Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Information culture in the area of civil communications

Kondrashkina A.A. 1
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering,
The article reveals the content of the information culture in the area of civil communications as a qualitative description of human vital activity in the information society. The different approaches to the definition of "information culture" and described its role as a component of human culture and society. Particular attention is paid to civil communication as a form of horizontal linkages in society, the development of which ensures the establishment and development of civil society. So the participants in the communicative process key importance criteria such information culture as information literacy and information competence, which involve not only the availability of knowledge and skills in search, analysis, and proper use of information, but also call for the expression of social attitudes and motivation, and ability to self-analysis and critical attitude to information. In this connection, the article the idea of the need of society´s transition to a new paradigm of education that meets the requirements of the information society, and based on the model of continuous and advanced education.
information culture
civic communications
informatization
civil society
information society
В работах современных ученых и философов последние несколько десятилетий констатируются колоссальные изменения в жизни людей и общества, обусловленные достижениями научно-технического прогресса в информационно-коммуникационной сфере. Возрастание объемов информации, интенсификация и усложнение информационных процессов, совершенствование технологической компоненты  информатизации и иные подобные  тенденции в развитии современного общества, по мнению исследователей, свидетельствуют об усилении роли информационной культуры в структуре деятельности человека и общества. Характеризуя информационную культуру как важный интегральный показатель уровня развития самого общества в информационном веке [4], они делают её предметом детального научного и философского рассмотрения.

В настоящее время, несмотря на значительный объем разработок в области проблематики информационной культуры, отсутствует как универсальное определение информационной культуры, так и единый подход к пониманию её сущности, содержания и функций. В числе основных проблем, препятствующих выработке единого подхода и определения, исследователи называют, прежде всего, многозначность самого понятия «информационная культура», вызванная полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура», а также наличие близких, но не тождественных по смыслу понятий: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность» и т.д. Вместе с тем, сложность универсального определения  «информационной культуры» связана с тем, она пронизывает все сферы человеческой деятельности и выступает в самых разнообразных формах - научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и получает выражение в самых различных аспектах, как в навыках  по использованию технических информационно-коммуникационных устройств, так и в способности и умении грамотно формулировать свои информационные потребности,  ориентироваться  в информационном пространстве, находить и творчески перерабатывать необходимую информацию, вести информационно-коммуникационный диалог, обладая знаниями о нормах и правилах «информационной этики». Эта универсальность и многокачественность информационной культуры сделала её объектом интереса исследователей различных научных направлений как гуманитарного, так и технического профиля, что, с одной стороны, способствовало ускоренному развитию научных представлений о данном феномене, а с другой, обусловило появление исследовательских подходов, противоречиво интерпретирующих его сущность.

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х гг. XX в. в  работах отечественных библиографов (К.М. Войхановская, Б.А. Смирнова и др.), которые отождествляли  её с библиотечно-библиографической культурой и профессиональной деятельностью специалиста. С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами и библиотековедами заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. В их публикациях (Г.Г. Воробьев, А.П. Суханов, А.А. Виноградов, А.И. Ракитов, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.) понятие «информационная культура» стало рассматриваться в широком специально-научном и философском контексте в качестве важнейшего компонента духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.

Одновременно, в связи с интенсивным развитием компьютерной техники, получил распространение технократический подход к пониманию сущности информационной культуры. В его рамках понятие «информационная культура» непосредственно соотносится с термином «компьютерная грамотность» и получает определение как «умение целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [3]. По мере информатизации общества и повышения ответственности человека за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности в  условиях глобализации, ряд исследователей включили в содержание информационной культуры аксиологические, мировоззренческие и другие составляющие, отражающие мотивационно-смысловую сферу личности в её взаимодействии с информационной средой (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин и др.). С этих позиций информационная культура рассматривается не только как совокупность технико-технологических знаний, умений и навыков работы в информационном пространстве, но и как общее представление личности об информационных процессах в окружающем мире, системе морально-этических и юридических норм деятельности в информационной среде, нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий и взаимоотношений и т.д.

