Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Драгунова О.Н. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Технология формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных компонентов: модель, уровни и этапы формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, условия формирования и систему взаимосвязи общекультурной, профессиональной подготовки будущего социального педагога, соотнесение предполагаемого и реального результатов. Ведущими критериальными характеристиками мотивационно-ценностного отношения социального педагога к своей профессиональной деятельности как качества личности является: сформированные мотивы и ценности, в том числе профессионального успеха; выработанные умения и навыки выполнения индивидуальных и групповых задач, сформированное умение организовывать свою работу, навыки эффективного сотрудничества; развитое умение анализировать изменение условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение собственных возможностей и внешних условий, умение корректировать программу собственного развития.
мотивы.
ценности
будущий социальный педагог
социально-педагогическая деятельность
профессиональная деятельность
мотивационно-ценностное отношение
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006.
2. Игра в тренинги. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - С. 17-19.
3. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России. - 2002. - № 5. - С. 19-25.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.
5. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 3-11.
6. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В.А.Сластенин. - М.: Издат. дом «Магистр-Пресс», 2000.
Цель исследования: моделирование процесса формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение будущего социального педагога к профессиональной деятельности определяется как многоуровневое личностное образование в структуре сознания личности специалиста. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  • ценностно-мотивационный - ценности: интерес к приобретаемой профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни и т.д.; мотивы: профессионализм, постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность;
  • когнитивный: объединяет в себе знания, умения, навыки, квалификацию, присущие специалисту, благодаря которым он оказывается
    в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции, проявлять умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития;
  • содержательно-деятельностный: включает совокупность профессиональных умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи;
  • оценочно-рефлексивный: предусматривает системный подход при анализе результатов деятельности по воспитанию и коррекции поведения социально-неблагополучных детей, навыков аналитического мышления, прогнозирования ее результатов; наличие умений научно-практической диагностики и коррекции воспитательного процесса, общения и взаимодействия.

Формирование феномена мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности рассматривается нами как сложный целенаправленный процесс трансформации общественных ценностей в систему собственных ценностей личности, выступающий составной частью учебного процесса. [6]

В ходе исследования мы представили эту деятельность в виде модели, в которой в качестве опорных методологических принципов выделяются следующие:

  • принцип единства ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, когнитивного и оценочно-результативного компонентов. Только целостное развитие всех компонентов мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности  обеспечивает наиболее полное ее формирование;
  • принцип приоритета личностного развития студента в сочетании с соблюдением требований современного рынка труда. Сегодня востребован специалист, свободно владеющий знаниями в своей профессиональной области, ориентирующийся в смежных сферах деятельности, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Эти качества, а также стремление молодых людей мыслить нестандартно, по-новому, творчески должны соотноситься с внутривузовскими ориентирами подготовки специалистов;
  • принцип профессиональной направленности обучения формирует представление о том, что дает обучение в вузе для будущей профессиональной деятельности;
  • принцип ориентированности на деятельность, активную позицию студента позволяет сформировать понимание ценности деятельности как таковой, установки на необходимость постоянного развития для достижения профессионального успеха.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили четыре составляющих блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности: адаптационный, теоретический, технологический и оценочно-результативный.

Адаптационный  блок предполагает формирование внутренней установки на будущую профессию, направленности на будущую профессию, ценностного отношения к освоению профессиональных знаний, направленности на продуктивную совместную деятельность с детьми и их родителями. Педагогическими задачами этого блока являются: побуждение интереса будущих социальных педагогов к собственному внутреннему миру и миру окружающих; усиление познавательной активности студентов и развитие их творческих возможностей.

Следующим компонентом модели формирования мотивационно-ценностного отношения социальных педагогов к профессиональной деятельности является теоретический блок, который включает в себя: общекультурную, социально-психологическую и профессиональную подготовку, интегрируя в себе дисциплины психолого-педагогического цикла, их сочетание с различными видами практических занятий, проводимых в форме тренингов и деловые игры.

Результатом реализации содержательного блока модели является формирование у студентов, будущих специалистов по социальной работе, когнитивного, ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного оценочно-рефлексивного компонентов.

Технологический блок включает применяемый эффективный дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Технологический блок предусматривает глубокое погружение в многоуровневую модель будущей профессиональной деятельности. В качестве методов и приемов, обеспечивающих функционирование данного блока, мы выбрали интерактивные методы обучения (модераций, case-study, креативного решения проблем, деловые игры), методы проблемного  и активного обучения.

