Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Simulation of the formation of motivational and value of future social pedagogs to the profession

Dragunova O.N. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Technology for the formation of motivational and value of future social pedagogs to the profession combines the following set of interrelated components: the model, the levels and stages of motivational and value of future social workers to the profession, the conditions of formation and general cultural interaction system, training of future social pedagogs, matching the intended and actual results. The leading criterion characteristic of motivational and social value attitude of the pedagogs to his career as a quality of personality: shaped motives and values, including professional success, developed skills and abilities perform individual and group tasks, formed the ability to organize their work, skills for effective cooperation, development ability to analyze changes in the conditions of professional activity, to assess the relationship of their own capabilities and external environment, the ability to adjust the program of their own development.
values and motives.
the future social teacher
social and educational activities
professional activity
motivational-value attitude
Цель исследования: моделирование процесса формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение будущего социального педагога к профессиональной деятельности определяется как многоуровневое личностное образование в структуре сознания личности специалиста. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  • ценностно-мотивационный - ценности: интерес к приобретаемой профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни и т.д.; мотивы: профессионализм, постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность;
  • когнитивный: объединяет в себе знания, умения, навыки, квалификацию, присущие специалисту, благодаря которым он оказывается
    в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции, проявлять умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития;
  • содержательно-деятельностный: включает совокупность профессиональных умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи;
  • оценочно-рефлексивный: предусматривает системный подход при анализе результатов деятельности по воспитанию и коррекции поведения социально-неблагополучных детей, навыков аналитического мышления, прогнозирования ее результатов; наличие умений научно-практической диагностики и коррекции воспитательного процесса, общения и взаимодействия.

Формирование феномена мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности рассматривается нами как сложный целенаправленный процесс трансформации общественных ценностей в систему собственных ценностей личности, выступающий составной частью учебного процесса. [6]

В ходе исследования мы представили эту деятельность в виде модели, в которой в качестве опорных методологических принципов выделяются следующие:

  • принцип единства ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, когнитивного и оценочно-результативного компонентов. Только целостное развитие всех компонентов мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности  обеспечивает наиболее полное ее формирование;
  • принцип приоритета личностного развития студента в сочетании с соблюдением требований современного рынка труда. Сегодня востребован специалист, свободно владеющий знаниями в своей профессиональной области, ориентирующийся в смежных сферах деятельности, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Эти качества, а также стремление молодых людей мыслить нестандартно, по-новому, творчески должны соотноситься с внутривузовскими ориентирами подготовки специалистов;
  • принцип профессиональной направленности обучения формирует представление о том, что дает обучение в вузе для будущей профессиональной деятельности;
  • принцип ориентированности на деятельность, активную позицию студента позволяет сформировать понимание ценности деятельности как таковой, установки на необходимость постоянного развития для достижения профессионального успеха.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили четыре составляющих блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности: адаптационный, теоретический, технологический и оценочно-результативный.

Адаптационный  блок предполагает формирование внутренней установки на будущую профессию, направленности на будущую профессию, ценностного отношения к освоению профессиональных знаний, направленности на продуктивную совместную деятельность с детьми и их родителями. Педагогическими задачами этого блока являются: побуждение интереса будущих социальных педагогов к собственному внутреннему миру и миру окружающих; усиление познавательной активности студентов и развитие их творческих возможностей.

Следующим компонентом модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности является теоретический блок, который включает в себя: общекультурную, социально-психологическую и профессиональную подготовку, интегрируя в себе дисциплины психолого-педагогического цикла, их сочетание с различными видами практических занятий, проводимых в форме тренингов и деловые игры.

Результатом реализации содержательного блока модели является формирование у студентов, будущих специалистов по социальной работе, когнитивного, ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного оценочно-рефлексивного компонентов.

Технологический блок включает применяемый эффективный дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Технологический блок предусматривает глубокое погружение в многоуровневую модель будущей профессиональной деятельности. В качестве методов и приемов, обеспечивающих функционирование данного блока, мы выбрали интерактивные методы обучения (модераций, case-study, креативного решения проблем, деловые игры), методы проблемного  и активного обучения.

