Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

The essence and specificity of organization of the pedagogical work with family in the centres of national culture

Debriyan E.A. 1, 2, 3
1 Non-state Educational Establishment of Higher Professional Training Omsk Academy of Humanities
2 Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “G.R. Derzhavin Tambov State University”, Tambov
3 Self-sufficient Educational Establishment of Secondary Professional Training "Technical School "Orientir"Omsk Academy of Humanities,Omsk
The article presents the author´s understanding of the essence and specificity of organization of the pedagogical work with family in the centres of national culture. The essence is presented as an organized educational process aimed at the education and development of mutual respect, cultural pluralism and ethnic tolerance in the process of international communication, which results not only in the family involvement into the ethnic culture, but also social and cultural development of the individuality of the family members. As for specificity, it is a particular potential of the national-cultural centers with the help of specific technologies (technology of organization of amateur creativity and amateur associations, technology of organization of family entertainment and modern ethno-cultural technology) to influence on the mind and the emotional sphere of family members, involving them into various forms of social and cultural activity that makes the process of self-development and self-actualization possible.
social and cultural development
center of national culture
cultural pluralism
ethnic tolerance
self-development
self-actualization
В настоящее время в области межнациональных отношений в мировом сообществе и в России, в том числе, существует достаточно много проблем. В нынешнем состоянии неуверенности в будущем, неутихающих национальных конфликтов, размытых традиционных национальных ценностей крайне важно не только возродить и сохранить национальную культуру, но и научиться уважать культуру страны, в которой живешь, научиться достойным доброжелательным межнациональным отношениям.

Такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» 2000 г. подчеркивают роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития, а выдвинутые в них задачи приобретают особую значимость в свете осуществляемых в России проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество (Е.И. Григорьева).

Для многих регионов России в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов ядром программ решения национальных проблем и профилактики межнациональных конфликтов становится социально-культурная проблематика. При этом особого внимания требуют следующие основные задачи: сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала; формирование нового механизма культурной преемственности; использование коммерческого потенциала национальных культур; решение проблем преподавания национальных языков; разработка комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе; ликвидация этнографической невежественности россиян путем внедрения обязательного этнографического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений и расширения преподавания этнографических знаний в школах, создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии (И.В. Лоткин, Н.А. Томилов).

Как известно, культуры разных этнических общностей, проживающих на территории нашей страны, составляют одну целую современную культуру, находятся в тесной взаимосвязи и являются неотделимыми друг от друга. Именно поэтому в современном мире важно развивать способности к пониманию, признанию и толерантному отношению к чужой культуре (Е.Г. Буянкина, А.М. Герштейн, Ю.А. Серебрякова, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина).

Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет семья, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная российская семья, создаваемая и развивающаяся в полиэтническом обществе, оказалась в весьма трудном положении. Сегодняшним кризисом, происходящим во всех сферах жизни, затронуты экономические и социальные основы, а также основные функции, являющиеся основой современной семьи. Значительные изменения происходят и в ценностных ориентациях семьи, а также в ее структуре.

Помогая человечеству выполнять важнейшие функции (репродуктивную, социализации детей, преемственности поколений и др.), семья является одним из основных социальных институтов. Именно поэтому в различных отраслях знаний изучаются проблемы семьи, семейных отношений, формирование политики, благоприятствующей развитию и укрепле-нию семьи, возрождение статуса семьи как социального института общества, направленного на формирование и развития культурного плюрализма и этнической толерантности.

В настоящее время в нашей стране действуют сотни национальных центров, отличающихся по названию и характеру деятельности, по составу и т.д., но они почти всегда, как утверждает Е.Г. Буянкина, отражают положение того или иного этноса в системе национальных отношений [2]. Следует отметить, что под этносом мы понимаем межпоколенную группу людей, объединенную длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием [5]. Национально-культурные центры являются фактором стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, а также  объединяют людей не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: католиков и православных, буддистов и мусульман [3].

Рассматривая этнокультурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, А.В. Гапеева отмечала, что в работе центров всегда подчеркивается связь национального с общечеловеческим, так как национальное без общечеловеческого содержания имеет лишь местное локальное значение, что в конечном итоге приводит к изоляции нации и падению ее национальной культуры. Мы разделяем точку зрения автора, что роль личностного начала в национальной культуре определяется не только приобщением каждого человека к совокупной сумме национальных знаний, но и ценностной ориентации личности и характером ее деятельности в обществе. Национальная культура, утверждает А.В. Гапеева, не может не включать в себя элементы общечеловеческой культуры, так как именно это обеспечивает возможность обмена духовными и материальными ценностями между различными культурами и их реальный вклад в общемировую культуру всего человеческого рода. Более того, этническая культура позволяют приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности гражданина России, выработке его ценностных ориентаций и жизненной позиции [3].