Приоритетным для нас был тренинговый метод работы, предоставляющий будущему социальному педагогу возможность самому формировать образцы профессионального поведения, адекватные личностной позиции, и предусматривающий реализацию принципов успешного взаимодействия (ситуативность, вариативность, адаптированность, целесообразность) [2].

Формы обучения как способы реализации технологического блока модели формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности включали: лекционные, семинарские занятия, учебные игры, внеаудиторную самостоятельную, научно-исследовательскую работу студентов.

Оценочно-результативный блок включает: критерии и показатели мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, мониторинг сформированности исследуемого феномена, сравнение достигнутого в ходе эксперимента.

Для выявления уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности нами были разработаны соответствующие критерии элементов прогнозируемого результата, а также средства диагностики.

Критерии и средства диагностики сформированности мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности

Компоненты мотивационно-ценностного отношения

Показатели

Критерии их сформирован-ности

Методы диагностики

Когнитивный компонент

Знания в профессиональной сфере, представления о тенденциях развития профессиональной сферы, аналитичность мышления. Уровень методологических, психолого-педагогических и специальных знаний (диапазон и глубина), осознанность знаний (формулировка проблемных вопросов)

Объем знаний, высокая успеваемость

Задание на воспроизведение и использование социально-педагогических знаний и умений

Ценностно-мотивационный

Интерес к профессии, ценности (профессионализм, профессиональный рост).

Система ценностей, нравственных и других социальных норм, идеалов, установок; нацеленность на успех, способность преодолевать трудности для достижения цели, стремление быть востребованным. Предполагает учет характера доминирующего мотива, структуры и действенности мотивации профессиональной подготовки

Сформированные мотивы и ценности, в том числе, профессионального успеха

 

Методы тестирования

Содержательно-деятельностный

Умения и навыки выполнения индивидуальных и групповых учебных упражнений (диагностико-аналитические, проектные, организационно-коммуникативные).

 Активное участие в различных проектах, семинарах, конференциях по собственной инициативе. Умение организовать свою работу, навыки эффективного сотрудничества

Решение учебных задач (индивидуально и в составе групп), активность участия в проектах

 

Методы тестирования, задания на решение проблемных ситуаций

Оценочно-рефлексивный

 

Эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость. Умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение возможностей специалиста и внешних условий, анализировать ситуацию, корректировать программу собственного развития

Адекватная или чуть завышенная оценка своих знаний, умений, деятельности

 

Метод анкетирования и тестирования, карты самонаблюдения

Мотивационно-ценностное отношение будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности - сложно структурированное, многогранное образование - проявляется в трех уровнях сформированности: высоком, среднем и низком.

Низкий уровень: фрагментарность знаний в профессиональной сфере, аналитичность мышления; несформированный интерес к профессии, несформированная система ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех;  не принимается участие в профессионально направленных мероприятий по собственной инициативе; низкие навыки сотрудничества, общения; не принята необходимость актуализации самообразования, не замечаются условия профессиональной деятельности. Наблюдается неразвитость мотивации в профессиональной сфере, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих мотивов, либо наличие одного-двух мотивов, не представляющих социальной ценности.

Средний уровень характеризуется проявлением стремления профессионально развиваться и совершенствоваться, хорошими знаниями в профессиональной сфере; средним уровнем развития коммуникативных способностей, участием в профессионально направленных мероприятиях (в вузе и за его пределами, в тот числе, по собственной инициативе); адекватный анализ внешних условий. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности. В структуре мотивации присутствуют побуждения разного плана. Результативность решения задач не является постоянной. Проявляются затруднения в определении стратегии и тактики профессиональной деятельности в заданной ситуации. Интерес к решению задач ситуативный.

Высокий уровень характеризуется глубокими и систематизированными знаниями в профессиональной сфере; сформированными умениями устанавливать эмоциональный контакт с детьми и их родителями; сформированной системой ценностей, нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок к профессиональной деятельности; стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться; высоким уровнем умений выбирать и использовать формы, навыки и методы социальной работы; активным участием в профессионально направленных мероприятиях, проводимых в вузе и за его пределами, по собственной инициативе; умением оценивать свои возможности (как специалиста). Мотивация отличается высокой силой: увлеченность, настойчивость, целеустремленность. Будущие специалисты устанавливают высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки собственной деятельности.

Представленная модель может быть использована для повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов.

Рецензент:

Серякова С.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Драгунова О.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5160 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674