В последние годы получил развитие деятельностный подход к информационной культуре, представленный в публикациях Н.Р. Нурмеевой, Н.А. Водопьяновой, К.Р. Овчинниковой и др., который позволяет раскрыть и охарактеризовать её функционально-содержательную сторону в условиях воспроизводства и трансформации человеческого бытия. В рамках данного подхода культура предстает как всеобщая форма человеческой деятельности по воспроизведению и обновлению социального бытия и, одновременно, способ организации этой деятельности, её продукты и результаты. В свою очередь, информационная культура, как важнейшая составляющая общей культуры человека и общества, рассматривается как совокупный объем всего предшествующего опыта человеческой деятельности  в области получения и использования информации, представленного  в обобщенном виде.

На современном этапе возможности выживания цивилизации связаны с её непрерывным и поступательным развитием. Поэтому  информационная культура современного общества предполагает оптимальное и эффективное использование информационных ресурсов общества, в первую очередь, в целях трансформации существующих социальных и культурных практик. Она  требует от человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в процессе непрерывной трансформации общества и культуры. Всё это позволяет рассматривать информационную культуру как совокупность выработанных в процессе исторического развития общества механизмов, посредством которых программируется, стимулируется и реализуется активность людей в информационной сфере.

Информационная культура - феномен социально и исторически обусловленный, так как её содержание, цели и функции претерпевают качественные трансформации на каждом этапе общественного развития. В соответствии с  требованиями  информационного общества информационная культура должна не только гарантировать доступ индивида ко всей необходимой ему информации, но и предоставить возможности для его развития как личности, для практической реализации им своих гражданских прав и свобод [6]. В условиях интенсификации информационных взаимодействий в современном обществе и формирования новых видов взаимоотношений субъектов коммуникативной среды, информационная культура может способствовать развитию диалога между различными субъектами общественной жизни, формированию гуманистических ценностей и демократизации общества. Наиболее полная реализация этих задач возможна при условии свободного обмена информацией между участниками социального пространства, что, в свою очередь, подразумевает наличие как вертикальных, так и горизонтальных связей в обществе. Последние не контролируются властью и позволяют людям обмениваться программами жизнедеятельности, а также координировать взаимодействия в публичной и общественной сферах [1]. И если в условиях вертикальной коммуникации информационные потоки инициируются сверху, что сопровождается отсутствием возможности осуществления обратной связи и ограниченным доступом к информации, то в условиях горизонтальной коммуникации базовыми принципами являются равенство и партнёрство в отношениях между субъектами.

В отечественной исследовательской практике для обозначения данного типа связей используется концепт «гражданские коммуникации», под которыми понимается совокупность техник, технологий и институтов, образующих системные гражданские  информационные отношения. Теоретический анализ существующих подходов к осмыслению сущности и содержания гражданских коммуникаций позволяет констатировать, что данное понятие используется для описания и объяснения широкого спектра моделей поведения, видов деятельности, социальных  институтов и процессов, позволяющих индивиду включиться в осмысление и решение проблем гражданского волеизъявления. Так, понятием «гражданские коммуникации» обозначают:

  • всю совокупность социальных институтов и деятельностей, обеспечивающих информационное взаимодействие основных социальных групп и индивидов по поводу защиты своих интересов [1];
  • передачу информации от одного гражданина (граждан) другому (другим) посредством различных форм и методов, а также их обмен информацией[7];
  • совокупность институтов, при помощи которых индивид может вступать в отношения социализации, в том числе и быть активным членом гражданского сообщества [2].

Ключевой целью гражданских коммуникаций является артикуляция гражданских интересов и организация информационного взаимодействия между гражданами и различными субъектами общественного развития: между структурами гражданского общества, между гражданским обществом и властью, коммерческим сектором (бизнесом) и населением. Таким образом, основная функция гражданских коммуникаций связана с формированием гражданского общества. Гражданские коммуникации - это коммуникации для гражданского общества, выступающие его инструментом и «движетелем». Они обеспечивают общение граждан и групп гражданского общества между собой и другими социальными элементами [7]. Гражданские коммуникации осуществляются в рамках конкретной общественной коммуникационной системы, как структурированной совокупности коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами, и  обеспечивающей движение культурных смыслов. В данном отношении вся система гражданских коммуникаций социально и исторически обусловлена, определяется сложившимся уровнем информационной культуры общества и характеризуется совокупностью коммуникационных каналов как материально-технических средств и технологий, необходимых для реализации коммуникационной деятельности.

