Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

Кондрашкина А.А. 1
1 Гуманитарно-художественный факультет Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
В статье раскрывается содержание информационной культуры в сфере гражданских коммуникаций как качественной характеристики жизнедеятельности человека в условиях информационного общества. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационной культуры» и охарактеризована её роль как составной части общей культуры человека и общества. Особое внимание уделяется гражданским коммуникациям как разновидности горизонтальных взаимосвязей в обществе, развитие которых обеспечивает становление и развитие гражданского общества. Со стороны участников коммуникативного процесса ключевое значение приобретают такие критерии информационной культуры как информационная грамотность и информационная компетентность, которые предполагают не только наличие знаний, умений и навыков по поиску, анализу и грамотному использованию информации, но и предусматривают необходимость выраженности социальной позиции и мотивации, способность к самоанализу и критическому отношению к информации. В этой связи в статье обосновывается идея о необходимости перехода общества к новой парадигме образования, соответствующей требованиям информационного общества и основанной на модели непрерывного и опережающего образования.
информационная культура
гражданские коммуникации
информатизация
гражданское общество
информационное общество
1. Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации: общее и особенное // Гражданские коммуникации и гражданское общество / под ред. И. М. Дзялошинского. - М.: ФГУП «Производ.-издат. комбинат ВИНИТИ», 2009. - 294 с.; С. 41 - 55.
2. Егошин М.А. Коммуникационные институты гражданского общества: проблемы участия молодежи в некоммерческих общественных организациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hse.ru/.../Егошин%20- (дата обращения: 23.10.11).
3. Информатика: Учебник / под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.
4. Колин К.К. Информационная культура в современном обществе // Открытое образование. - 2006. - №6. - С.50-57.
5. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. - М., 1996. - № 2. - С. 20-21.
6. Корконосенко С.Г. Информационная культура и коммуникационная свобода личности // Глобальный медиажурнал. - 2011. - URL:http://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_korkonosenko.htm (дата обращения: 25.10.11).
7. Сафиуллина Ю. Гражданские коммуникации: сущность и современные практики // Гражданские коммуникации и гражданское общество / под ред. И. М. Дзялошинского. - М.: ФГУП «Производ.-издат. комбинат ВИНИТИ», 2009. - 294 с.; С.122-147.
8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461с.
9. Социология массовой коммуникации: учеб. для вузов / Л.Н.Федотова. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.
В работах современных ученых и философов последние несколько десятилетий констатируются колоссальные изменения в жизни людей и общества, обусловленные достижениями научно-технического прогресса в информационно-коммуникационной сфере. Возрастание объемов информации, интенсификация и усложнение информационных процессов, совершенствование технологической компоненты  информатизации и иные подобные  тенденции в развитии современного общества, по мнению исследователей, свидетельствуют об усилении роли информационной культуры в структуре деятельности человека и общества. Характеризуя информационную культуру как важный интегральный показатель уровня развития самого общества в информационном веке [4], они делают её предметом детального научного и философского рассмотрения.

В настоящее время, несмотря на значительный объем разработок в области проблематики информационной культуры, отсутствует как универсальное определение информационной культуры, так и единый подход к пониманию её сущности, содержания и функций. В числе основных проблем, препятствующих выработке единого подхода и определения, исследователи называют, прежде всего, многозначность самого понятия «информационная культура», вызванная полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура», а также наличие близких, но не тождественных по смыслу понятий: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность» и т.д. Вместе с тем, сложность универсального определения  «информационной культуры» связана с тем, она пронизывает все сферы человеческой деятельности и выступает в самых разнообразных формах - научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и получает выражение в самых различных аспектах, как в навыках  по использованию технических информационно-коммуникационных устройств, так и в способности и умении грамотно формулировать свои информационные потребности,  ориентироваться  в информационном пространстве, находить и творчески перерабатывать необходимую информацию, вести информационно-коммуникационный диалог, обладая знаниями о нормах и правилах «информационной этики». Эта универсальность и многокачественность информационной культуры сделала её объектом интереса исследователей различных научных направлений как гуманитарного, так и технического профиля, что, с одной стороны, способствовало ускоренному развитию научных представлений о данном феномене, а с другой, обусловило появление исследовательских подходов, противоречиво интерпретирующих его сущность.

