Готовность будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности определяется как интегративное качество личности, которое включает систему ценностных ориентаций будущего учителя в сфере творческой деятельности, его концептуальные знания о сущности процесса и продукта творческой деятельности, опыта выполнения творческой деятельности, а также совокупности личностных характеристик педагога, определяющих специфику осуществления им творческой деятельности.
Формирование готовности рассматривается нами как сложный, нелинейный, неравновесный процесс, позитивная динамика которого зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействия определяющих его внутренних и внешних факторов [6].
Существенную роль в формировании готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности играет отражение в содержании образования особенностей национальной культуры и традиций региона. Многие авторы рассматривают национально-региональный компонент образования как средство возрождения и развития национальной школы; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, как своеобразный механизм повышения интереса обучающихся всех уровней образования к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, в том числе содержании профессиональной подготовки педагогов [1, 2, 3, 7, 8].
Реализация национальных традиций Республики Марий Эл в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства может носить как полипредметный, так и монопредметный характер. Полипредметный способ реализации предполагает органическое включение национально-регионального содержания в базовое и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков; монопредметный - углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов.
Профессиональная деятельность учителя технологии и предпринимательства обусловлена требованиями освоения учащимися технологических знаний и культуры в школе, а также овладения общетрудовыми и специальными умениями современной преобразовательной деятельности человека, в том числе и в области обработки пищевых продуктов.
Это позволило сформулировать тему, цель, гипотезу исследования, конкретизировать задачи и определить способы и средства их решения; совершенствовать рабочую программу «Технология обработки пищевых продуктов» с учетом национальных особенностей региона; разработать и теоретически обосновать модель формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации, выявить педагогические условия.
Выбор дисциплин специализации по обработке пищевых продуктов обусловлен недостатком теоретически обобщающих педагогических исследований о роли и возможностях специальных дисциплин в формировании будущей творческой профессиональной деятельности.
Сопоставительный анализ теории профессионального образования учителей технологии и предпринимательства с потребностями практики технологического образования в школе позволил выделить ряд противоречий, наиболее значимым из которых является противоречие между потребностью общества в подготовке молодого поколения к творческому решению широкого спектра технологических задач и уровнем готовности учителей технологии и предпринимательства к деятельности по развитию творчества учащихся.
Таким образом, выявленное противоречие предопределило необходимость разработки и экспериментальной проверки модели формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации.
По определению Е.В. Романова, под «моделью» понимается «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представлен в требуемой наглядной форме и способен давать новое знание об объекте моделирования» [4]. Разработка модели происходила в два основных этапа (рисунок 1). Первый этап включал в себя анализ процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, сложившийся в системе современного педагогического образования. Для этого были выполнены следующие действия: представление системы подготовки в виде совокупности элементов; последовательное обследование каждого элемента; синтез понятийной модели, построенный на основе анализа и обобщения знаний о системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности. На втором этапе проведена работа по трансформации понятийной модели в структурную модель.
На этом этапе моделирования были определены основные структурные единицы и составные элементы процесса подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, установлено их иерархическое соотношение, выявлена совокупность связей между элементами системы и характером их взаимодействия
Цель - формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности. |
|
Закономерности обусловленные· взаимосвязью процессов обучения и развития личности (обучение как основа для творческой деятельности, творческая деятельность как необходимое условие эффективности процесса обучения) взаимосвязью процесса формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства и развитием у них профессиональных компетенций (компетентность как интегральное качество специалиста) взаимосвязью творчества, личности и деятельности, становления и динамики их развития (жизненные позиции субъекта к объекту меняются в соответствии с творческой деятельностью |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Задачи - формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства мотивов профессиональной деятельности, связанных конкретизацией базовых научно-педагогических знаний о сущности, закономерностях и принципах творческой деятельности; овладение профессиональными компетенциями, развитие креативности, инициативности, нестандартности, радикальности как интегративных качеств личности, способности создавать новые идеи и оригинальные продукты деятельности и т.д. |
|
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности |
|
|||||||||||||||||
Инвариантный компонент Базовые курсы «Проектные методы обучения», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «История Республики Марий Эл», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества; психолого-педагогические дисциплины и др. |
Вариативный компонент Дисциплины специализации по обработке пищевых продуктов, дисциплины по выбору «Семейные традиции и праздники», «Народные промыслы», «Основы прикладного искусства»; факультатив «Этика и эстетика» и др. |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Организационные формы: лекционные и лабораторно-практические занятия, педагогическая, технологическая и производственная практика, самостоятельная работа, исследовательская деятельность студентов, кулинарная студия «Игра со вкусом», выставки марийской кухни, социально значимые мероприятия вуза и республики и др. |
Методы: кейс-методы, проблемное обучение, имитационные и деловые игры, защита проектов, и др. |
Средства: ФГОС ВПО, учебная литература, рабочие программы и учебные планы, материально-техническая база, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебно-методический комплекс «Технология обработки пищевых продуктов (на примере марийской национальной кухни)», маркетинговые исследования внешней среды, программа развития университета, средства массовой информации и др. |
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Принципы принцип субъектности; принцип системности, последовательности условий и целей формирования готовности к творческой дея;тельности; принцип единства, целостности и преемственности; принцип связи обучения с практической деятельностью.