В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевают способ, посредством которого передается сообщение (лицом к лицу, письменно, на пленке, через технические средства связи и пр.). Коммуникационный канал предоставляет коммуникатору и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. В качестве каналов гражданских коммуникаций могут выступать: статья, листовка, плакат, фотоиллюстрация, театральная постановка, радиопередача, теледебаты, интервью, кино, песня, анекдот, музейная инсталляция, концерт, публичная акция протеста, демонстрация, флэш-мобы, чаты, блоги, форумы, сайты и др. Через них осуществляется диалог между различными социальными субъектами,  стихийно или целенаправленно формируются относительно устойчивые информационные потоки, актуализируются и обсуждаются социально значимые проблемы и пр., тем самым обеспечивается возможность взаимопонимания и согласования разнородных интересов в общественной сфере.

Движение смыслов и сообщений в социальном пространстве  обеспечивается системой социально-коммуникативных институтов, среди которых выделяются общие кумулятивные (архивное дело, библиотечно-библиографическое дело, музейное дело, система научно-технической информации, телекоммуникационные сети, например, Интернет) и некумулятивные институты (народное образование, СМК, средства связи, газетно-журнальное, книгоиздательское, книготорговое дело и т.д.), а также специальные коммуникационные службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы, архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных категорий специалистов[8]. Деятельность этих коммуникационных систем обусловлена сложившейся в обществе информационной культурой, её мировоззренческими, когнитивными, морально-этическими, психологическими, социальными и технологическими аспектами, на которые они опираются в своем функционировании. Так, информационная культура, выступая как социально-исторический феномен, определяет способы трансляции информации, принципы и нормы, лежащие в основе  взаимодействия субъектов в любых видах деятельности на данном этапе развития общества.

Вместе с тем, как известно, нормы, ценности и институты той ли иной культуры приобретают свою устойчивую форму в процессах социального взаимодействия. В этом смысле культура выступает как процесс и результат коммуникативной деятельности индивидов и общества, а информационный обмен  как фактор развития культуры. Всё это позволяет рассматривать в качестве основы формирования и развития информационной культуры (общей, профессиональной, индивидуальной) информационные взаимодействия, под которыми мы будем понимать информационно-коммуникативные процессы, происходящие между их участниками по поводу производства, передачи и потребления информации.

Таким образом, социальные коммуникации, в том числе и гражданские, характеризуются системообразующей ролью в становлении и развитии информационной культуры личности и общества. В тоже время уровень развития информационной культуры индивидов и групп определяет возможности гражданских коммуникаций как совокупностей социальных институтов и практик, обеспечивающих информационное взаимодействие социальных групп и индивидов по поводу защиты своих интересов и прав.

Как известно, наиболее эффективной формой коммуникативного взаимодействия является диалог - межличностный, межгрупповой, межкультурный. В реализации диалога по наиболее значимым проблемам становления и развития гражданского общества решающую роль могут сыграть средства массовой информации. Распространяя социально и политически значимую информацию, СМИ ориентируют человека на сложившиеся в обществе стереотипы и стандарты поведения, помогают им усвоить социальный, политический и культурный опыт, способствуют сохранению преемственности социального развития - тем самым выполняют функцию социализации. Посредством СМИ актуализируются и распространяются  системы социальных ценностей и норм, ролей, благодаря чему «создается активная мобилизующая социальная среда с эмоциональными, рациональными и оценочными координатами» [9]. Выступая в качестве механизма формирования информационных потоков между общественными субъектами, властью и общественностью, СМИ обеспечивают  их взаимные  реакции на социально значимые вопросы и проблемы. В данном отношении важнейшим предназначением СМИ становится осуществление ими функции форума как публичного пространства общественно-политического дискурса. Особое значение в этой связи приобретает информационная культура (как производителей, так и потребителей информации), от уровня развития которой зависит, в частности, качество общественного диалога, возможности реализации индивидом своих гражданских прав и, следовательно, формирование и развитие гражданского общества.