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х гг. XX в. в  работах отечественных библиографов (К.М. Войхановская, Б.А. Смирнова и др.), которые отождествляли  её с библиотечно-библиографической культурой и профессиональной деятельностью специалиста. С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами и библиотековедами заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. В их публикациях (Г.Г. Воробьев, А.П. Суханов, А.А. Виноградов, А.И. Ракитов, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.) понятие «информационная культура» стало рассматриваться в широком специально-научном и философском контексте в качестве важнейшего компонента духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.

Одновременно, в связи с интенсивным развитием компьютерной техники, получил распространение технократический подход к пониманию сущности информационной культуры. В его рамках понятие «информационная культура» непосредственно соотносится с термином «компьютерная грамотность» и получает определение как «умение целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [3]. По мере информатизации общества и повышения ответственности человека за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности в  условиях глобализации, ряд исследователей включили в содержание информационной культуры аксиологические, мировоззренческие и другие составляющие, отражающие мотивационно-смысловую сферу личности в её взаимодействии с информационной средой (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин и др.). С этих позиций информационная культура рассматривается не только как совокупность технико-технологических знаний, умений и навыков работы в информационном пространстве, но и как общее представление личности об информационных процессах в окружающем мире, системе морально-этических и юридических норм деятельности в информационной среде, нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий и взаимоотношений и т.д.

В последние годы получил развитие деятельностный подход к информационной культуре, представленный в публикациях Н.Р. Нурмеевой, Н.А. Водопьяновой, К.Р. Овчинниковой и др., который позволяет раскрыть и охарактеризовать её функционально-содержательную сторону в условиях воспроизводства и трансформации человеческого бытия. В рамках данного подхода культура предстает как всеобщая форма человеческой деятельности по воспроизведению и обновлению социального бытия и, одновременно, способ организации этой деятельности, её продукты и результаты. В свою очередь, информационная культура, как важнейшая составляющая общей культуры человека и общества, рассматривается как совокупный объем всего предшествующего опыта человеческой деятельности  в области получения и использования информации, представленного  в обобщенном виде.

На современном этапе возможности выживания цивилизации связаны с её непрерывным и поступательным развитием. Поэтому  информационная культура современного общества предполагает оптимальное и эффективное использование информационных ресурсов общества, в первую очередь, в целях трансформации существующих социальных и культурных практик. Она  требует от человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в процессе непрерывной трансформации общества и культуры. Всё это позволяет рассматривать информационную культуру как совокупность выработанных в процессе исторического развития общества механизмов, посредством которых программируется, стимулируется и реализуется активность людей в информационной сфере.

Информационная культура - феномен социально и исторически обусловленный, так как её содержание, цели и функции претерпевают качественные трансформации на каждом этапе общественного развития. В соответствии с  требованиями  информационного общества информационная культура должна не только гарантировать доступ индивида ко всей необходимой ему информации, но и предоставить возможности для его развития как личности, для практической реализации им своих гражданских прав и свобод [6]. В условиях интенсификации информационных взаимодействий в современном обществе и формирования новых видов взаимоотношений субъектов коммуникативной среды, информационная культура может способствовать развитию диалога между различными субъектами общественной жизни, формированию гуманистических ценностей и демократизации общества. Наиболее полная реализация этих задач возможна при условии свободного обмена информацией между участниками социального пространства, что, в свою очередь, подразумевает наличие как вертикальных, так и горизонтальных связей в обществе. Последние не контролируются властью и позволяют людям обмениваться программами жизнедеятельности, а также координировать взаимодействия в публичной и общественной сферах [1]. И если в условиях вертикальной коммуникации информационные потоки инициируются сверху, что сопровождается отсутствием возможности осуществления обратной связи и ограниченным доступом к информации, то в условиях горизонтальной коммуникации базовыми принципами являются равенство и партнёрство в отношениях между субъектами.

В отечественной исследовательской практике для обозначения данного типа связей используется концепт «гражданские коммуникации», под которыми понимается совокупность техник, технологий и институтов, образующих системные гражданские  информационные отношения. Теоретический анализ существующих подходов к осмыслению сущности и содержания гражданских коммуникаций позволяет констатировать, что данное понятие используется для описания и объяснения широкого спектра моделей поведения, видов деятельности, социальных  институтов и процессов, позволяющих индивиду включиться в осмысление и решение проблем гражданского волеизъявления. Так, понятием «гражданские коммуникации» обозначают:

  • всю совокупность социальных институтов и деятельностей, обеспечивающих информационное взаимодействие основных социальных групп и индивидов по поводу защиты своих интересов [1];
  • передачу информации от одного гражданина (граждан) другому (другим) посредством различных форм и методов, а также их обмен информацией[7];
  • совокупность институтов, при помощи которых индивид может вступать в отношения социализации, в том числе и быть активным членом гражданского сообщества [2].

