Целью данной работы были разработки новых методик нефармакологической коррекции постстрессорных дисфункций.
Материалы и методы. Набор экспериментального материала проводился с 2005 по 2011 г. В качестве испытуемых выступило 139 детей (66 мальчиков, 73 девочки), средний возраст 12,2±1,8 года, в анамнезе которых были психогенные или психосоматические дисфункции. Они были добровольно разделены на 3 подгруппы, протестированы, и каждая подгруппа прошла от 10 до 35 сеансов одного из предложенных методов коррекции: БОС, УПД-БОС-РТМ, спортивная реабилитация с помощью оздоровительного направления восточного спортивного искусства айкидо. Применение известной оздоровительной методики БОС по кардиоритму было контрольным с целью показа эффективности новых, впервые примененных в данной работе, коррекционных методик.
На стадии подтверждения участия в исследованиях и разъяснения смысла предстоящей работы испытуемым рекомендовалось не вносить изменения в свой привычный распорядок жизни, исключить использование фармакологических препаратов. Все поставленные условия были соблюдены.
Были использованы известные методологические подходы, дающие наиболее полную характеристику состояния здоровья. Методика обследования являлась достаточно показательной и достоверной, так как в процессе контролировались и психологические, и психофизиологические, и физиологические показатели. Полипараметрия этой методики приводит к пониманию изменения состояния человеческого организма, когда при изменении психологического гомеостазиса соответственно изменяется физический гомеостазис [4]. Исследование проводилось 3 раза: 1) фоновое тестирование и измерение обследуемых параметров при первичном обследовании; 2) второе тестирование (3-4 раза) в конце эксперимента за 15 минут до начала коррекционного сеанса; 3) контрольное тестирование через 6 месяцев.
В методику обследования входили: САН [7], реактивная тревожность [10], скорость арифметического счета [6], субъективное время [9], вариабельность субъективного времени, артериальное давление, частота сердечных сокращений.
Новыми методиками коррекции были:
1. Комплексная методика УПД-БОС-РТМ (10 сеансов по 1,5 часа каждый), которая включает в себя:
а) психологическую коррекцию (УПД) - метод установки позитивной доминанты, который является методом психологического воздействия. Во время личной беседы с пациентом ему предлагается тестовая таблица, заставляющая оценить позитив в его прошедшей и настоящей жизни;
б) психофизиологическую коррекцию (БОС) - широко применяемое физиологическое биоуправление по методу биологической обратной связи [8];
в) физиологическую коррекцию (РТМ) - технику релаксационного массажа с элементами точечного. Чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в кору головного мозга. Эта физиологическая закономерность используется в методике релаксационного массажа. В моменты психического возбуждения и стресса мышцы непроизвольно напрягаются, а напряженные мышцы влияют на психоэмоциональное состояние. Если напряжение затягивается, то наступает переутомление, снижается работоспособность, утяжеляется стресс. В основе действия расслабляющего массажа лежит обратная закономерность - расслабленные массажем мышцы передают в мозг успокаивающие импульсы, что приводит к общему успокоению нервной системы и к релаксации. При релаксации происходит торможение электрофизиологических процессов в центральной и периферической нервной системе, благодаря чему достигается состояние, близкое к здоровому сну. Массажные приемы выполняются плавно, размеренно, мягко, с преобладанием поглаживаний, легких разминаний и растираний. Приемы ручной прерывистой вибрации (рубление, поколачивание и пр.) не применяются. В применяемой методике с элементами точечного массажа нажим на активные точки шеи и спины - фэн-чи, да-джуй, да-джу, фей-джу, гао-хуань, суань-шу, мин-мень, гань-шу повторяется с частотой примерно на 30% реже, чем скорость пульсовой волны. Эти точки выбраны как наиболее удобно расположенные при массаже и влияющие на состояние нервной системы. Таким образом, через дополнительный механизм тактильной обратной связи нормализуется сердечный ритм, который при стрессе работает в напряженном режиме. Начальный прием воздействия на точку - круговое поглаживание, переходящее в растирание в течение 25-30 с, затем надавливают на точку 5-10 раз, затем снова круговое растирание - поглаживание [5].
2. Спортивная реабилитация (35 сеансов по 1,5 часа каждый).
Среди большого количества восточных психофизических систем особое место, из-за отсутствия агрессии, занимает айкидо. Движения и дыхание в айкидо согласуются с законами природы. «Перекаты» в разные стороны, являющиеся элементами страховки, не только приводят в порядок позвоночник, но и стимулируют биологически активные точки. Разминка проходит в молчании, движения ритмичны. Это помогает привести тело и мозг в уравновешенное, релаксационное состояние. Преобладающее значение имеет внутренняя психологическая подготовка, на что обращается большое внимание, а не напряжение внешних физических сил. Перед тренировкой занимающиеся принимают положения, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и стараются дышать глубоко и равномерно. Во время активной двигательной тренировки предлагается применять диафрагмальный способ дыхания [1; 2].
Как контрольный способ оценки эффективности новых коррекционных методик было предложено применение только стандартной методики биологической обратной связи по кардиоритму (15 сеансов по 45 минут).
В работе были использованы методы статистического анализа: среднее значение, стандартное отклонение и t-критерий Стьюдента для оценки значимости различий между группами.
