие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие или отсутствие травм головы либо глаз. Из социально-гигиенических нами оценивались наиболее «весомые»: состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи. Группа поведенческих факторов включала в себя: уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличие или отсутствие хобби со зрительными нагрузками (компьютерные игры, онлайн- и смс-общения, моделирование с использованием мелких деталей и т.п.), длительность просмотра теле- и видеопередач, длительная и частая работа на компьютере, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы.

Среди поведенческих факторов важными являются следующие: продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе, наличие психологических нагрузок в школе, дома. В пятую группу факторов в нашем исследовании были включены показатели несбалансированности фактического питания учащихся. Необходимо отметить, что все учтенные нами факторы оказывают существенное влияние на развитие миопии у школьников. Суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки у мальчиков составляет 52,8% (Р<0,5), у девочек 51,7% (Р<0,5), на втором месте - поведенческие: 39,00% (Р<0,5) и 41,61% (Р<0,5), третьем - питания: 36,46% (Р<0,5) и 41,38% (Р<0,5), четвертом - медико-биологические: 24,80% (Р<0,5) и 29,09% (Р<0,5), пятом - социально-гигиенические: 20,69% (Р<0,5) и 27,74% (Р<0,5).

Вычисление и оценка силы влияния различных фактов риска дает возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у детей. Методика индивидуального прогнозирования позволяет выделить группы школьников с различными степенями риска развития миопии. Проведенное нами индивидуальное прогнозирование риска развития миопии 1235 школьников показало, что по мере увеличения возраста число детей с благоприятным прогнозом за каждый год уменьшается на 6,3%, со средней степенью риска и с неблагоприятным прогнозом возрастает на такое же количество.

Заключение. Итоговая сумма прогностических коэффициентов дает возможность определить для каждого школьника степень риска миопии и установить группу прогноза. На основании данного подхода возможно разрабатывать персонифицированные рекомендации по профилактике миопии с прицельным устранением или ослаблением действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.                      

Таким образом, разработанная нами прогностическая матрица по оценке рисков развития миопии предназначена для использования на этапе доврачебной скрининг-диагностики. Врачи-офтальмологи получают не только дополнительную информацию, повышающую качество диагностического процесса, но и возможность оптимизировать профилактическую работу по охране зрения школьников.

Рецензенты:

  1. Низамов Ильдус Галеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.
  2. Садыкова Тамара Ильдусовна, д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Мингазова Э.Н., Шиллер С.И. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5589 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674