Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FORMATION OF COGNITIVE CREATION` ACTIVITY THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS IN CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL

Korotkova T.A. 1
1 Mari State University, Yoshkar-Ola
Given article is devoted consideration of such actual problem as of formation of cognitive creation activity of the future teachers of technology and business in the course of their vocational training. It is necessary to notice that the given problem is till now one of the most actual both claimed in the theory and practice of the higher vocational training and one of effective ways of its decision authors see in use of a method of modeling and assumes construction of such system which would function to similarly investigated process. In article authors give the short characteristic, open features and specificity of functioning of model – the purpose, problems, principles, the maintenance, forms, methods and means. All components of model are interconnected and function for the uniform end result that finally promotes optimization, activization, an intensification and as a whole to increase of efficiency of formation of cognitive creation activity of the future teachers of technology and business.
principles
methods
forms
model
cognitive creation activity
Модернизация российского образования, внедрение ФГОС ВПО, определяющих перспективы вхождения России в европейское образовательное пространство, объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров в число приоритетных. Появляется потребность в педагогах, не просто имеющих достаточный запас профессиональных знаний и умений, а обладающих творческой индивидуальностью и готовых успешно реализовать свой творческий потенциал, способных к инновационной деятельности и педагогическому творчеству. В связи с этим актуализируется проблема формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, специфика которой определяется бинарной сущностью их квалификации и проявляется в оригинальности и новизне, как самого процесса, так и результата педагогической деятельности, в применении креативного подхода в процессе решения теоретических и практических задач, широком спектре профессионально важных творческих качеств, обеспечивающих полноценную реализацию их профессиональной деятельности.

Готовность будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности определяется как интегративное качество личности, которое включает систему ценностных ориентаций будущего учителя в сфере творческой деятельности, его концептуальные знания о сущности процесса и продукта творческой деятельности, опыта выполнения творческой деятельности, а также совокупности личностных характеристик педагога, определяющих специфику осуществления им творческой деятельности.

Формирование готовности рассматривается нами как сложный, нелинейный, неравновесный процесс, позитивная динамика которого зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействия определяющих его внутренних и внешних факторов [6].

Существенную роль в формировании готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности играет отражение в содержании образования особенностей национальной культуры и традиций региона. Многие авторы рассматривают национально-региональный компонент образования как средство возрождения и развития национальной школы; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, как своеобразный механизм повышения интереса обучающихся всех уровней образования к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, в том числе содержании профессиональной подготовки педагогов [1, 2, 3, 7, 8].

Реализация национальных традиций Республики Марий Эл в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства может носить как полипредметный, так и монопредметный характер. Полипредметный способ реализации предполагает органическое включение национально-регионального содержания в базовое и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков; монопредметный - углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов.

Профессиональная деятельность учителя технологии и предпринимательства обусловлена требованиями освоения учащимися технологических знаний и культуры в школе, а также овладения общетрудовыми и специальными умениями современной преобразовательной деятельности человека, в том числе и в области обработки пищевых продуктов.

Это позволило сформулировать тему, цель, гипотезу исследования, конкретизировать задачи и определить способы и средства их решения; совершенствовать рабочую программу «Технология обработки пищевых продуктов» с учетом национальных особенностей региона; разработать и теоретически обосновать модель формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации, выявить педагогические условия.

Выбор дисциплин специализации по обработке пищевых продуктов обусловлен недостатком теоретически обобщающих педагогических исследований о роли и возможностях специальных дисциплин в формировании будущей творческой профессиональной деятельности.

Сопоставительный анализ теории профессионального образования учителей технологии и предпринимательства с потребностями практики технологического образования в школе позволил выделить ряд противоречий, наиболее значимым из которых является противоречие между потребностью общества в подготовке молодого поколения к творческому решению широкого спектра технологических задач и уровнем готовности учителей технологии и предпринимательства к деятельности по развитию творчества учащихся.

Таким образом, выявленное противоречие предопределило необходимость разработки и экспериментальной проверки модели формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации.

По определению Е.В. Романова, под «моделью» понимается «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представлен в требуемой наглядной форме и способен давать новое знание об объекте моделирования» [4]. Разработка модели происходила в два основных этапа (рисунок 1). Первый этап включал в себя анализ процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, сложившийся в системе современного педагогического образования. Для этого были выполнены следующие действия: представление системы подготовки в виде совокупности элементов; последовательное обследование каждого элемента; синтез понятийной модели, построенный на основе анализа и обобщения знаний о системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности. На втором этапе проведена работа по трансформации понятийной модели в структурную модель.