Результаты и обсуждение. Экологическая обстановка современного города заставляет искать меры защиты от внешнего стрессорного прессинга в нефармакологических областях коррекционного воздействия. Понимание механизмов возникновения психогенных и психосоматических расстройств приводит к необходимости применения нормализационных методик, наиболее щадяще перестраивающих сложившийся гомеостазис нездоровья и не приводящих к еще более сильным психологическим или физиологическим ломкам [3; 4].
В данной работе применение новых коррекционных методик привело к нормализации функционального состояния детей, что отражено в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика исследуемых параметров у 139 детей с различными формами психогенных и психосоматических дисфункций в фоне, в течение коррекционных сеансов и при контроле через 6 месяцев по методам БОС, УПД-БОС-РТМ, спортивная реабилитация
№ |
САН |
РТ |
АС |
ИМ |
ВАР |
САД |
ДАД |
ЧСС |
Фоновое измерение |
||||||||
I |
-1,43±0,57 |
58,37±6,82 |
8,57±4,01 |
27,43±10,00 |
32,94±9,82 |
124,35±5,10 |
74,49±9,11 |
94,55±10,27 |
II |
-1,51±0,54 |
55,37±6,73 |
8,77±3,78 |
26,34±9,42 |
31,75±7,79 |
125,15±4,71 |
73,72±8,93 |
92,9±9,13 |
III |
-1,31±0,46 |
59,24±8,51 |
6,73±4,39 |
24,41±8,16 |
33,99±7,65 |
123,25±7,61 |
76,29±7,56 |
96,81±11,34 |
Динамика в результате коррекционных процедур |
||||||||
I |
*2,21±0,73 |
*25,29±3,70 |
*11,37±1,78 |
*47,39±4,60 |
*12,24±5,07 |
*113,75±8,75 |
*66,68±6,59 |
*70,52±4,46 |
II |
º2,1±0,71 |
º28,8±2,28 |
º11,30±1,75 |
º51,15±5,87 |
º8,95±5,71 |
º112,75±8,65 |
º65,5±6,04 |
º69,35±4,48 |
III |
2,40±0,63 |
24,4±2,74 |
11,53±1,64 |
47,10±4,30 |
13,13±4,43 |
116,30±4,41 |
65,66±5,62 |
71,46±2,06 |
Контрольное измерение |
||||||||
I |
2,24±0,68 |
25,22±3,56 |
11,33±1,77 |
47,65±4,71 |
11,95±5,10 |
113,75±8,75 |
66,68±6,59 |
70,50±4,10 |
II |
2,20±0,69 |
26,70±2,47 |
11,40±1,66 |
51,15±5,84 |
8,85±5,64 |
113,00±8,79 |
66,75±5,91 |
70,10±4,50 |
III |
2,35±0,63 |
24,35±2,81 |
11,36±1,69 |
49,28±6,19 |
11,06±6,16 |
116,07±4,46 |
65,71±5,83 |
71,14±2,03 |
САН - тест «Самочувствие, активность, настроение»; РТ - тест «Реактивная тревожность»; АС - тест на скорость арифметического счета; ИМ - тест «Индивидуальная минута»; ВАР - тест «Вариативность индивидуальной минуты»; САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; I - группа детей, прошедших коррекцию по методу БОС; II - группа детей, прошедших коррекцию по методу УПД-БОС-РТМ; III - группа детей, прошедших коррекцию по методу спортивной реабилитации; * - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции по методу БОС (15 сеансов) с уровнем значимости p=0,95; º - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции методом УПД-БОС-РТМ (10 сеансов) с уровнем значимости p=0,95; • - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции методом спортивной реабилитации с уровнем значимости p=0,95 (Т-критерий Стьюдента).
Таблица демонстрирует, что фоновые измерения у детей с психогенными и психосоматическими нарушениями показывают напряжение исследуемых психологических, психофизиологических и физиологических функций.
После применения известных и новых коррекционных процедур изменения носят достоверный характер, и фиксируется нормализация функционального состояния.
Новые методики, примененные в данной экспериментальной работе, являются достаточно эффективными, так как нормализация исследуемых параметров сохраняется в течение шести месяцев.
Валидность новых коррекционных методик (УПД-БОС-РТМ и спортивная реабилитация по методу оздоравливающего айкидо) может быть подтверждена при сравнении контрольных параметров этих методик и метода биологической обратной связи после коррекционных процедур и во время контрольного измерения в исследуемой выборке через шесть месяцев.
Выводы
- Разработка новых нестандартных нефармакологических методов коррекции психогенных и психосоматических нарушений, основанных на знании механизма возникновения и поддержки этих дисфункций, достаточно актуальна, и дает возможность исследователям и медицинским работникам разнообразить методы коррекции, привнося повышенную побудительную мотивацию при лечебных действиях, особенно если это касается детского возраста.
- Положительная мотивация и интерес при коррекционных процедурах, как давно известно, уменьшает время нормализации функций и повышает качество жизни.
- Индивидуальный подход и выбор предлагаемой процедуры при лечении данного рода заболеваний является обязательным и может быть показателем компетенции психофизиолога.
- Проблема новых подходов к коррекции психогенных дисфункций у детей требует нахождения новых нестандартных путей решения.
Рецензенты:
- Чернышева М.П., д.б.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», г. Санкт-Петербург.
- Николаева Е.И., д.б.н., профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», г. Санкт-Петербург.