В процессе формирования национально-культурных традиций происходит формирование ценностных ориентаций, присущих культуре определенного этноса.

Выполнять поставленные цели и задачи национально-культурным центрам в какой-то мере помогает определенная тенденция, связанная с ростом значения досуга как общественной ценности. Этот феномен ученые называют «досуговым шоком», и одной из ведущих тенденций современной цивилизации стало усиление роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов, а досуг наряду с учебной и трудовой деятельностью также стал важной сферой формирования личности [1, с. 144-163].

По мнению авторов А.Ф. Воловик и В.А. Воловик, включение семей в структуру досуга центра имеет большое социокультурное значение. Поскольку интересный, содержательный досуг является не только средством всестороннего развития членов семьи, но большое значение имеет индивидуальное и групповое освоение культуры в структуре досуга (это - посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий), все это, по мнению авторов, расширяет образовательный уровень членов семей диаспоры. Мы полностью согласны с авторами в том, что формирование семейных традиций в центре национальной культуры, проведение свободного времени, удовлетворение этнокультурных потребностей, включение в систему взаимодействия и общения с другими семейными коллективами - все это является залогом появления счастливой дружной семьи [4].

Национальные центры, являясь местом проведения досуга, обладают огромным личностно-развивающим и воспитательным потенциалом, который заключается в использовании и развитии национально-культурных традиций и общечеловеческих ценностей. Развивая духовно-нравственную сторону личности человека, они способствуют формированию ценностных ориентаций в процессе сохранения и развития национально-культурных  традиций.

В любом многонациональном государстве существует потребность развития национальных культур, что является главным фактором возрождения этноса. Мы разделяем точку зрения Е.Г. Буянкиной и также считаем, что преодоление культурного кризиса, бездуховности и деградации народов - первоочередные задачи национальных объединений, стремящихся, по мнению автора, к переключению энергии стихийности в конструктивное, созидательное русло [2].

Необходимо добавить, что национально-культурные центры выполняют и коммуникативную функцию, так как различные социальные контакты удовлетворяют потребность человека в общении и дают толчок к возникновению чувства национального единства. Более того, в процессе освоения национальной культуры происходит консолидация этносов, укрепление внутригосударственных и международных связей.

По мнению Т.В. Шех [6], национально-культурные центры - это школы формирования гражданского самосознания, поскольку в процессе активного и сознательного участия в творческой деятельности формируются значимые качества личности, которые позволяют индивиду осознавать себя самостоятельным, наделённым правами и обязанностями членом общества, то есть происходит социализация личности человека. А становление таких качеств как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция и др. формируются, по мнению автора, только в процессе социальной активности.

Направленная на смягчение национальных противоречий деятельность национальных культурных центров способна формировать новое мышление, направленное на уважение культурного своеобразия любой нации. 

Итак, национальный культурный центр - «это социальный институт, представляющий собой один из механизмов культурно-национальной автономии, и новый тип культурно-досуговой организации, ставящей своей задачей культурную консолидацию определенного этноса, возрождение, развитие и популяризацию национальной духовной культуры во всех ее проявлениях» [2, с. 91] .

Итак, сущность организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры представляет собой целенаправленный организованный педагогический процесс, направленный на воспитание и развитие взаимного уважения, культурного плюрализма, этнической толерантности в процессе межнационального общения, а также на установление и поддержание дружеских и культурных связей между разными народами и с различными национально-государственными образованиями и государствами, в результате которого происходит:

  • вхождение семьи в культуру своего народа (инкультурация),  а также передача ценностей культуры определенного этноса в многонациональное общество и многонациональную культуру России;
  • формирование ценностей и социокультурное развитие и саморазвитие личности членов семьи, реализация их творческого потенциала через общение и специально организованную деятельность центра национальной культуры.

Что касается специфики организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры, она заключается в особом потенциале и возможностях национально-культурных центров с помощью определенных технологий культурно-досуговой деятельности (технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации семейного досуга и современных этнокультурных технологий) воздействовать на сознание и эмоциональную сферу членов семьи, включая их в различные формы реализации социально-культурной активности, что делает процесс саморазвития, самореализации и овладения социальными и духовными ценностями возможным, с целью сохранения и развития ценностей национальной культуры, формирования межнациональной толерантности и укрепления единства российской нации.

Рецензенты:           

  • Новаторов В.Е., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.
  • Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.