Приоритетным для нас был тренинговый метод работы, предоставляющий будущему социальному педагогу возможность самому формировать образцы профессионального поведения, адекватные личностной позиции, и предусматривающий реализацию принципов успешного взаимодействия (ситуативность, вариативность, адаптированность, целесообразность) [2].

Формы обучения как способы реализации технологического блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности включали: лекционные, семинарские занятия, учебные игры, внеаудиторную самостоятельную, научно-исследовательскую работу студентов.

Оценочно-результативный блок включает: критерии и показатели мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, мониторинг сформированности исследуемого феномена, сравнение достигнутого в ходе эксперимента.

Для выявления уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности нами были разработаны соответствующие критерии элементов прогнозируемого результата, а также средства диагностики.

Критерии и средства диагностики сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности

Компоненты мотивационно-ценностного отношения

Показатели

Критерии их сформирован-ности

Методы диагностики

Когнитивный компонент

Знания в профессиональной сфере, представления о тенденциях развития профессиональной сферы, аналитичность мышления. Уровень методологических, психолого-педагогических и специальных знаний (диапазон и глубина), осознанность знаний (формулировка проблемных вопросов)

Объем знаний, высокая успеваемость

Задание на воспроизведение и использование социально-педагогических знаний и умений

Ценностно-мотивационный

Интерес к профессии, ценности (профессионализм, профессиональный рост).

Система ценностей, нравственных и других социальных норм, идеалов, установок; нацеленность на успех, способность преодолевать трудности для достижения цели, стремление быть востребованным. Предполагает учет характера доминирующего мотива, структуры и действенности мотивации профессиональной подготовки

Сформированные мотивы и ценности, в том числе, профессионального успеха

 

Методы тестирования

Содержательно-деятельностный

Умения и навыки выполнения индивидуальных и групповых учебных упражнений (диагностико-аналитические, проектные, организационно-коммуникативные).

 Активное участие в различных проектах, семинарах, конференциях по собственной инициативе. Умение организовать свою работу, навыки эффективного сотрудничества

Решение учебных задач (индивидуально и в составе групп), активность участия в проектах

 

Методы тестирования, задания на решение проблемных ситуаций

Оценочно-рефлексивный

 

Эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость. Умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию, корректировать программу собственного развития

Адекватная или чуть завышенная оценка своих знаний, умений, деятельности

 

Метод анкетирования и тестирования, карты самонаблюдения

Мотивационно-ценностное отношение будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности - сложно структурированное, многогранное образование - проявляется в трех уровнях сформированности: высоком, среднем и низком.

Низкий уровень: фрагментарность знаний в профессиональной сфере, аналитичность мышления; несформированный интерес к профессии, несформированная система ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех;  не принимается участие в профессионально направленных мероприятий по собственной инициативе; низкие навыки сотрудничества, общения; не принята необходимость актуализации самообразования, не замечаются условия профессиональной деятельности. Наблюдается неразвитость мотивации в профессиональной сфере, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих мотивов, либо наличие одного-двух мотивов, не представляющих социальной ценности.

Средний уровень характеризуется проявлением стремления профессионально развиваться и совершенствоваться, хорошими знаниями в профессиональной сфере; средним уровнем развития коммуникативных способностей, участием в профессионально направленных мероприятиях (в вузе и за его пределами, в тот числе, по собственной инициативе); адекватный анализ внешних условий. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности. В структуре мотивации присутствуют побуждения разного плана. Результативность решения задач не является постоянной. Проявляются затруднения в определении стратегии и тактики профессиональной деятельности в заданной ситуации. Интерес к решению задач ситуативный.

Высокий уровень характеризуется глубокими и систематизированными знаниями в профессиональной сфере; сформированными умениями устанавливать эмоциональный контакт с детьми и их родителями; сформированной системой ценностей, нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок к профессиональной деятельности; стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться; высоким уровнем умений выбирать и использовать формы, навыки и методы социальной работы; активным участием в профессионально направленных мероприятиях, проводимых в вузе и за его пределами, по собственной инициативе; умением оценивать свои возможности (как специалиста). Мотивация отличается высокой силой: увлеченность, настойчивость, целеустремленность. Будущие специалисты устанавливают высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки собственной деятельности.

Представленная модель может быть использована для повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов.

Рецензент:

Серякова С.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, г. Москва.