Мотивационно-ценностное отношение будущего социального педагога к профессиональной деятельности определяется как многоуровневое личностное образование в структуре сознания личности специалиста. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:
- ценностно-мотивационный - ценности: интерес к приобретаемой профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни и т.д.; мотивы: профессионализм, постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность;
- когнитивный: объединяет в себе знания, умения, навыки, квалификацию, присущие специалисту, благодаря которым он оказывается
в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции, проявлять умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития; - содержательно-деятельностный: включает совокупность профессиональных умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи;
- оценочно-рефлексивный: предусматривает системный подход при анализе результатов деятельности по воспитанию и коррекции поведения социально-неблагополучных детей, навыков аналитического мышления, прогнозирования ее результатов; наличие умений научно-практической диагностики и коррекции воспитательного процесса, общения и взаимодействия.
Формирование феномена мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности рассматривается нами как сложный целенаправленный процесс трансформации общественных ценностей в систему собственных ценностей личности, выступающий составной частью учебного процесса. [6]
В ходе исследования мы представили эту деятельность в виде модели, в которой в качестве опорных методологических принципов выделяются следующие:
- принцип единства ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, когнитивного и оценочно-результативного компонентов. Только целостное развитие всех компонентов мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности обеспечивает наиболее полное ее формирование;
- принцип приоритета личностного развития студента в сочетании с соблюдением требований современного рынка труда. Сегодня востребован специалист, свободно владеющий знаниями в своей профессиональной области, ориентирующийся в смежных сферах деятельности, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Эти качества, а также стремление молодых людей мыслить нестандартно, по-новому, творчески должны соотноситься с внутривузовскими ориентирами подготовки специалистов;
- принцип профессиональной направленности обучения формирует представление о том, что дает обучение в вузе для будущей профессиональной деятельности;
- принцип ориентированности на деятельность, активную позицию студента позволяет сформировать понимание ценности деятельности как таковой, установки на необходимость постоянного развития для достижения профессионального успеха.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили четыре составляющих блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности: адаптационный, теоретический, технологический и оценочно-результативный.
Адаптационный блок предполагает формирование внутренней установки на будущую профессию, направленности на будущую профессию, ценностного отношения к освоению профессиональных знаний, направленности на продуктивную совместную деятельность с детьми и их родителями. Педагогическими задачами этого блока являются: побуждение интереса будущих социальных педагогов к собственному внутреннему миру и миру окружающих; усиление познавательной активности студентов и развитие их творческих возможностей.
Следующим компонентом модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности является теоретический блок, который включает в себя: общекультурную, социально-психологическую и профессиональную подготовку, интегрируя в себе дисциплины психолого-педагогического цикла, их сочетание с различными видами практических занятий, проводимых в форме тренингов и деловые игры.
Результатом реализации содержательного блока модели является формирование у студентов, будущих специалистов по социальной работе, когнитивного, ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного оценочно-рефлексивного компонентов.
Технологический блок включает применяемый эффективный дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Технологический блок предусматривает глубокое погружение в многоуровневую модель будущей профессиональной деятельности. В качестве методов и приемов, обеспечивающих функционирование данного блока, мы выбрали интерактивные методы обучения (модераций, case-study, креативного решения проблем, деловые игры), методы проблемного и активного обучения.
Приоритетным для нас был тренинговый метод работы, предоставляющий будущему социальному педагогу возможность самому формировать образцы профессионального поведения, адекватные личностной позиции, и предусматривающий реализацию принципов успешного взаимодействия (ситуативность, вариативность, адаптированность, целесообразность) [2].
Формы обучения как способы реализации технологического блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности включали: лекционные, семинарские занятия, учебные игры, внеаудиторную самостоятельную, научно-исследовательскую работу студентов.
Оценочно-результативный блок включает: критерии и показатели мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, мониторинг сформированности исследуемого феномена, сравнение достигнутого в ходе эксперимента.
Для выявления уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности нами были разработаны соответствующие критерии элементов прогнозируемого результата, а также средства диагностики.
Критерии и средства диагностики сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности
Компоненты мотивационно-ценностного отношения |
Показатели |
Критерии их сформирован-ности |
Методы диагностики |
Когнитивный компонент |
Знания в профессиональной сфере, представления о тенденциях развития профессиональной сферы, аналитичность мышления. Уровень методологических, психолого-педагогических и специальных знаний (диапазон и глубина), осознанность знаний (формулировка проблемных вопросов) |
Объем знаний, высокая успеваемость |
Задание на воспроизведение и использование социально-педагогических знаний и умений |
Ценностно-мотивационный |
Интерес к профессии, ценности (профессионализм, профессиональный рост). Система ценностей, нравственных и других социальных норм, идеалов, установок; нацеленность на успех, способность преодолевать трудности для достижения цели, стремление быть востребованным. Предполагает учет характера доминирующего мотива, структуры и действенности мотивации профессиональной подготовки |
Сформированные мотивы и ценности, в том числе, профессионального успеха
|
Методы тестирования |
Содержательно-деятельностный |
Умения и навыки выполнения индивидуальных и групповых учебных упражнений (диагностико-аналитические, проектные, организационно-коммуникативные). Активное участие в различных проектах, семинарах, конференциях по собственной инициативе. Умение организовать свою работу, навыки эффективного сотрудничества |
Решение учебных задач (индивидуально и в составе групп), активность участия в проектах
|
Методы тестирования, задания на решение проблемных ситуаций |
Оценочно-рефлексивный
|
Эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость. Умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию, корректировать программу собственного развития |
Адекватная или чуть завышенная оценка своих знаний, умений, деятельности
|
Метод анкетирования и тестирования, карты самонаблюдения |
Мотивационно-ценностное отношение будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности - сложно структурированное, многогранное образование - проявляется в трех уровнях сформированности: высоком, среднем и низком.
Низкий уровень: фрагментарность знаний в профессиональной сфере, аналитичность мышления; несформированный интерес к профессии, несформированная система ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех; не принимается участие в профессионально направленных мероприятий по собственной инициативе; низкие навыки сотрудничества, общения; не принята необходимость актуализации самообразования, не замечаются условия профессиональной деятельности. Наблюдается неразвитость мотивации в профессиональной сфере, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих мотивов, либо наличие одного-двух мотивов, не представляющих социальной ценности.
Средний уровень характеризуется проявлением стремления профессионально развиваться и совершенствоваться, хорошими знаниями в профессиональной сфере; средним уровнем развития коммуникативных способностей, участием в профессионально направленных мероприятиях (в вузе и за его пределами, в тот числе, по собственной инициативе); адекватный анализ внешних условий. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности. В структуре мотивации присутствуют побуждения разного плана. Результативность решения задач не является постоянной. Проявляются затруднения в определении стратегии и тактики профессиональной деятельности в заданной ситуации. Интерес к решению задач ситуативный.
Высокий уровень характеризуется глубокими и систематизированными знаниями в профессиональной сфере; сформированными умениями устанавливать эмоциональный контакт с детьми и их родителями; сформированной системой ценностей, нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок к профессиональной деятельности; стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться; высоким уровнем умений выбирать и использовать формы, навыки и методы социальной работы; активным участием в профессионально направленных мероприятиях, проводимых в вузе и за его пределами, по собственной инициативе; умением оценивать свои возможности (как специалиста). Мотивация отличается высокой силой: увлеченность, настойчивость, целеустремленность. Будущие специалисты устанавливают высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки собственной деятельности.
Представленная модель может быть использована для повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов.
Рецензент:
Серякова С.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Драгунова О.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5160 (дата обращения: 04.12.2024).