Ключевой целью гражданских коммуникаций является артикуляция гражданских интересов и организация информационного взаимодействия между гражданами и различными субъектами общественного развития: между структурами гражданского общества, между гражданским обществом и властью, коммерческим сектором (бизнесом) и населением. Таким образом, основная функция гражданских коммуникаций связана с формированием гражданского общества. Гражданские коммуникации - это коммуникации для гражданского общества, выступающие его инструментом и «движетелем». Они обеспечивают общение граждан и групп гражданского общества между собой и другими социальными элементами [7]. Гражданские коммуникации осуществляются в рамках конкретной общественной коммуникационной системы, как структурированной совокупности коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами, и  обеспечивающей движение культурных смыслов. В данном отношении вся система гражданских коммуникаций социально и исторически обусловлена, определяется сложившимся уровнем информационной культуры общества и характеризуется совокупностью коммуникационных каналов как материально-технических средств и технологий, необходимых для реализации коммуникационной деятельности.

В самом общем виде под каналом коммуникации подразумевают способ, посредством которого передается сообщение (лицом к лицу, письменно, на пленке, через технические средства связи и пр.). Коммуникационный канал предоставляет коммуникатору и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. В качестве каналов гражданских коммуникаций могут выступать: статья, листовка, плакат, фотоиллюстрация, театральная постановка, радиопередача, теледебаты, интервью, кино, песня, анекдот, музейная инсталляция, концерт, публичная акция протеста, демонстрация, флэш-мобы, чаты, блоги, форумы, сайты и др. Через них осуществляется диалог между различными социальными субъектами,  стихийно или целенаправленно формируются относительно устойчивые информационные потоки, актуализируются и обсуждаются социально значимые проблемы и пр., тем самым обеспечивается возможность взаимопонимания и согласования разнородных интересов в общественной сфере.

Движение смыслов и сообщений в социальном пространстве  обеспечивается системой социально-коммуникативных институтов, среди которых выделяются общие кумулятивные (архивное дело, библиотечно-библиографическое дело, музейное дело, система научно-технической информации, телекоммуникационные сети, например, Интернет) и некумулятивные институты (народное образование, СМК, средства связи, газетно-журнальное, книгоиздательское, книготорговое дело и т.д.), а также специальные коммуникационные службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы, архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных категорий специалистов[8]. Деятельность этих коммуникационных систем обусловлена сложившейся в обществе информационной культурой, её мировоззренческими, когнитивными, морально-этическими, психологическими, социальными и технологическими аспектами, на которые они опираются в своем функционировании. Так, информационная культура, выступая как социально-исторический феномен, определяет способы трансляции информации, принципы и нормы, лежащие в основе  взаимодействия субъектов в любых видах деятельности на данном этапе развития общества.

Вместе с тем, как известно, нормы, ценности и институты той ли иной культуры приобретают свою устойчивую форму в процессах социального взаимодействия. В этом смысле культура выступает как процесс и результат коммуникативной деятельности индивидов и общества, а информационный обмен  как фактор развития культуры. Всё это позволяет рассматривать в качестве основы формирования и развития информационной культуры (общей, профессиональной, индивидуальной) информационные взаимодействия, под которыми мы будем понимать информационно-коммуникативные процессы, происходящие между их участниками по поводу производства, передачи и потребления информации.

Таким образом, социальные коммуникации, в том числе и гражданские, характеризуются системообразующей ролью в становлении и развитии информационной культуры личности и общества. В тоже время уровень развития информационной культуры индивидов и групп определяет возможности гражданских коммуникаций как совокупностей социальных институтов и практик, обеспечивающих информационное взаимодействие социальных групп и индивидов по поводу защиты своих интересов и прав.

