Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОГЕННЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Булгакова О.С. 1
1 Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», Санкт-Петербург
Проблема новых подходов к коррекции психогенных дисфункций у детей требует нахождения новых нестандартных путей решения. В статье разработаны нестандартные нефармакологические методы коррекции психогенных и психосоматических нарушений, основанные на знании механизма возникновения и поддержки этих дисфункций, что может дать возможность исследователям и медицинским работникам разнообразить методы коррекции, привнося повышенную побудительную мотивацию при лечебных действиях, особенно если это касается детского возраста. Показано, что положительная мотивация и интерес при коррекционных процедурах уменьшает время нормализации функций. Индивидуальный подход и выбор предлагаемой процедуры при лечении данного рода заболеваний является обязательным и может быть показателем компетенции психофизиолога.
стресс
психогенные дисфункции
психосоматические дисфункции
нефармацевтические коррекционные методики
1. Бартош М., Вудман Р. Айкидо – исцеляющее искусство // Боевое искусство планеты. – 1993. – № 8–10. – С. 64–66.
2. Булгаков А.Б. и др. Актуальность реабилитационно-адаптивных спортивных практик в сохранении психофизиологического здоровья нации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – № 4. – 2008. – С. 172–174.
3. Булгакова О.С. и др. Влияние коррекционных сеансов биоуправления с обратной связью по кардиоритму на течение невропатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. – № 1. – 2008. – С. 34–40.
4. Булгакова О.С. Психофизиологические дисфункции: механизмы, диагностика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 7. – С. 45–52.
5. Васичкин В.И. Справочник по массажу. – Л. : Медицина, 1991. – 175 с.
6. Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. – Минск : Высшая школа, 1990. – 119 с.
7. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб. : Питер, 2005. – 412 с.
8. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств. Биологическая Обратная Связь. – СПб. : Российская ассоциация БОС. – 2001. – 68 с.
9. Смирнов А.Г. Оценка субъективной секунды при помощи теста «Индивидуальная минута» // Журнал высшей нервной деятельности. – 1992. – Вып. 5. – С. 1035–1038.
10. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л. : ЛНИИФК, 1976. – 19 с.
Введение. Количество психогенных нарушений у детей возрастает с каждым годом. Поэтому проблема наиболее эффективной нефармакологической коррекции психогенных расстройств, связанных с напряжением работы механизмов адаптационной защиты, остается достаточно актуальной. Предлагаемые современные методики основываются на знании механизмов возникновения психосоматических дисфункций и психогенных нарушений, которые опосредованы нарушением вегетативного баланса.

Целью данной работы были разработки новых методик нефармакологической коррекции постстрессорных дисфункций.

Материалы и методы. Набор экспериментального материала проводился с 2005 по 2011 г. В качестве испытуемых выступило 139 детей (66 мальчиков, 73 девочки), средний возраст 12,2±1,8 года, в анамнезе которых были психогенные или психосоматические дисфункции. Они были добровольно разделены на 3 подгруппы, протестированы, и каждая подгруппа прошла от 10 до 35 сеансов одного из предложенных методов коррекции: БОС, УПД-БОС-РТМ, спортивная реабилитация с помощью оздоровительного направления восточного спортивного искусства айкидо. Применение известной оздоровительной методики БОС по кардиоритму было контрольным с целью показа эффективности новых, впервые примененных в данной работе, коррекционных методик.

На стадии подтверждения участия в исследованиях и разъяснения смысла предстоящей работы испытуемым рекомендовалось не вносить изменения в свой привычный распорядок жизни, исключить использование фармакологических препаратов. Все поставленные условия были соблюдены.

Были использованы известные методологические подходы, дающие наиболее полную характеристику состояния здоровья. Методика обследования являлась достаточно показательной и достоверной, так как в процессе контролировались и психологические, и психофизиологические, и физиологические показатели. Полипараметрия этой методики приводит к пониманию изменения состояния человеческого организма, когда при изменении психологического гомеостазиса соответственно изменяется физический гомеостазис [4]. Исследование проводилось 3 раза: 1) фоновое тестирование и измерение обследуемых параметров при первичном обследовании; 2) второе тестирование (3-4 раза) в конце эксперимента за 15 минут до начала коррекционного сеанса; 3) контрольное тестирование через 6 месяцев.

