Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Дебриян Е.А. 1, 2, 3
1 НОУ ВПО Омская гуманитарная академия, Омск
2 ФГОУ ВПО "Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина", Тамбов
3 АУ СПО "Техникум "Ориентир", г.Омск
В статье представлено авторское понимание сущности и специфики организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры. Сущность представлена в качестве организованного педагогического процесса, направленного на воспитание и развитие взаимного уважения, культурного плюрализма, этнической толерантности в процессе межнационального общения, в результате которого происходит не только вхождение семьи в культуру своего народа, но главное - социокультурное развитие личности членов семьи. Что касается специфики, она заключается в особом потенциале национально-культурных центров, в которых с помощью технологий социально-культурной деятельности (технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации семейного досуга и современных этнокультурных технологий) можно воздействовать на сознание и эмоциональную сферу членов семьи, включая их в различные формы реализации социально-культурной активности, что делает процесс саморазвития, самореализации и овладения социальными и духовными ценностями возможным.
Социально-культурное развитие
центр национальной культуры
культурный плюрализм
этническая толерантность
саморазвитие
самореализация
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский; Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эго, 2001. - 287 с.
2. Буянкина Е. Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи: дисс....канд. пед. наук. - Барнаул, 2005. - 234 с.
3. Гапеева А.В. Национально-культурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе: дисс.... канд. культорол. наук. - Улан-Удэ, 2002. - 153 с.
4. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. - 232 с.
5. Социология: Энциклопедия / cост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
6. Шех Т.В. Историко-педагогический генезис категории «Гражданское самосознание личности» [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/534967/ (дата обращения 01.12.11).
В настоящее время в области межнациональных отношений в мировом сообществе и в России, в том числе, существует достаточно много проблем. В нынешнем состоянии неуверенности в будущем, неутихающих национальных конфликтов, размытых традиционных национальных ценностей крайне важно не только возродить и сохранить национальную культуру, но и научиться уважать культуру страны, в которой живешь, научиться достойным доброжелательным межнациональным отношениям.

Такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» 2000 г. подчеркивают роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития, а выдвинутые в них задачи приобретают особую значимость в свете осуществляемых в России проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество (Е.И. Григорьева).

Для многих регионов России в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов ядром программ решения национальных проблем и профилактики межнациональных конфликтов становится социально-культурная проблематика. При этом особого внимания требуют следующие основные задачи: сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала; формирование нового механизма культурной преемственности; использование коммерческого потенциала национальных культур; решение проблем преподавания национальных языков; разработка комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе; ликвидация этнографической невежественности россиян путем внедрения обязательного этнографического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений и расширения преподавания этнографических знаний в школах, создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии (И.В. Лоткин, Н.А. Томилов).

Как известно, культуры разных этнических общностей, проживающих на территории нашей страны, составляют одну целую современную культуру, находятся в тесной взаимосвязи и являются неотделимыми друг от друга. Именно поэтому в современном мире важно развивать способности к пониманию, признанию и толерантному отношению к чужой культуре (Е.Г. Буянкина, А.М. Герштейн, Ю.А. Серебрякова, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина).

Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет семья, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная российская семья, создаваемая и развивающаяся в полиэтническом обществе, оказалась в весьма трудном положении. Сегодняшним кризисом, происходящим во всех сферах жизни, затронуты экономические и социальные основы, а также основные функции, являющиеся основой современной семьи. Значительные изменения происходят и в ценностных ориентациях семьи, а также в ее структуре.

Помогая человечеству выполнять важнейшие функции (репродуктивную, социализации детей, преемственности поколений и др.), семья является одним из основных социальных институтов. Именно поэтому в различных отраслях знаний изучаются проблемы семьи, семейных отношений, формирование политики, благоприятствующей развитию и укрепле-нию семьи, возрождение статуса семьи как социального института общества, направленного на формирование и развития культурного плюрализма и этнической толерантности.

В настоящее время в нашей стране действуют сотни национальных центров, отличающихся по названию и характеру деятельности, по составу и т.д., но они почти всегда, как утверждает Е.Г. Буянкина, отражают положение того или иного этноса в системе национальных отношений [2]. Следует отметить, что под этносом мы понимаем межпоколенную группу людей, объединенную длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием [5]. Национально-культурные центры являются фактором стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, а также  объединяют людей не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: католиков и православных, буддистов и мусульман [3].

Рассматривая этнокультурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, А.В. Гапеева отмечала, что в работе центров всегда подчеркивается связь национального с общечеловеческим, так как национальное без общечеловеческого содержания имеет лишь местное локальное значение, что в конечном итоге приводит к изоляции нации и падению ее национальной культуры. Мы разделяем точку зрения автора, что роль личностного начала в национальной культуре определяется не только приобщением каждого человека к совокупной сумме национальных знаний, но и ценностной ориентации личности и характером ее деятельности в обществе. Национальная культура, утверждает А.В. Гапеева, не может не включать в себя элементы общечеловеческой культуры, так как именно это обеспечивает возможность обмена духовными и материальными ценностями между различными культурами и их реальный вклад в общемировую культуру всего человеческого рода. Более того, этническая культура позволяют приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности гражданина России, выработке его ценностных ориентаций и жизненной позиции [3].