Прежде всего, информационная культура предполагает ответственность СМИ за содержание распространяемой информации. Поэтому основным критерием информационной культуры является качество и достоверность предоставляемой информации, её востребованность и актуальность, что в свою очередь определяется действующими нормативными установками, правилами профессионального поведения журналиста, которые устанавливаются на основе определенных принципов и этических норм. Кроме того важным аспектом информационной культуры в процессе достижения согласованности разнородных интересов представляется следование принципу плюрализма при отражении  разнообразных общественных интересов, то есть признание многообразия социальных сил в обществе, а также понимание их равенства.

Со стороны участников коммуникативного процесса ключевое значение приобретают такие критерии информационной культуры, как информационная грамотность и информационная компетентность. Как качественные характеристики информационной деятельности личности в условиях глубоких общественных трансформации они предполагают, на наш взгляд, не только наличие знаний, умений и навыков по поиску, анализу и грамотному использованию информации и информационных технологий, но и предусматривают необходимость выраженности социальной позиции и мотивации, способность к самоанализу и критическому отношению к информации.

Однако если рассматривать СМИ  как политически и исторически обусловленный социальный институт, следует иметь в виду, что в случае сращивания капитала и власти, они могут терять свою самостоятельность и превращаться из независимого посредника  общественного диалога в контролируемого транслятора ангажируемых какими-либо социальными группами идей. В таком случае информационная культура формируется и развивается не в условиях равноправного диалога, а в контексте монологической, односторонне направленной информационно-коммуникативной деятельности. Создаваемая в  результате определенная смысловая структура форм и отношений, в соответствии с которой интерпретируется информация, стремится к репрезентации социально-политической реальности в рамках декларируемой системы знаний, установок и норм. В данном случае наряду с официальными возникают иные, альтернативные, горизонтальные информационные потоки и, прежде всего, в виртуальной сфере. Функция «модератора» диалога постепенно смещается от традиционных СМИ к Интернету, где горизонтальные связи явно преобладают над вертикальными и, кроме того, появляется широкий спектр принципиально новых возможностей для выражения своего мнения гражданами и эффективного отстаивания ими своих интересов и прав. Сетевые информационные технологии порождают новые способы мобилизации граждан, могут влиять на социальную и политическую повестку дня и изменять дискурс общественных дебатов по широкому кругу вопросов. Кроме того, Интернет как новая коммуникационная среда не только является отражением информационной культуры общества, но и выступает в качестве «творца», формируя её принципиально новые информационно-технологические, коммуникативные, лингвистические и даже этические аспекты.

Быстрое развитие  информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед современным обществом. Так, в последние годы идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая  соответствовала бы будущей цивилизации - информационному обществу. Важнейшими составляющими данной модели стали идеи непрерывного и опережающего образования. Непрерывное образование как «образование в течение всей жизни» направлено на преодоление  основного противоречия современной системы образования - между быстрым темпом роста информации и знания и ограниченными возможностями их усвоения человеком в процессе обучения. Что касается идеи опережающего образования, по мнению академика К.К. Колина, вся система современного образования должна быть ориентирована на будущее, на новые условия жизни и деятельности людей в информационном обществе, развитие творческих способностей человека и его умение самостоятельно принимать ответственные решения в условиях неопределенности [5]. Именно система опережающего образования, основанная на модели устойчивого развития цивилизации, позволит обеспечить формирование в обществе новой информационной культуры, которая должна дать человеку новые возможности для своего развития как личности и практической реализации своих гражданских прав.

Рецензенты:

  • Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, зав. каферой профессиональной педагогики и психологии Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева, г. Нижний Новгород.
  • Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета, г. Нижний Новгород.