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
Результат - готовность будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Критерии готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности 1. Мотивационный. 2. Когнитивный. 3. Операционно-деятельностный. 4. Личностный. |
Уровни сформированности готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности 1. Репродуктивный. 2. Эвристический. 3. Творческий. |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Рисунок 1. Модель формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства |
||||||||||||||||||
к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации |
Каждый элемент системы есть следствие состояния другого элемента. Система формирования готовности может быть эффективно спроектирована и реализована, если предварительно изучить и учесть ряд обстоятельств: характерные особенности целей и условий учебно-воспитательного процесса на каждом из этапов; конкретные задачи учебно-воспитательного процесса в отношении формирования готовности будущего учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности на каждом этапе; принципы отбора и структурирования содержания обучения; содержание педагогической деятельности преподавателя; противоречия между предстоящими перспективами формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности и его настоящим состоянием; мотивация студентов к участию в различных видах творческой деятельности; существо затруднений, испытываемых обучаемыми при реализации творческой деятельности на каждом этапе обучения; основные условия, благоприятствующие переходу обучаемого от одной стадии развития готовности к творческой деятельности к другой; содержание самостоятельной творческой деятельности студентов, которая способствует успешному переходу от одной стадии развития готовности к творческой деятельности к другой [5].
Исследования по проблемам формирования готовности студентов к творческой деятельности в системе профессиональной подготовки позволяют выбрать в качестве базовых установок моделирования следующие положения: готовность учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности - это сложное системное образование, включающее совокупность структурно-функциональных компонентов и представляющее собой универсальную характеристику его профессиональной деятельности; особенности формирования и реализации готовности учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности обусловлены личностными характеристиками и собственным опытом; развитие учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности происходит на протяжении всей профессиональной подготовки, но имеет свою специфику на разных этапах.
В структуру разработанной и апробированной нами модели вошли: целевой блок, представленный целями и задачами, ориентированными на предмет исследования; содержательно-процессуальный блок, представленный системой методологических, теоретических, методических, технологических знаний, системой форм и методов активизации творческой деятельности студентов; результативно-оценочный блок, представленный критериями и показателями, а также уровнями сформированности у будущих учителей технологии и предпринимательства готовности к творческой деятельности.
Системообразующим компонентом разработанной нами модели является цель - формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формирование у будущих учителей технологии мотивов профессиональной деятельности, связанных с реализацией творческого подхода в ее осуществлении, и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности; формирование базовых научно-педагогических знаний учителя о сущности творческой деятельности, о её закономерностях, принципах и технологиях; развитие креативности как качества личности, проявляющегося в ее направленности на творческую деятельность, способности создавать новые идеи и оригинальные продукты деятельности, а также в таких качествах личности, как инициативности, нестандартности, радикальности и т.д.
Для решения поставленных задач исследования мы использовали отраженную в модели специальную программу с учетом региональных особенностей и соответствующий дидактический механизм, представляющий собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей и уровня творческого развития студентов.
Критериями, характеризующими уровень (репродуктивный, эвристический, творческий) готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности, выступают: мотивационный (положительное отношение к творческой деятельности, осознание значения творческой деятельности для успешной профессиональной самореализации); когнитивный (знания о процессе и закономерностях творческой деятельности, проявление творческого мышления и т.д.); операционально-деятельностный (способность к выполнению самостоятельных творческих действий на основе полученного опыта); личностный (наличие личностных качеств, необходимых для творческой деятельности и т.д.).
Анализ представленной модели формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности позволил нам выделить основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса: разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства модели формирования готовности к творческой деятельности; создание образовательной среды, способствующей проявлению творческой активности; учет национальных особенностей региона в содержании профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства; формирование индивидуальных образовательных траекторий и социально-значимых мотивов в реализации творческих проектов и заданий; мониторинг готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.
При формировании готовности к творческой деятельности закономерным становится: взаимосвязь процессов обучения и развития личности (обучение как основа для творческой деятельности, творческая деятельность как необходимое условие эффективности процесса обучения); взаимосвязь процесса формирования готовности будущих учителей технологии предпринимательства и развитием у них профессиональных компетенций; взаимосвязь творчества, личности и деятельности, становления и динамики их развития (жизненные позиции субъекта к объекту меняются в соответствии с творческой деятельностью).
Затронутая проблема формирования готовности будущих учителей к творческой деятельности позволяет выделить ряд принципов (принцип субъектности, системности, последовательности условий и целей формирования готовности, принцип единства, целостности и преемственности, принцип связи обучения с практической деятельностью студентов).
К основным формам организации обучения, в рамках которых осуществляется формирование готовности будущих учителей технологии к творческой деятельности при изучении дисциплин специализации, относятся лекционные и лабораторные занятия, педагогическая, технологическая и производственная практика, самостоятельная и исследовательская работа студентов.
В содержании формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к творческой деятельности были выделены инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть была представлена курсами «Проектные методы обучения», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «История Республики Марий Эл», «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества»; психолого-педагогических дисциплин и прочими, содержание которых включает вопросы, связанные с развитием творческих способностей будущих учителей и условиями организации их творческой деятельности в процессе изучения предмета «Технология».
Вариантной частью содержания формирования готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности стала реализация программ дисциплин специализации по обработке пищевых продуктов на примере марийской национальной кухни, составление электронного учебно-методического комплекса, где определялись условия работы по обработке пищевых продуктов; учебный материал делился на модули в соответствии с выбранной формой обучения; разработка мониторинга готовности, в ходе которого оценивалась динамика развития компонентов готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой деятельности.
Результатом формирования готовности к творческой деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства является выполнение блюд марийской кухни, выставки продуктов творческой деятельности студентов на социально-значимых мероприятиях вуза и республики. Проводимые мероприятия, а также деятельность кулинарной студии «Игра со вкусом» вызывают большую заинтересованность и увлеченность студентов процессом формирования готовности к творческой деятельности, показывают достаточную степень результативности отработки профессиональных компетенций, которые необходимы для работы в школе по полученной специальности, на что направлены результаты экспериментальной работы.
Рецензенты:
Комелина В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Короткова Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5523 (дата обращения: 06.10.2024).