На этом этапе моделирования были определены основные структурные единицы и составные элементы процесса подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, установлено их иерархическое соотношение, выявлена совокупность связей между элементами системы и характером их взаимодействия

Цель - формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.

1

Закономерности

обусловленные·

взаимосвязью процессов обучения и развития личности (обучение как основа для творческой деятельности, творческая деятельность как необходимое условие эффективности процесса обучения) 

взаимосвязью процесса формирования готовности будущих учителей технологии  и предпринимательства и развитием у них профессиональных компетенций (компетентность как интегральное качество специалиста)

взаимосвязью творчества, личности и деятельности, становления и динамики их развития (жизненные позиции субъекта к объекту меняются в соответствии с творческой деятельностью

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

Задачи - формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства мотивов профессиональной деятельности, связанных конкретизацией базовых научно-педагогических знаний о сущности, закономерностях и принципах творческой деятельности; овладение профессиональными компетенциями, развитие креативности, инициативности, нестандартности, радикальности как интегративных качеств личности, способности создавать новые идеи и оригинальные продукты деятельности и т.д.

 

1

 

 

 

а

 

 

 

а

 

 

 

а

 

 

Содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности

1

Инвариантный компонент

Базовые курсы «Проектные методы обучения», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «История Республики Марий Эл», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества; психолого-педагогические дисциплины и др.

Вариативный компонент

Дисциплины специализации по обработке пищевых продуктов, дисциплины по выбору «Семейные традиции и праздники», «Народные промыслы», «Основы прикладного искусства»; факультатив «Этика и эстетика» и др.

 

1

 

 

Организационные формы:

лекционные и лабораторно-практические занятия, педагогическая, технологическая и производственная практика, самостоятельная работа, исследовательская деятельность студентов, кулинарная студия «Игра со вкусом», выставки марийской кухни, социально значимые мероприятия вуза и республики и др.

Методы:

кейс-методы, проблемное обучение, имитационные и деловые игры, защита проектов, и др.

Средства:

ФГОС ВПО, учебная литература, рабочие программы и учебные планы, материально-техническая база, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебно-методический комплекс «Технология обработки пищевых продуктов (на примере марийской национальной кухни)», маркетинговые исследования внешней среды, программа развития университета, средства массовой информации и др.

 

1

 

 

 

а

 

 

Принципы

принцип субъектности; 

принцип системности, последовательности условий и целей формирования готовности к творческой дея;тельности;

принцип единства, целостности и преемственности; 

принцип связи обучения с практической деятельностью.

 

а
а

а

 

Результат - готовность будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности

1

 

 

 

а

 

 

 

 

 

а

 

 

 

Критерии готовности будущих учителей технологии

и предпринимательства к творческой деятельности

1. Мотивационный.         2. Когнитивный.        3. Операционно-деятельностный.

4. Личностный.

Уровни сформированности готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности

1. Репродуктивный.           2. Эвристический.           3. Творческий.

 

1

 

Рисунок 1. Модель формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства

к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации

Каждый элемент системы есть следствие состояния другого элемента. Система формирования готовности может быть эффективно спроектирована и реализована, если предварительно изучить и учесть ряд обстоятельств: характерные особенности целей и условий учебно-воспитательного процесса на каждом из этапов; конкретные задачи учебно-воспитательного процесса в отношении формирования готовности будущего учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности на каждом этапе; принципы отбора и структурирования содержания обучения; содержание педагогической деятельности преподавателя; противоречия между предстоящими перспективами формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности и его настоящим состоянием; мотивация студентов к участию в различных видах творческой деятельности; существо затруднений, испытываемых обучаемыми при реализации творческой деятельности на каждом этапе обучения; основные условия, благоприятствующие переходу обучаемого от одной стадии развития готовности к творческой деятельности к другой; содержание самостоятельной творческой деятельности студентов, которая способствует успешному переходу от одной стадии развития готовности к творческой деятельности к другой [5].

Исследования по проблемам формирования готовности студентов к творческой деятельности в системе профессиональной подготовки позволяют выбрать в качестве базовых установок моделирования следующие положения: готовность учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности - это сложное системное образование, включающее совокупность структурно-функциональных компонентов и представляющее собой универсальную характеристику его профессиональной деятельности; особенности формирования и реализации готовности учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности обусловлены личностными характеристиками и собственным опытом; развитие учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности происходит на протяжении всей профессиональной подготовки, но имеет свою специфику на разных этапах.