В методику обследования входили: САН [7], реактивная тревожность [10], скорость арифметического счета [6], субъективное время [9], вариабельность субъективного времени, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

Новыми методиками коррекции были:

1. Комплексная методика УПД-БОС-РТМ (10 сеансов по 1,5 часа каждый), которая включает в себя:

а) психологическую коррекцию (УПД) - метод установки позитивной доминанты, который является методом психологического воздействия. Во время личной беседы с пациентом ему предлагается тестовая таблица, заставляющая оценить позитив в его прошедшей и настоящей жизни;

б) психофизиологическую коррекцию (БОС) - широко применяемое физиологическое биоуправление по методу биологической обратной связи [8];

в) физиологическую коррекцию (РТМ) - технику релаксационного массажа с элементами точечного. Чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в кору головного мозга. Эта физиологическая закономерность используется в методике релаксационного массажа. В моменты психического возбуждения и стресса мышцы непроизвольно напрягаются, а напряженные мышцы влияют на психоэмоциональное состояние. Если напряжение затягивается, то наступает переутомление, снижается работоспособность, утяжеляется стресс. В основе действия расслабляющего массажа лежит обратная закономерность - расслабленные массажем мышцы передают в мозг успокаивающие импульсы, что приводит к общему успокоению нервной системы и к релаксации. При релаксации происходит торможение электрофизиологических процессов в центральной и периферической нервной системе, благодаря чему достигается состояние, близкое к здоровому сну. Массажные приемы выполняются плавно, размеренно, мягко, с преобладанием поглаживаний, легких разминаний и растираний. Приемы ручной прерывистой вибрации (рубление, поколачивание и пр.) не применяются. В применяемой методике с элементами точечного массажа нажим на активные точки шеи и спины - фэн-чи, да-джуй, да-джу, фей-джу, гао-хуань, суань-шу, мин-мень, гань-шу повторяется с частотой примерно на 30% реже, чем скорость пульсовой волны. Эти точки выбраны как наиболее удобно расположенные при массаже и влияющие на состояние нервной системы. Таким образом, через дополнительный механизм тактильной обратной связи нормализуется сердечный ритм, который при стрессе работает в напряженном режиме. Начальный прием воздействия на точку - круговое поглаживание, переходящее в растирание в течение 25-30 с, затем надавливают на точку 5-10 раз, затем снова круговое растирание - поглаживание [5].

2. Спортивная реабилитация (35 сеансов по 1,5 часа каждый).

Среди большого количества восточных психофизических систем особое место, из-за отсутствия агрессии, занимает айкидо. Движения и дыхание в айкидо согласуются с законами природы. «Перекаты» в разные стороны, являющиеся элементами страховки, не только приводят в порядок позвоночник, но и стимулируют биологически активные точки. Разминка проходит в молчании, движения ритмичны. Это помогает привести тело и мозг в уравновешенное, релаксационное состояние. Преобладающее значение имеет внутренняя психологическая подготовка, на что обращается большое внимание, а не напряжение внешних физических сил. Перед тренировкой занимающиеся принимают положения, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и стараются дышать глубоко и равномерно. Во время активной двигательной тренировки предлагается применять диафрагмальный способ дыхания [1; 2].

Как контрольный способ оценки эффективности новых коррекционных методик было предложено применение только стандартной методики биологической обратной связи по кардиоритму (15 сеансов по 45 минут).

В работе были использованы методы статистического анализа: среднее значение, стандартное отклонение и t-критерий Стьюдента для оценки значимости различий между группами.

Результаты и обсуждение. Экологическая обстановка современного города заставляет искать меры защиты от внешнего стрессорного прессинга в нефармакологических областях коррекционного воздействия. Понимание механизмов возникновения психогенных и психосоматических расстройств приводит к необходимости применения нормализационных методик, наиболее щадяще перестраивающих сложившийся гомеостазис нездоровья и не приводящих к еще более сильным психологическим или физиологическим ломкам [3; 4].