Как известно, наиболее эффективной формой коммуникативного взаимодействия является диалог - межличностный, межгрупповой, межкультурный. В реализации диалога по наиболее значимым проблемам становления и развития гражданского общества решающую роль могут сыграть средства массовой информации. Распространяя социально и политически значимую информацию, СМИ ориентируют человека на сложившиеся в обществе стереотипы и стандарты поведения, помогают им усвоить социальный, политический и культурный опыт, способствуют сохранению преемственности социального развития - тем самым выполняют функцию социализации. Посредством СМИ актуализируются и распространяются  системы социальных ценностей и норм, ролей, благодаря чему «создается активная мобилизующая социальная среда с эмоциональными, рациональными и оценочными координатами» [9]. Выступая в качестве механизма формирования информационных потоков между общественными субъектами, властью и общественностью, СМИ обеспечивают  их взаимные  реакции на социально значимые вопросы и проблемы. В данном отношении важнейшим предназначением СМИ становится осуществление ими функции форума как публичного пространства общественно-политического дискурса. Особое значение в этой связи приобретает информационная культура (как производителей, так и потребителей информации), от уровня развития которой зависит, в частности, качество общественного диалога, возможности реализации индивидом своих гражданских прав и, следовательно, формирование и развитие гражданского общества.

Прежде всего, информационная культура предполагает ответственность СМИ за содержание распространяемой информации. Поэтому основным критерием информационной культуры является качество и достоверность предоставляемой информации, её востребованность и актуальность, что в свою очередь определяется действующими нормативными установками, правилами профессионального поведения журналиста, которые устанавливаются на основе определенных принципов и этических норм. Кроме того важным аспектом информационной культуры в процессе достижения согласованности разнородных интересов представляется следование принципу плюрализма при отражении  разнообразных общественных интересов, то есть признание многообразия социальных сил в обществе, а также понимание их равенства.

Со стороны участников коммуникативного процесса ключевое значение приобретают такие критерии информационной культуры, как информационная грамотность и информационная компетентность. Как качественные характеристики информационной деятельности личности в условиях глубоких общественных трансформации они предполагают, на наш взгляд, не только наличие знаний, умений и навыков по поиску, анализу и грамотному использованию информации и информационных технологий, но и предусматривают необходимость выраженности социальной позиции и мотивации, способность к самоанализу и критическому отношению к информации.

Однако если рассматривать СМИ  как политически и исторически обусловленный социальный институт, следует иметь в виду, что в случае сращивания капитала и власти, они могут терять свою самостоятельность и превращаться из независимого посредника  общественного диалога в контролируемого транслятора ангажируемых какими-либо социальными группами идей. В таком случае информационная культура формируется и развивается не в условиях равноправного диалога, а в контексте монологической, односторонне направленной информационно-коммуникативной деятельности. Создаваемая в  результате определенная смысловая структура форм и отношений, в соответствии с которой интерпретируется информация, стремится к репрезентации социально-политической реальности в рамках декларируемой системы знаний, установок и норм. В данном случае наряду с официальными возникают иные, альтернативные, горизонтальные информационные потоки и, прежде всего, в виртуальной сфере. Функция «модератора» диалога постепенно смещается от традиционных СМИ к Интернету, где горизонтальные связи явно преобладают над вертикальными и, кроме того, появляется широкий спектр принципиально новых возможностей для выражения своего мнения гражданами и эффективного отстаивания ими своих интересов и прав. Сетевые информационные технологии порождают новые способы мобилизации граждан, могут влиять на социальную и политическую повестку дня и изменять дискурс общественных дебатов по широкому кругу вопросов. Кроме того, Интернет как новая коммуникационная среда не только является отражением информационной культуры общества, но и выступает в качестве «творца», формируя её принципиально новые информационно-технологические, коммуникативные, лингвистические и даже этические аспекты.

Быстрое развитие  информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед современным обществом. Так, в последние годы идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая  соответствовала бы будущей цивилизации - информационному обществу. Важнейшими составляющими данной модели стали идеи непрерывного и опережающего образования. Непрерывное образование как «образование в течение всей жизни» направлено на преодоление  основного противоречия современной системы образования - между быстрым темпом роста информации и знания и ограниченными возможностями их усвоения человеком в процессе обучения. Что касается идеи опережающего образования, по мнению академика К.К. Колина, вся система современного образования должна быть ориентирована на будущее, на новые условия жизни и деятельности людей в информационном обществе, развитие творческих способностей человека и его умение самостоятельно принимать ответственные решения в условиях неопределенности [5]. Именно система опережающего образования, основанная на модели устойчивого развития цивилизации, позволит обеспечить формирование в обществе новой информационной культуры, которая должна дать человеку новые возможности для своего развития как личности и практической реализации своих гражданских прав.

Рецензенты:

  • Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, зав. каферой профессиональной педагогики и психологии Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева, г. Нижний Новгород.
  • Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Кондрашкина А.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКИХ КОММУНИКАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5360 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074