В процессе формирования национально-культурных традиций происходит формирование ценностных ориентаций, присущих культуре определенного этноса.

Выполнять поставленные цели и задачи национально-культурным центрам в какой-то мере помогает определенная тенденция, связанная с ростом значения досуга как общественной ценности. Этот феномен ученые называют «досуговым шоком», и одной из ведущих тенденций современной цивилизации стало усиление роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов, а досуг наряду с учебной и трудовой деятельностью также стал важной сферой формирования личности [1, с. 144-163].

По мнению авторов А.Ф. Воловик и В.А. Воловик, включение семей в структуру досуга центра имеет большое социокультурное значение. Поскольку интересный, содержательный досуг является не только средством всестороннего развития членов семьи, но большое значение имеет индивидуальное и групповое освоение культуры в структуре досуга (это - посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий), все это, по мнению авторов, расширяет образовательный уровень членов семей диаспоры. Мы полностью согласны с авторами в том, что формирование семейных традиций в центре национальной культуры, проведение свободного времени, удовлетворение этнокультурных потребностей, включение в систему взаимодействия и общения с другими семейными коллективами - все это является залогом появления счастливой дружной семьи [4].

Национальные центры, являясь местом проведения досуга, обладают огромным личностно-развивающим и воспитательным потенциалом, который заключается в использовании и развитии национально-культурных традиций и общечеловеческих ценностей. Развивая духовно-нравственную сторону личности человека, они способствуют формированию ценностных ориентаций в процессе сохранения и развития национально-культурных  традиций.

В любом многонациональном государстве существует потребность развития национальных культур, что является главным фактором возрождения этноса. Мы разделяем точку зрения Е.Г. Буянкиной и также считаем, что преодоление культурного кризиса, бездуховности и деградации народов - первоочередные задачи национальных объединений, стремящихся, по мнению автора, к переключению энергии стихийности в конструктивное, созидательное русло [2].

Необходимо добавить, что национально-культурные центры выполняют и коммуникативную функцию, так как различные социальные контакты удовлетворяют потребность человека в общении и дают толчок к возникновению чувства национального единства. Более того, в процессе освоения национальной культуры происходит консолидация этносов, укрепление внутригосударственных и международных связей.

По мнению Т.В. Шех [6], национально-культурные центры - это школы формирования гражданского самосознания, поскольку в процессе активного и сознательного участия в творческой деятельности формируются значимые качества личности, которые позволяют индивиду осознавать себя самостоятельным, наделённым правами и обязанностями членом общества, то есть происходит социализация личности человека. А становление таких качеств как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция и др. формируются, по мнению автора, только в процессе социальной активности.

Направленная на смягчение национальных противоречий деятельность национальных культурных центров способна формировать новое мышление, направленное на уважение культурного своеобразия любой нации. 

Итак, национальный культурный центр - «это социальный институт, представляющий собой один из механизмов культурно-национальной автономии, и новый тип культурно-досуговой организации, ставящей своей задачей культурную консолидацию определенного этноса, возрождение, развитие и популяризацию национальной духовной культуры во всех ее проявлениях» [2, с. 91] .

Итак, сущность организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры представляет собой целенаправленный организованный педагогический процесс, направленный на воспитание и развитие взаимного уважения, культурного плюрализма, этнической толерантности в процессе межнационального общения, а также на установление и поддержание дружеских и культурных связей между разными народами и с различными национально-государственными образованиями и государствами, в результате которого происходит:

  • вхождение семьи в культуру своего народа (инкультурация),  а также передача ценностей культуры определенного этноса в многонациональное общество и многонациональную культуру России;
  • формирование ценностей и социокультурное развитие и саморазвитие личности членов семьи, реализация их творческого потенциала через общение и специально организованную деятельность центра национальной культуры.

Что касается специфики организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры, она заключается в особом потенциале и возможностях национально-культурных центров с помощью определенных технологий культурно-досуговой деятельности (технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации семейного досуга и современных этнокультурных технологий) воздействовать на сознание и эмоциональную сферу членов семьи, включая их в различные формы реализации социально-культурной активности, что делает процесс саморазвития, самореализации и овладения социальными и духовными ценностями возможным, с целью сохранения и развития ценностей национальной культуры, формирования межнациональной толерантности и укрепления единства российской нации.

Рецензенты:           

  • Новаторов В.Е., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.
  • Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск.

Библиографическая ссылка

Дебриян Е.А., Дебриян Е.А., Дебриян Е.А. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5386 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674