В структуру разработанной и апробированной нами модели вошли: целевой блок, представленный целями и задачами, ориентированными на предмет исследования; содержательно-процессуальный блок, представленный системой методологических, теоретических, методических, технологических знаний, системой форм и методов активизации творческой деятельности студентов; результативно-оценочный блок, представленный критериями и показателями, а также уровнями сформированности у будущих учителей технологии и предпринимательства готовности к творческой деятельности.

Системообразующим компонентом разработанной нами модели является цель - формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование у будущих учителей технологии мотивов профессиональной деятельности, связанных с реализацией творческого подхода в ее осуществлении, и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности; формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности творческой деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях; развитие креативности как качества личности, проявляющегося в ее направленности на творческую деятельность, способности создавать новые идеи и оригинальные продукты деятельности, а также в таких качествах личности, как инициативности, нестандартности, радикальности и т.д.

Для решения поставленных задач исследования мы использовали отраженную в модели специальную программу с учетом региональных особенностей и соответствующий дидактический механизм, представляющий собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей и уровня творческого развития студентов.

Критериями, характеризующими уровень (репродуктивный, эвристический, творческий) готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, выступают: мотивационный (положительное отношение к творческой деятельности, осознание значения творческой деятельности для успешной профессиональной самореализации); когнитивный (знания о процессе и закономерностях творческой деятельности, проявление творческого мышления и т.д.); операционально-деятельностный (способность к выполнению самостоятельных творческих действий на основе полученного опыта); личностный (наличие личностных качеств, необходимых для творческой деятельности и т.д.).

Анализ представленной модели формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности позволил нам выделить основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса: разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства модели формирования готовности к творческой деятельности; создание образовательной среды, способствующей проявлению творческой активности; учет национальных особенностей региона в содержании профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства; формирование индивидуальных образовательных траекторий и социально-значимых мотивов в реализации творческих проектов и заданий; мониторинг готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.

При формировании готовности к творческой деятельности закономерным становится: взаимосвязь процессов обучения и развития личности (обучение как основа для творческой деятельности, творческая деятельность как необходимое условие эффективности процесса обучения); взаимосвязь процесса формирования готовности будущих учителей технологии предпринимательства и развитием у них профессиональных компетенций; взаимосвязь творчества, личности и деятельности, становления и динамики их развития (жизненные позиции субъекта к объекту меняются в соответствии с творческой деятельностью).

Затронутая проблема формирования готовности будущих учителей к творческой деятельности позволяет выделить ряд принципов (принцип субъектности, системности, последовательности условий и целей формирования готовности, принцип единства, целостности и преемственности, принцип связи обучения с практической деятельностью студентов).

К основным формам организации обучения, в рамках которых осуществляется формирование готовности будущих учителей технологии к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации, относятся лекционные и лабораторные занятия, педагогическая, технологическая и производственная практика, самостоятельная и исследовательская работа студентов.

В содержании формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности были выделены инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть была представлена курсами «Проектные методы обучения», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «История Республики Марий Эл», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества»; психолого-педагогических дисциплин и прочими, содержание которых включает вопросы, связанные с развитием творческих способностей будущих учителей и условиями организации их творческой деятельности в процессе изучения предмета «Технология».

Вариантной частью содержания формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности стала реализация программ дисциплин специализации по обработке пищевых продуктов на примере марийской национальной кухни, составление электронного учебно-методического комплекса, где определялись условия работы по обработке пищевых продуктов; учебный материал делился на модули в соответствии с выбранной формой обучения; разработка мониторинга готовности, в ходе которого оценивалась динамика развития компонентов готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.

Результатом формирования готовности к творческой деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства является выполнение блюд марийской кухни, выставки продуктов творческой деятельности студентов на социально-значимых мероприятиях вуза и республики. Проводимые мероприятия, а также деятельность кулинарной студии «Игра со вкусом» вызывают большую заинтересованность и увлеченность студентов процессом формирования готовности к творческой деятельности, показывают достаточную степень результативности отработки профессиональных компетенций, которые необходимы для работы в школе по полученной специальности, на что направлены результаты экспериментальной работы.

Рецензенты:

Комелина В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.