В данной работе применение новых коррекционных методик привело к нормализации функционального состояния детей, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика исследуемых параметров у 139 детей с различными формами психогенных и психосоматических дисфункций в фоне, в течение коррекционных сеансов и при контроле через 6 месяцев по методам БОС, УПД-БОС-РТМ, спортивная реабилитация

САН

РТ

АС

ИМ

ВАР

САД

ДАД

ЧСС

Фоновое измерение

I

-1,43±0,57

58,37±6,82

8,57±4,01

27,43±10,00

32,94±9,82

124,35±5,10

74,49±9,11

94,55±10,27

II

-1,51±0,54

55,37±6,73

8,77±3,78

26,34±9,42

31,75±7,79

125,15±4,71

73,72±8,93

92,9±9,13

III

-1,31±0,46

59,24±8,51

6,73±4,39

24,41±8,16

33,99±7,65

123,25±7,61

76,29±7,56

96,81±11,34

Динамика в результате коррекционных процедур

I

*2,21±0,73

*25,29±3,70

*11,37±1,78

*47,39±4,60

*12,24±5,07

*113,75±8,75

*66,68±6,59

*70,52±4,46

II

º2,1±0,71

º28,8±2,28

º11,30±1,75

º51,15±5,87

º8,95±5,71

º112,75±8,65

º65,5±6,04

º69,35±4,48

III

2,40±0,63

24,4±2,74

11,53±1,64

47,10±4,30

13,13±4,43

116,30±4,41

65,66±5,62

71,46±2,06

Контрольное измерение

I

2,24±0,68

25,22±3,56

11,33±1,77

47,65±4,71

11,95±5,10

113,75±8,75

66,68±6,59

70,50±4,10

II

2,20±0,69

26,70±2,47

11,40±1,66

51,15±5,84

8,85±5,64

113,00±8,79

66,75±5,91

70,10±4,50

III

2,35±0,63

24,35±2,81

11,36±1,69

49,28±6,19

11,06±6,16

116,07±4,46

65,71±5,83

71,14±2,03

САН - тест «Самочувствие, активность, настроение»; РТ - тест «Реактивная тревожность»; АС - тест на скорость арифметического счета; ИМ - тест «Индивидуальная минута»; ВАР - тест «Вариативность индивидуальной минуты»; САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; I - группа детей, прошедших коррекцию по методу БОС; II - группа детей, прошедших коррекцию по методу УПД-БОС-РТМ; III - группа детей, прошедших коррекцию по методу спортивной реабилитации; * - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции по методу БОС (15 сеансов) с уровнем значимости p=0,95; º - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции методом УПД-БОС-РТМ (10 сеансов) с уровнем значимости p=0,95; • - значимое отличие исследуемого параметра до и после коррекции методом спортивной реабилитации с уровнем значимости p=0,95 (Т-критерий Стьюдента).

Таблица демонстрирует, что фоновые измерения у детей с психогенными и психосоматическими нарушениями показывают напряжение исследуемых психологических, психофизиологических и физиологических функций.

После применения известных и новых коррекционных процедур изменения носят достоверный характер, и фиксируется нормализация функционального состояния.

Новые методики, примененные в данной экспериментальной работе, являются достаточно эффективными, так как нормализация исследуемых параметров сохраняется в течение шести месяцев.

Валидность новых коррекционных методик (УПД-БОС-РТМ и спортивная реабилитация по методу оздоравливающего айкидо) может быть подтверждена при сравнении контрольных параметров этих методик и метода биологической обратной связи после коррекционных процедур и во время контрольного измерения в исследуемой выборке через шесть месяцев.

Выводы

  1. Разработка новых нестандартных нефармакологических методов коррекции психогенных и психосоматических нарушений, основанных на знании механизма возникновения и поддержки этих дисфункций, достаточно актуальна, и дает возможность исследователям и медицинским работникам разнообразить методы коррекции, привнося повышенную побудительную мотивацию при лечебных действиях, особенно если это касается детского возраста.
  2. Положительная мотивация и интерес при коррекционных процедурах, как давно известно, уменьшает время нормализации функций и повышает качество жизни.
  3. Индивидуальный подход и выбор предлагаемой процедуры при лечении данного рода заболеваний является обязательным и может быть показателем компетенции психофизиолога.
  4. Проблема новых подходов к коррекции психогенных дисфункций у детей требует нахождения новых нестандартных путей решения.

Рецензенты:

  • Чернышева М.П., д.б.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», г. Санкт-Петербург.
  • Николаева Е.И., д.б.н., профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Булгакова О.С. НЕФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОГЕННЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5472 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674